Как отметила в приветственном слове председатель комитета по культуре Марина Савченко, благодаря переданным Вячеславом Владимировичем экспонатам, экспозиция значительно расширилась и обогатилась.
- Большое спасибо за такой вклад в изучение истории района, за щедрый дар музею. Вячеслав Кокшенев не просто историк, краевед, исследователь Заринского района. Это человек с большой душой, открытым сердцем. Ученый со всеобъемлющей любовью к истории.
Марина Анатольевна подчеркнула, что сотрудничество барнаульского историка и районного краеведческого музея – давнее и очень плодотворное. И хочется думать, что обновление экспозиции – это не последний совместно реализуемый проект. Руководитель комитета по культуре выразила надежду, что Вячеслав Кокшенев примет участие в ноябре этого года в фестивале национальностей "Вместе мы Заринский район", а также других проектах.
Вячеслав Кокшенев рассказал, что с нашим районом его связывают не только археологические раскопки и краеведческие исследования.
- Оказывается, часть моих корней – именно отсюда. Во-первых, мой дед Сергей Николаевич в 20-30-х года был землеустроителем и нарезал земли для колхозов, которые здесь создавались. Мой отец, будучи совсем молодым человеком также работал в районе. он был учетчиком из центра, человеком, который фиксировал – какие были хозяйства, какую продукцию они выпускали.
Но тесное знакомство самого Вячеслава Владимировича с Причумышьем началось в конце 70-х годов 20 века. На тот момент историк побывал уже не в одной экспедиции, работал с такими маститыми археологами как Алексей Окладников, Алексей Уманский.
- В Барнаульский пединститут приехал один из основателей вашего районного краеведческого музея Евгений Назаров. Евгений Семенович обратился к преподавателям исторического факультета с просьбой: направить в Сорокинский тогда район экспедицию, которая дала бы хоть какую-то информацию о прошлом этой земли. Энтузиасты, создававшие музей, собрали на тот момент богатый этнографический материал, много было экспонатов по фауне района, а в плане археологии - белое пятно. Вот Назарову и хотелось восполнить этот пробел и создать в музее соответствующую экспозицию. Его
В пединституте Евгению Семеновичу тогда отказали, сославшись на то, что археологические изыскания уже давно распланированы и в Причумышье проводить раскопки нет возможности.
- На тот момент этот притаежный край не считался перспективным в плане археологии, - пояснил Кокшенев. – Центром археологии был Горный Алтай.
И сорокинского учителя истории направили к Кокшеневу, который был методистом краевой станции юных туристов, а также готовил инструкторов по туризму и краеведению.
И по итогам разговора в района начала готовиться археологическая экспедиция. Кокшенев так вспоминает этот судьбоносный момент:
- Я своим ребятам тогда сказал: этот район - белое пятно. Если мы что найдем, то это наш большой вклад в историю Алтайского края. И поехали. Было белое пятно, но за три экспедиционных лета мы открыли более 150 исторических и археологических мест.
Заринский район на долгие годы стал местом притяжения для Вячеслава Кокшенева. И проводя здесь новые и новые раскопки и изыскания, ученый все сильнее влюблялся в место, про которое он иначе как уникальное и не говорит.
- Ваш район – это уникальнейший во всем Алтайском крае. Такого богатства и разнообразия материал практически всех исторических эпох больше нет нигде.
Палеонтология? Огромное количество артефактов удивительной сохранности. Чумыш до сих пор продолжает дарит удивительные свидетельства прошлого – кости и бивни мамонта, пещерного носорога, доисторического оленя и многих других животных, которых здесь было изобилие. Потому что Алтай – это родной брат Урала, где тысячелетия назад жили уникальнейшие животные.
Помимо этого на территории Заринского района находится несколько палеонтологических стоянок. Одна из них – в районе села Среднекрасилово. Там была не просто стоянка, там находилась мастерская по изготовлению орудий труда и оружия древнего человека.
- В окрестностях этого же села мы нашли очень интересное захоронение на горе Кораблик, - отметил историк. - Оно необычно тем, что двойное, могилы относятся к разным эпохам. Нижнее захоронение – это девочка. Причем это не просто девочка, по ряду артефактов можно судить, что она была жрицей, выполняла культовые обязанности.
Ряд находок с той давней экспедиции теперь в стенах краеведческого музея. И Кокшенев считает это правильным. Те, кто живет сегодня на этой земле должны знать ее прошлое.
