Но спектакли в сельской местности столь редкое явление, что, считаю, стоит поговорить об этом подробнее.
В начале апреля 1944 года в Ребрихе прошла премьера спектакля по пьесе Фридриха Шиллера "Коварство и любовь".
Накануне премьеры появилась афиша, извещающая, что в доме соцкультуры 2-го апреля состоится спектакль. Названы действующие лица и исполнители. Президента фон Вальтера при дворе германского владетельного герцога играл Н. К. Марфин, Фердинанда, его сына, майора - А. Ф. Чепрасов, гофмаршала фон Кальба - И. М. Мичин, леди Мильфорд - З. И. Бавыкина. Также в спектакле участвовали С. Г. Березовский, П. А. Лунев, В. С. Казанцева, А. В. Тютюник, Е. Ф. Кучина, А. П. Иванов, И. Я. Черкашин.
Режиссер постановки Н. В. Рейхардт.
Наталия Владимировна - в то время ей было 27 лет (родилась 27 июля 1916 года) - выпускница театральной студии Выборгского дома культуры г. Ленинграда. В Ребрихе она оказалась осенью 1942 года. Сюда вместе с сестрой и матерью их эвакуировали из блокадного Ленинграда. А до этого времени (с начала Великой Отечественной войны до мая 1942 года) по заданию Дома Красной Армии им. Кирова она руководила бригадами рабочей самодеятельности Выборгского дома культуры. Всего было дано более двухсот концертов в частях и госпиталях Ленинградского гарнизона.
В Ребрихе эвакуированных поселили в доме Марии Пряхиной. Подправив здоровье, молодой режиссер решила вернуться к любимому занятию и поставить на сцене Ребрихинского дома соцкультуры спектакль. Дело и по нынешним временам не очень простое, а тогда можно только представить, с какими трудностями столкнулся режиссер. Забегая вперед, скажу, что все получилось. Спектакль имел огромный успех у зрителей. Следующей постановкой в Ребрихе стала "Любовь Яровая" по пьесе Константина Тренева.
Собрав актерский состав, приступили к репетициям. Костюмы готовили сами. Помогала мама Наталии Владимировны (старший редактор Государственной публичной библиотеки Ленинграда). Шили, мастерили парики из ваты и клейстера.
Шесть лет назад (8 мая 2015 года) в "Алтайской правде" появился материал за подписью тогдашнего губернатора А. Б. Карлина "Живая память", рассказывающий об этом случае.
Дочь Наталии Владимировны Людмила Владимировна Шатрова прислала в редакцию краевой газеты программку спектакля, сопроводив ее письмом. "Мне очень хочется передать жителям Ребрихи в год 70-летия Великой Победы, что эта пожелтевшая программка, пусть и крошечное, но свидетельство несгибаемости русского духа, силы народа", - писала она.
"Лучше не скажешь. Ее письмо как готовый сценарий к фильму о военном поколении. Об одном его представителе Наталии Рейхардт, которая, не имея возможности воевать в рядах Красной Армии, сначала стала руководителем фронтовой концертной бригады, поднимавшей дух бойцов на Ленинградском фронте и ленинградских госпиталях, а потом в эвакуации просвещала алтайских сельчан, согревая их души искусством. Её фронт, как у всех в то страшное время, был более чем горячим: приходилось совмещать должность директора, художественного руководителя, режиссера дома соцкультуры и… уполномоченного по заготовке зерна. Она справилась. Разве это поколение имело шанс не справиться, не осилить, сдаться?" - читаем в "Живой памяти".
Интернет - дело благое. Сотрудник районной библиотеки В. Н. Кузнецова, заинтересовавшись материалом шестилетней давности, отправила дочери Наталии Владимировны сообщение с просьбой рассказать чуть подробнее о ее маме.
Людмила Владимировна откликнулась сразу. Сначала прислала заметку из газеты "Советская культура", сопроводив ее словами: "Советская культура" была газетой ЦК КПСС и попасть на ее страницы было не так просто. Мама никогда не была членом партии, но ее истинный патриотизм проявлялся на ее работе, которая всегда была значительной частью ее жизни".
Далее новое письмо, присланное также по Интернету:
"Потеряла я маму в ноябре 2008 года. Ей было 92 года. Мама сохраняла абсолютно здравый, чистый ум, чувство юмора, была современным человеком. Я старалась, чтобы она была модно одета, к нам приходили в дом друзья - люди интересные, мои ровесники. Мама никогда не оставалась в стороне от разговоров, застолий. У нас были знакомые французы, учившиеся и работавшие в России, и мама вспоминала французский язык, который изучала раньше. В возрасте 73 лет она поехала по приглашению в Париж и общалась там и по-русски и, даже к своему удивлению, не терялась в разговоре с французами. Ходила одна по Парижу, всем интересовалась - музеями, театрами, историей… справлялась с транспортом, а метро парижское непростое.
