Уроженка Томской области, она летала на самолётах, ходила на пароходах... А впервые узрев приближающийся к перрону электропоезд, влюбилась в железную дорогу раз и навсегда!
Любовь Михайловна - личность многогранная. С 1971 года - постоянная участница художественной самодеятельности при Тягунском Доме культуры. Примерная мать, бабушка, искусная домохозяйка, цветочница. Занимается рукоделием, приготовлением кулинарных вкусностей, спортивной ходьбой... Одним словом, отметив семидесятилетний юбилей, она продолжает жить полноценной счастливой жизнью.
Путей на свете очень много
...Уже смолкли залпы войны, страна мало-помалу подымалась из руин. Люба Погорелова родилась в 1949 году. Всего у родителей было четверо детей. Жила семья в селе Колпашево Томской области. Несмотря на то, что в 1938 году ему присвоили статус города, коренные жители так и продолжают называть Колпашево деревней.
Живописное местечко, где сосны рвутся в небо! Неподалеку от жилого массива - озёра с прозрачной чистейшей водой и большим количеством рыбы. В прибрежных зонах растёт брусника, черника, клюква и смородина. Местами к берегам спускается кедровая тайга, вскрикивают кружащие над озёрами чайки. Небольшой старинный городок над величественной Обью.
Глава семьи Михаил Иванович работал лесозаготовителем в леспромхозе. Но в конце пятидесятых стали в той местности лесхозы закрываться. То ли ресурсный потенциал был исчерпан, то ли другая причина... Но без леса отец себя не мыслил. Родители сперва в Ларичиху Тальменского района думали переехать - там функционировали деревообрабатывающий завод и леспромхоз. Ларичиха не очень-то отличалась от Колпашево. Так же сосны кругом, равнинная местность, позволяющая разглядывать очень далёкий горизонт. Но, в конце концов, Погореловы поехали в Тягун Алтайского края Сорокинского района... Вероятно только потому склонились к этому решению, что там проживала сестра отца. И потом, Тягун привлекал своей молодостью: устроившись здесь, можно было смело загадывать на перспективу.
Любе на тот момент шёл двенадцатый год. В шестой класс она пошла уже в Тягуне. Не сразу привыкла к новому месту жительства. Здесь такой холмистый ландшафт! Тайга опоясывает посёлок, и за обступившими дома холмами ничего не увидишь - горизонт так близко! Будто бы за этим лесом и находится тот самый сказочный край света... А вот болотами и реками уже не удивишь: и в Колпашево их навидалась. Особенно по рекам походила, ведь из деревни только на плавучем транспорте выбирались. На автобусах и то нечасто приходилось кататься, а уж о железной дороге колпашевская молодёжь только понаслышке знала.
А потом, покидая Колпашево на долгие-долгие годы, Люба очутилась на железнодорожном вокзале города Томска. Впервые в жизни она увидела железную дорогу и поезда. Сердце как будто оборвалось! Змея, скользящая по рельсам... А как здорово ехать в светлом и тёплом купе! И смотреть, как мир мелькает за окном... Вот тогда она и влюбилась в железную дорогу. И радовалась тому факту, что через Тягун, где им предстоит жить, ходят поезда!
Дай, машинист, гудок!
Окончив школу, Люба поехала в Барнаул. У неё имелись вполне реальные планы на будущее не имеющие ничего общего с сельской местностью. Строился город Заринск, возводился большой коксохимический завод. Новорожденный городок ждал дополнительные кадры специалистов, обеспечивая горожан благоустроенными квартирами. Одним словом, Заринск был весьма привлекателен для молодёжи. Многие Любины одноклассники собирались жить и работать в Заринске. Девушка поступила в химико-технологический техникум, чтобы по окончании учёбы выйти оттуда с дипломом технолога химического производства. Училась на вечернем отделении. Днём работала на заводе "Химволокно". Хотелось самой себя обеспечивать, а не тянуть родительские жилы.
Однако всё сложилось не так, как предполагала. Получив специальность, девушка приехала в родительский дом, чтобы отдышаться перед новым этапом взрослой и совершенно самостоятельной жизни. Вот не ходила бы в свою художественную самодеятельность, сидела бы дома!.. И не встал бы тогда на пути симпатичный молодой человек - Виктор Коновалов.
