Итак, представим – середина первого класса. Все дети уже более-менее читают, пишут. А в тетради у вашего ребенка творится что-то невообразимое. Куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Большое количество, на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы ругаете ребенка, сидите с ним рядом за уроками, заставляете переписывать домашние задания по несколько раз, но толку никакого. "Почему же у моего ребенка такие трудности? Откуда появились эти нарушения с пугающими названиями — дисграфия, дислексия?" Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой. Какие же причины могли вызвать эти нарушения?
Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии.
Что вас должно насторожить:
• если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;
• если ребенок левша;
• если он - переученный правша;
• если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу;
• если имеется соматическая ослабленность (часто болеет);
• если он слишком рано пошел в школу;
• если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;
• если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики);
• если в семье говорят на двух и более языках;
• если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение;
• если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность;
• если у него есть проблемы с вниманием, памятью.
Все вышеперечисленные факторы могут вызывть нарушения письма и чтения в будущем. Как этого избежать? Ответ прост - для постановки диагноза дисграфия нужна консультация профессионала.
В любом случае следующий ваш шаг - обследование ребенка.