По-разному рождались населенные пункты на территории нашего района. Одни деревни, особенно в давние времена, возникали сами собой, с первой землянки, с заселения пустующих плодородных земель. У райцентра Клявлино история начиналась с дороги.
В 1907 году были проведены инженерно-изыскательные работы по строительству Волго-Бугульминской железной дороги, на участке Шентала-Клявлино. В начале 1908 года начались работы по строительству дороги и одновременно -здания вокзала, жилых бараков и водонапорной башни.
На строительстве использовался конно-ручной труд. Лопата, лом, кирка - были основными орудиями труда. Тяжелые шпалы и рельсы укладывали вручную. При возведении земляной насыпи пользовались тачкой, камень возили на лошадях. Работали крестьяне ближних сел: Клявлино, Петропавловка, Новые Сосны и Новый Маклауш. Вызывают удивление и восхищение темпы строительных работ. Трудно сейчас представить, что наши предки за неполных три года выполнили колоссальный объем работ и уже в 1911 году был открыт участок дороги Мелекесс-Бугульма ( через станцию Клявлино).
Земледельческое производство являлось главной отраслью крестьянского и помещичьего хозяйства в нашем крае, поэтому железная дорога имела важное значение для развития торговли хлебом.
Из воспоминаний жителя деревни Петропавловка Кузьмы Сергеевича Тюрина: "Петропавловцы жили бедно. Своей земли не было. Работали на фабрике, на барских полях, нанимались в пастухи, уходили в отходничество в Бузулукский уезд к немцам-колонистам в работники.
Заметные перемены начались на станции в связи со строительством Волго-Бугульминской железной дороги (1908 - 1912 гг.). Сюда приехало много русских инженеров, техников, мастеров, бригадиров с помощниками, рабочими. Они снимали для проживания комнаты в Клявлино и Петропавловке.
К возведению насыпи и подвозки камня к дороге привлекались и жители окрестных селений. Машин никаких не было. Мне тогда тринадцать лет было. Два брата грузили землю на телегу, я лошадь гонял и опрокидывал телегу с грунтом у насыпи. Камень ломали у села Клявлино в горах, клявлинские и из других селений мужики возили на лошадях его к мостам и новостройкам. Вообще эта дорога здорово поддерживала мужиков деньгами. Одним не дала свалиться, а других поставила на ноги. Потрудившись день на дороге, мужик получал 45-50 копеек, а на барской работе только 20-25. Мужику с лошадью платили по 1 рублю за день. Грузчики тоже хорошо зарабатывали. Крестьяне могли купить лес, кое-что для хозяйства. До этого большинство крестьян пользовались деревянными сохами и боронами. В селе в 1905 году было только пять железных плугов. Покупные железные лопаты, вилы, топоры не во всех домах имелись. Одежда своя-посконная, на ногах лапти круглый год.
На станции Клявлино клали водокачку из кирпича. А около линии братья Клементьевы из камня и кирпича возводили мельницу и склады: яичный, керосиновый, колесный.
В 1910 году пошли по дороге рабочие поезда. Первый паровоз дивом был. Вся деревня бегала встречать его. В 1911 году сдали дорогу в эксплуатацию. Деловые, с деньгами мужики стали на ней свои планы воздвигать. Байтермишские мужики: Трофимовы, Поляковы, Чугунов покупали на станции дома, чтобы торговлю открыть".
Паровозные гудки пробуждали веками дремавшие производительные силы нашего края и, вообще, интерес к ней.
В летописи железнодорожной станции Клявлино отразилась вся ее история: техническая реконструкция 30-х годов, подвиг железнодорожников в период Великой Отечественной войны, послевоенное развитие, автоматизация перевозочного процесса, внедрение тепловозной тяги поездов и многое другое. Благодаря строительству второго пути намного возросла интенсивность движения.