Избранник категорически отказался уезжать из родного посёлка. Тем более у своих родителей он был самым младшим сыном - единственным, кто остался с ними рядом. А Люба потеряла голову, и ей уже всё равно было, где оставаться жить, лишь бы с любимым. Да и чем здесь плохо?
Так в Тягуне образовалась молодая семья. Один за другим родились у Коноваловых трое ребятишек. Любе хотелось побыстрее выйти с последнего декретного отпуска, чтобы устроиться на работу. Прельщала железная дорога, но попасть туда не надеялась, ведь в те годы кадровой чехарды не было, пожалуй, ни в одной крупной организации.
Муж Виктор ни малейшего отношения не имел к железнодорожному хозяйству. Шофёр по профессии, он много лет работал на одном месте - в "Мехкарьере". Поэтому не мудрено, что Любовь тоже пошла работать на это молодое успешное предприятие. Женщину приняли туда в качестве мастера погрузки. В обязанности входило отслеживать погрузку щебня в вагоны, оформлять документацию, сдавать бумаги в товарную контору, основанную при вокзале. Последняя функция очень нравилась Любови. Как на крыльях летела в эту контору. А тогда начальником станции служил Владимир Михайлович Шестаков. И он, завидев, Любу Коновалову, всё повторял: "Давай уже, переходи к нам!" А ей только этого и хотелось. Только совесть мешала прыгать с одного места на другое как птичка перелётная, ведь не так давно на карьер устроилась.
Но через месяц женщина осуществила свою мечту - пришла работать на железку! Ей было тридцать, но казалось, что жизнь только началась! Новая жизнь, но с прежней любимой семьёй, где все понимали, поддерживали жену и мамочку.
Стала работать приёмосдатчиком, затем - дежурной по станции. Поступила учиться на заочное отделение в железнодорожный техникум. Наличие специального образования уже тогда было обязательным условием - "железка" ошибок не прощает.
Любовь одна
виновата
До Любы ещё никто из рода Погореловых на железной дороге не работал. Ремесло предков было связано чаще всего с лесозаготовкой. И стоило только Любови устроиться на станцию, её отец Михаил Иванович сделал неожиданное признание. Он как-то загадочно глянул на дочку и произнёс: "Просто удивительно! Моя дочь служит на железной дороге!.. А ведь тебе, наверное, мои гены передались?.." Люба встрепенулась: "Здравствуйте!.. Ты же всю жизнь в лесном хозяйстве отработал!" Чуть дрогнувшим и притихшим голосом отец ответил: "Я когда увидел в первый раз вокзал, рельсы, поезд - у меня сердце защемило! Уж как мне хотелось работать в этой сфере!.. Да только вот не судьба..." А вот у дочки, можно сказать, эта мечта исполнилась. Ни разу в жизни не пожалела Люба о том, что пришла сюда работать.
В 1989 году Коновалову назначили начальником станции. На тот момент женщине было 40 лет. На вопрос, помнит ли она свой первый рабочий день в качестве начальницы, Любовь Михайловна реагирует смехом: "Да я первые пять лет-то не помню. Как в тумане всё прошло! Ведь коллектив был у нас большой - сорок человек. В подчинении - и составители, и билетные кассиры, и даже кочегары. Я никогда прежде не руководила таким большим коллективом!.. Хотя... характер мой позволял.
Нелегко приходилось. Ведь и партсобрания часто проводила, в качестве секретаря первичной партийной ячейки... Имели место быть сложные производственные моменты. И личные - с работниками. Но чтобы кто-то в коллективе исподтишка навредил другому или накляузничал - такое было исключено!
Инструкции по технике безопасности усложнялись из года в год. По новым правилам требовалось приходить на вокзал с внеплановой проверкой во внеурочное время суток. Просыпалась и в три часа ночи, и в пять, чтобы по тёмным тропинкам добрести до вокзала. Там убедиться в том, что дежурный по станции не задремал. Супруг очень жалел меня... Хотя отдалённый от райцентра Тягун населяли приезжие, в том числе и с криминальным прошлым, никогда никто не напал на меня, не напугал. Уважали.