Интересно, что французский язык у неё был с отменной фонетикой, не так велик словарный запас и хороша грамматика, как именно фонетика. Ее обучала настоящая француженка, жена российского дипломата. Мама рассказывала, что до войны она видела в доме этой француженки Леониды Готье Анри Барбюса, приезжавшего неоднократно в СССР по приглашению правительства.
Прошло скоро уже 13 лет со дня ее ухода из жизни, а в ее день рождения я получаю СМСки от друзей со словами: "Помним, любим". Мне это удивительно и приятно.
С моим отцом она жила в Москве до развода в 1951 году. После развода вернулась в Ленинград и к работе по профессии. Работала на Красносельском бумажном комбинате (Красное Село под Ленинградом сейчас стало районом города Санкт-Петербурга), вела народный театр (взрослый и детский), ставила там не только драматические спектакли, но и писала сценарии и организовывала выступления агитбригад. Это было очень трудное, но очень востребованное, в 1960-1970-е годы дело. Сценарии писались на местном материале, на основе сиюминутных событий в коллективе, на производстве. Это всегда была музыкальная форма с сатирическим содержанием - сценки, куплеты, короткие скетчи в исполнении "своих" артистов, которые критиковали недостатки, высмеивали нерадивых работников, пьяниц, прогульщиков. Доставалось и начальству за промахи в руководстве, в организации производства и быта трудящихся комбината.
Эти выступления с нетерпением ждали, зрители принимали их с восторгом. Ещё бы! Критике подвергалось всё в смешной, юмористической форме - не злобно, но колко. Это помогало дирекции комбината, парткому, профкому поддерживать здоровую морально-психологическую атмосферу в огромном коллективе.
Самое сложное в работе мамы то, что профессиональный принцип: "Утром в газете - вечером в куплете" было соблюсти очень трудно - она писала сценарии и ставила их на сцене одна!
Тогда никто за авторским гонораром не гнался, да и не знали, что это такое. Получается? Успех? Вот и прекрасно! На городской конкурс? Ура, едем! Выступить с шефским концертом на селе? Конечно, едем!
Был большой успех, было ощущение своей нужности в этом непростом деле. Недаром мама на фронте с концертной бригадой выполняла задание политуправления Северо-Западного фронта - это работа политическая. Это воспитание человека, подъем его духовного, культурного уровня. Это воспитание патриота, любящего свою страну и борющегося за моральную чистоту советского человека".
Работа Наталии Владимировны Рейхардт была отмечена многочисленными почетными грамотами, она была членом художественного совета при обкоме профсоюзов Ленинграда.
"К сожалению, я, в силу молодости и беспечности, ей свойственной, занималась только своими делами - учеба в институте, дополнительное образование, общественная работа в Доме Дружбы с народами зарубежных стран…все это не позволяло мне вникать в работу моей мамы. И только появлявшиеся в жизни новые люди - мамины молодые друзья - говорили мне о неслучайности глубокого почтения их к моей маме. Благодаря ей, ее педагогическому и просто человеческому таланту, они, простые рабочие, служащие стали как-то по-другому смотреть на мир. Кто-то из них пошёл учиться в техникум, кто-то в институт, кто-то в Ленинградский государственный университет…получили среднее или высшее образование. Среди писем, полученных от ее бывших участников спектаклей и агитбригад, я видела письма прокурора, журналиста, врача. Все они, в прошлом участники "низовой, рабочей самодеятельности", все они мамины воспитанники, хотя были уже взрослыми людьми.
Ещё смешное добавление - я вышла замуж за московского артиста, к тому времени уже достаточно известного, и мы с мамой переехали в Москву. Взяла мама с собой и все свои сценарии. Мой муж работал в разговорном жанре. И мамины сценарии, и наработки агитбригад пригодились (в несколько переработанном виде) и на московской сцене! У них, тещи и зятя, сложились прекрасные отношения".
Дочь Наталии Владимировны Людмила родилась в Ребрихе в январе 1945 года. На наш взгляд, взгляд из глубинки, судьба благоволила Людмиле Владимировне, и жизнь ее была интересной, насыщенной событиями, чего так часто нам недостает. Она работала на "Ленфильме", Госконцерте СССР, в министерстве культуры СССР, на ВГТРК. Много путешествовала, как переводчик с испанского, с гастролями артистов побывала в Латинской Америке, Испании, Португалии, объехала все страны Европы. Но во всех паспортах, на всех визах и документах в строке место рождения написано: "село Ребриха Алтайского края".
На снимке: афиша спектакля "Коварство и любовь", поставленного на ребрихинской сцене в 1944 году.
Редакция благодарит Веру Николаевну Кузнецову за предоставленные материалы.