- К нам несколько раз обращались из Эрмитажа, - рассказал Вячеслав Владимирович, - с просьбой передать туда ряд экспонатов. Но они оказались именно в районном музее.
Археологические раскопки на Кораблике принесли исследователям и еще одно открытие. Захороненная порядка пяти тысяч лет назад юная жрица держала в руках куклу – личину бога Зороастра – бога Солнца и Огня. А на голове этой куклы был головной убор из перьев.
- Это находка в Заринском районе стала еще одним аргументов в пользу гипотезы Алексея Окладникова, считавшего, что родиной северо-американских индейцев была именно Сибирь. Он выдвинул эту версию по результатам находок в Минусинской котловине. И сегодня эта гипотеза не выглядит уже настолько фантастичной, как было первоначально. У нее все больше доказательств. Одно из таких – среднекрасиловские находки.
Кораблик "подарил" археологам не только девочку-жрицу. Там было и верхнее захоронение с могилой воина. Относится оно к периоду раннего железного века.
Оставившие заметный след в мировой истории скифы, к Причумышью тоже имеют отношение:
- Они жили и в этой местности, - обратил внимание Вячеслав Кокшенев. - В Гоношихе есть два царских кургана, скифских.
Особое внимание присутствующих исследователь обратил на исторический пласт связанный с пребыванием на берегах Чумыша телеутов.
- Именно здесь на Алтае жил такой уникальный народ, как телеуты. – Ведь русские, по большому счету завоеватели, колонизаторы. А коренными жителями этих территорий были разные народности, в первую очередь телеуты. Здесь свидетельства этого можно было найти еще в 20 веке – Кызыл-Улус. Было такое село, где жили последние телеуты Причумышья.
Кошенев напомнил собравшимся, что телеуты - уникальная народность, нация воинов.
- Телеуты почти сто лет воевали с русскими, отстаивая свою честь и свободу, свою государственность. Ведь созданное ими государство несколько веков занимало практически всю территорию современного Алтайского края, в том числе и Заринского района.
Именно с телеутами связана еще одна важная находка на территории нашего района.
- В устье Татарки мы нашли поселение этих телеутов, - рассказал Кокшенев. – И эо поселение было интересно тем, что там было так называемое городище: ров и вал, укрепленный стеной. Когда приходили завоеватели, то жители спасались сами и спасали свой скот в таком городоще. Оно сейчас называется Новозыряновсая юрта.
По словам историка, городище – явление не уникальное. Оно использовалось многими народами. Нов Новозыряново исследователям все не давал покоя вопрос: а где земля из отвала.
- Когда копается ров, то неизбежно есть земля, которую из него вынимают, - рассказал он. – Обычно этот отвал и становится дополнительно укрепленным валом. А здесь ров был, вал был, но анализ состава и качества почвы говорил о том, что никто ничего не копал. Как так? Более того - за первым большим рвом и валом, были еще такие маленькие ровики и валики
Почему? Зачем? Для конницы достаточно одного рва – она и так не спустится. А эти тогда зачем?
Более подробно углубившись в изучение, группа пришла к выводу, что перед ними явление природного характера – астроблема. Астроблема – это место падения крупного болида или астероида.
- Нам стало понятно, что это не рукотворное явление, - сказал ученый. - Когда-то громаднейшая глыбища упала с неба, ударила и по земле пошли круги. И жители для своих целей использовали то, что дала природа. Когда и как это случилось – это еще предстоит изучать.
Не мог Кокшенев не вспомнить в этом разговоре и два уникальных объекта, которые тоже связаны с его работой. Это Среднекрасиловский подземный храмовый комплекс и похожие пещеры в Жуланихе, на месте монастыря Александра Невского.
- Ни в одном из соседних районов, ни даже в соседних регионах нет такого, - особенно акцентировал внимание Вячеслав Владимирович. – Подобное есть только в Киево-Печерской лавре, колыбели русского православия. И в Заринском районе. Так разве можно после этого не удивляться этому уникальнейшему месту, где столько всего удивительного?
А сколько еще непознанного?!
Какой эпохи ни коснись, какой исторический период ни вспомни – в Заринском районе есть всему свидетельства, следы и артефакты. И очень и очень многое не изучено.
Ваш район хранит еще очень много тайн и неизвестности. Поэтому любите историю, храните ее. А главное – изучайте и передавайте детям интерес. Они должны знать и гордиться, что живут на такой уникальной земле.