Я не была никогда строгим начальником. Настойчивой была. В коллективе были все знакомые, односельчане. Трудились хорошо. Я просто не имела права принижать их или иначе проявлять превосходство - все мы люди.
Основные обязанности заключались в том, чтобы контролировать дисциплину, и обеспечивать отсутствие простоя вагонов - сотрудничали с карьером, с леспромхозом. Также за неимением весов следовало следить за погрузкой в вагоны, дабы не допустить перегруза. Безопасность и режим - вот два ключевых понятия, которые должны были соблюдаться неукоснительно.
Не единожды за время моей службы случались чрезвычайные ситуации. Однажды мне пришлось руководить операцией по тушению горящего вагона, наполненного макулатурой. Вагон в это время стоял на перегоне, и по какой-то причине произошло возгорание. Затушили быстро. Всё благополучно закончилось. А главное, ничего не взорвалось!
Потом был такой случай - произошёл сход вагона с рельсов. Об инциденте мгновенно доложил машинист. В оперативном режиме мы закрыли движение по первому и второму пути, организовали своих составителей и вызвали дополнительных рабочих на подмогу. Оседлали свой маневровый, прихватив с собой имеющееся подсобное оборудование. Со станции Голуха был организован локомотив, который и увёл хвостовую часть пострадавшего порожняка в свою сторону. Мы сами подняли вагон! И когда из Новоалтайска на место аварии прибыли профессиональные восстановители и увидели, что вагон благополучно водружен на рельсы, развели руками: "А нам здесь делать нечего!"
…Внешне крепкая, статная. Многие, взирая на Любовь Михайловну со стороны, считали, что у неё стальной стержень внутри. Как же это было обманчиво! За каждый конфликт, проблему и неудачу женщина глубоко переживала. Всё держала внутри себя, долго вынашивая переживания, хотя вида никому не показывала. Лишь постепенно всё пережитое уходило на задний план, отшелушивалось, как отмершие клетки. Жизнь продолжалась и требовала движения. Как часто Люба находила отдушину в Доме культуры! Природный артистизм требовал выхода. С песней приходили хорошее настроение и свежая волна стремления жить и созидать. А чувство юмора никогда не изменяло ей.
Дома во всём поддерживал супруг Виктор. Он понимал, как много значит для Любы любимая работа. "Бывало, отработаю смену 48 часов, приду домой, посплю часа два и... уже звонок: просят заместить человека, который, например, уезжает на учёбу. А то и одновременно выполняешь свои обязанности и делаешь работу за другого железнодорожника. Суетишься! То вагон перегрузили, то еще что... Бежишь разбираться!
Никогда, ни разу в жизни не было таких моментов, когда я сгоряча бы бросила: "Ухожу!" Нет и нет. Люблю железку! Эта любовь заключается в вечном движении, в постоянной перестановке, в непрекращающейся событийности. Это такой адреналин!
…Пенсионеров не задерживали: молодёжь на пятки наступала. Поэтому, дорабатывая последние месяца до выхода на пенсию, я была уверена, что уйду с руководящего поста окончательно и бесповоротно, как бы грустно это не звучало. Целый год занималась обучением своего преемника: пригласила из путейцев исполнительного толкового парня, Владимира Крылова. Хотя собственный сын уже работал со мной в одной организации. Но сына учить отказалась. Чтобы потом сравнивали нашу работу!?.. Если надо, Владимир сам всего добьётся.
В декабре того года я отметила юбилей - две пятёрочки. Самой короткой и загадочной оказалась последняя смена с десятого по одиннадцатое января. Запомнила эти часы. Страна ещё находилась в праздничной эйфории, а мне было грустно. Было больно.
