Максим Александрович обсудил с председателем комитета по образованию и делам молодежи Администрации района Ириной Сироткиной готовность образовательных учреждений района к возобновлению очного учебного процесса, а также посетил школу в Новодраченино.
Там министр смог лично посмотреть, как готова школа к началу учебы, пообщался с педагогическим коллективом и познакомился с участницей программы "Земский учитель" Мариной Кулясовой.
В целом увиденным Максим Костенко остался доволен: в классах и коридорах – уютно и светло, побелено, покрашено, подготовлены методические материалы и учебное оборудование. Проработан вопрос с учебниками.
Чувствуется, что коллектив под руководством директора Алексея Гавшина приложил немало усилий, чтобы внутри перешагнувшего полувековой юбилей школьного здания было комфортно и ученикам, и педагогам. Не забыли в процессе подготовки и об актуальных санитарных требованиях: подготовлены антисептики, нанесена разметка, назначены и проинструктированы ответственные за проведение термометрии. Никого не останавливает необходимость соблюдать подобные ограничения – хочется в школу.
- Пять месяцев школьники Алтайского края фактически оторваны от школы, разобщены от своих детских ученических коллективов, - сказал Максим Александрович. – И дети и педагоги просто-напросто соскучились друг по другу. Поэтому желание одно – 1 сентября прийти в школу, сесть за парты и начать учиться: в привычном, очном формате, без дистанционных форм. Надеемся, что в нашем регионе именно так и произойдет: основой образовательный процесс возобновится очно и даже пройдут линейки. Хотя бы для первоклассников и учащихся выпускных классов.
Максим Костенко подчеркнул, что вынужденное в условие пандемии изменение формата обучения имело и неожиданный положительный эффект. Для многих стало очевиднее и понятнее то, насколько значима и важна школа, педагоги в жизни каждой семьи, где есть дети.
- Школа настолько вошла в нашу повседневность, стала обыденностью в наших мыслях, чувствах и эмоциях, что в какой-то момент перестала осознаваться ее важность, - отметил Максим Александрович. – А пятимесячный дефицит обнаружил, что невозможно жить и развиваться без опоры на значимого взрослого, коим является учитель. Оказывается, даже в наш век цифрового детства сложно осуществлять коммуникацию, если ты не встречаешься через день или каждый день с одноклассниками, учителями.
Осмотрев школьные кабинеты, побывав в спортзале и столовой, даже на пришкольном участке, Костенко пообщался с учителями. Он познакомился с "земским учителем" Мариной Кулясовой, расспросив учителя начальных классов о том, как прошло знакомство с детьми и коллективом, как удалось адаптироваться в новой школе. Состоялся и обстоятельный разговор с педагогическим коллективом.
Министр не только рисовал оптимистичные перспективы, но и касался больных мест системы образования, перечисляя шаги, которые предпринимаются для решения проблем. Основное внимание было уделено кадровому дефициту.
- В этом году в Алтайском крае в рамках реализации губернаторской инициативы "молодой педагог Алтайского края" была учреждена стипендия имени Алексея Щекотинского, - рассказал Максим Костенко. – Претендовать на нее на конкурсной основе могут студенты старших курсов, которые решат совместить учебу и работу в школе, имеющей кадровый дефицит. Таким студентам будет дополнительно выплачиваться 7500 рублей на протяжении пяти месяцев. Ожидаем, что стипендиатами станут 80 человек.
Министр образования и науки напомнил также о том, что для молодых специалистов предусмотрены разные инструменты поддержки, в том числе подъемные. Для получивших диплом средне-профессионального учебного заведения – 170 000 рублей, для выпускников вузов – 250.
- Есть определенная надежда на колледжи, - отметил Максим Александрович, - где с введением новых образовательных стандартов у студентов появиться возможность получить дополнительную специализацию. Например, не только учителя начальных классов, но и учителя географии. Это тоже частично поможет решить проблему.
Особо говорил министр о мотивации идти работать в школу и об одном из самых важных мотивационных факторов – заработной плате.
- Сейчас принято решение о дополнительном выделении из регионального бюджета 54 миллионов рублей, - рассказал он новодраченинским педагогам, - эти средства будут добавлены в муниципальные фонды заработной платы. Предусмотрено увеличение фондов и на следующий год. И речь идет о миллиарде рублей.
Костенко подчеркнул, что федеральная выплата за классное руководство, установленная в размере пяти тысяч рублей по инициативе Президента, не будет зависеть от количества детей в классе. Ограничение одно – один педагог не может быть классным руководителем более, чем в двух классах.
Обсуждали проведение ЕГЭ и ОГЭ, преподавание второго иностранного языка в школе. Максим Александрович довел до аудитории информацию о том, что экзамены для девятиклассников и одиннадцатиклассников могут перестать быть обязательными.
- На самом высоком уровне обсуждается вопрос отмены обязательности этих экзаменов, - рассказал министр, - мы можем прийти к том, что это будут два не связанных между собой процесса. Завершение 11-летнего обучения и получение аттестата - это одно, а ЕГЭ – уже другое: если хочешь куда-то поступать, то сдаешь экзамены. Никаких законодательных норм по этому поводу пока не принято, но разговор идет серьезный, поэтому могут быть новости.
В завершение встречи Максим Костенко поблагодарил педагогов за разговор, пожелал успехов на педагогическом поприще.
- Учительская профессия - это профессия, формирующая будущее, - отметил он. - Будущее ребенка, будущее страны. И мы в это будущее верим и будем прилагать все усилия, чтобы оно было позитивным.