...Последнюю смену сдавать ещё рановато, но послышались шаги. Мой воспитанник Владимир Сергеевич пришёл на работу раньше. Он открыл дверь в дежурную и произнёс: "Любовь Михайловна! Сегодня ваш последний рабочий день. Спасибо за работу. Вам нужно съездить в отдел кадров". Ну, вот и всё? Не тут-то было! В марте меня вновь пригласили в коллектив железнодорожников - в качестве дежурной по станции. Нужно было ездить на перегоны, контролировать ремонт путей уходящих в сторону Аламбая, Артышты, Салаира. И на это ушёл почти год. На второй год мы направились в сторону Смазнево - на перегон. В итоге ещё несколько лет, находясь на пенсии, я подменяла ушедших в отпуск железнодорожников. Сама не напрашивалась - приглашали. Отказывать не хотелось - душа ещё грелась надеждами. Ведь у наших душ нет пенсионного возраста.
Счастливого пути!
Самолётом быстрей,
Веселей на авто.
Романтичнее на корабле.
Только я променять
Не смогу ни на что
Полку в тихом уютном
Купе!
Железная магистраль всегда рядом. Она не передвинется, не исчезнет. Каждый проходящий состав, сигнальные рожки слышно с усадьбы Коноваловых в любое время суток. Любовь Михайловна любит совершать поездки на поезде. Для неё они не кажутся скучными и утомительными. Только в последнее время дом покидает она не так уж и часто.
Давненько не бывала в Колпашево. Из Барнаула в Томск раньше приходилось летать самолётами (жутко!). От Томска до своей деревни надо плыть на речном судне, который там называют ракетой.
- Скорость у ракеты "Заря" больше чем у моторной лодки. Я в детстве думала, что у неё подводные крылья есть. Быстрая, стремительная, но кто не знает этот вид транспорта, не поймёт. Однажды в конце сентября ездила туда в отпуск. До родины добралась на "ракете". Хорошо так! Недельку гостила. Надо возвращаться, а "ракету" не дают - мелководье! Нашли у соседа моторную лодку и час пилили по реке Кеть вплоть до берегов деревни, имеющей автомобильную артерию. Оттуда и до Томска рукой подать. Прежде из Тягуна до Алма-Аты можно было доехать на одном поезде без пересадки. Вот и ездила туда неоднократно. А сейчас из Тягуна можно хоть в Москву махнуть, хоть в Омске сойти...
В молодости все были лёгкими на подъем. Бабушка моя родом с Волги, с окрестностей Жигулёвска. Ей так мечталось малую родину посетить! А дети всё заняты работой и внуки уж подросли. Я как раз была студенткой техникума, согласилась летом сопроводить бабушку на её вотчину. Это была моя первая дальняя поездка.
В прошлом году с дочкой на автобусе ездили на Телецкое озеро. Неделю там отдыхали. В Горном Алтае часто бываю. За Кытманово в деревеньке одной живёт родственница по папиной линии, ей уж за восемьдесят. У бабушки за огородом растут кусты шиповника. Вот мы и ездим каждый год собирать полезные плоды. Там в деревне такая тишина, что уши закладывает! Как же человек привыкает ко всему. До такой степени мы привыкли к соседству с линией, что не замечаем. А если родственники с Томской области приезжают, они удивляются: "Как вы здесь выживаете? Тук-тук-тук..." А я им встречный вопрос: "А вы как там? В Колпашево над головами постоянно самолёты снуют, гул стоит. Это же ещё страшнее!"
Самое дорогое
Виктор Александрович рано ушёл из жизни. Супруга похоронила его шесть лет назад. Сорок три года прошли рука об руку. Как в той песне - "от станции Любовь до станции Разлука у нас с тобой билет"...
Любовь Михайловна не так уж и любит много и подробно рассказывать о себе. Очень часто в беседе "переводит стрелки" на самых дорогих в её жизни людей - детей и внуков. При этом женщина мгновенно меняется в лице, оно будто озаряется вспышками солнечного света. Старший сын - Владимир. Ему сорок восемь лет, работает дежурным по станции. Женат на Оксане, так же служащей при железнодорожном хозяйстве в товарной конторе. Сын со снохой вырастили двоих детей. Внучка Настя - дежурная по станции Тягун, а внук Денис оканчивает железнодорожное училище. Он гордость бабушки! Будет помощником машиниста.
Никогда раньше не могла бы предположить Любовь Михайловна, что вереницей пойдёт по её стопам целая династия железнодорожников. Младшей дочери Оксане - сорок три года, сама она работает в торговой сфере. Обе её дочки - студентки железнодорожного техникума. Яна без пяти минут выпускница. Оля учится на третьем курсе. Девочки прилежные, молодцы!
Средняя дочка Танюшка живёт в Киселёвске, воспитывает троих детей. Самая младшая внучка Соня - ещё пятиклассница. Дочери часто приезжают в Тягун.
Мир увлечений
Второй мамой называет Любовь Михайловну заведующая Тягунским Домом культуры Вера Воробьёва. Она и вправду как мать - мудрая, добрая, понимающая. А сколько раз не просто поддержала в трудную минуту, но и оказала реальную помощь!
Свою жизнь без клуба Любовь Михайловна не мыслит. С 1971 года постоянная участница художественной самодеятельности. Принимала активное участие в инсценировках, в играх КВН, различных викторинах. Всегда пела, и по сей день с песней вместе!
Выход на заслуженный отдых раскрыл новые возможности. Любовь стала много рукодельничать. Вяжет, вышивает всякими способами: крестиком, бисером и "алмазами". Но самое важное и трепетное - цветоводство. В принципе, женщина всегда этим занималась. Называет это хронической зависимостью, болезнью неизлечимой. По ней лучше возиться в палисаднике со цветами, чем в огороде с овощами. Любовь Михайловна - тот человек, к которому нужно приезжать в сезон цветения её усадьбы. В гуще привычных нашему глазу цветов можно встретить и астильбу, и всевозможные виды и калибры ирисов... Стоит ли продолжать?..
Особую давнишнюю слабость женщина питает к георгинам. Сколько хлопот требуют эти многолетние растения! Тяжело, грязно работать с корнями: осенью выкопать, осторожно стряхнуть землю, высушить в теплице, поместить в мешки. Мешки в свою очередь затащить в дом и опустить на зимнее хранение в погреб. При жизни Виктор Александрович соорудил отдельный лаз в подполье - специально для хранения корневищ георгинов.
- Супругу очень нравились цветы, которые на нашем участке начинали поочерёдно расцветать как только снег сходил с земли. "Ну когда же они зацветут!" - торопил Виктор весенние первоцветы. Я украдкой наблюдала из приоткрытого окна, как он бродит между клумб и рассматривает декоративные растения. А при мне нарочито куражился, ворчал: "Там не наступи, там отойди! Да ё-моё!"
Я очень люблю георгины, несмотря на то, что с ними много хлопот. У меня их четырнадцать расцветок. Сею также и однолетние. Бывает, что на первое сентября ко мне приходят, чтобы попросить букет ярких крупных цветов. Как дело к весне, начинаю сеять. Ммм... Какое наслаждение - работать на земле, взращивать, лелеять! Рассада петуний уже совсем большая, надо рассаживать. Рано вынесу ящики с петуниями в уличную теплицу…
Пять лет назад Любовь Михайловна задумалась о пользе прогулок для здоровья.
- Что ходить просто так? Говорят, что пеший с палочками получает больший оздоровительный эффект. И мышцы все задействованы. Купила специальные палочки. Попробовала, как скандинавы ходят. Понравилось. Одной ходить ни то ни сё: решила привлечь единомышленниц с Деповской улицы: Людмилу Петровну Гужаковскую, Надежду Ивановну Кондакову, Зинаиду Павловну Глусцову. И стало нас четверо. Летом стараемся пораньше сходить, до солнца и жары успеть, часов в шесть - семь утра. А в зимние морозы выбираем солнечный полдень.
Шагаем, оздоравливаемся. Не молчим! Общаемся обо всём что нас волнует. Кто-то сделал домашнюю колбасу, а кто-то булочку состряпал с сыром. Кто холодец с хреном приготовил. Любопытно! Это же какой адреналин мы получаем во время променада! Заряд бодрости на весь день! - эмоционально рассказывает удивительная героиня сегодняшнего сюжета. Счастливая, влюбленная в жизнь, неутомимая женщина. Сибирячка.
Елена ТЕРСКАЯ