19-го декабря, в течение суток на фоне повышенного давления ожидается пасмурная погода, небольшой снег; ночью -4..-6°, днем -1..-3°, ветер восточный, умеренный.
20-го декабря - пасмурно, -1°, возможен небольшой снег, ветер северо-восточный 5-9 м/с. Такая же погода сохранится до воскресенья. В воскресенье, 23 декабря, атмосферное давление понизится до 733 мм ртутного столба, синоптики прогнозируют дождливую погоду, возможен туман, температура воздуха прогреется до +2°. Ветер - южный, умеренный.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
24 декабря. День Данилы и Луки.
Никон стоит у икон. Зажигали лампадку, как бы прибавляя впотьмах доброго света и прося солнце сойти на землю, вспыхнуть, отогнать нечистые силы. По золотой лестнице сходило солнце на землю. А ведьмы с метлами летали, вихри снеговые поднимали.
25 декабря. Спиридон Солнцеворот.
23 сентября, по народному поверью, солнце ослабевало. И конечно, крестьяне в древности верили, что вся живая сила печалится. А сила нечистая торжествует. Но еще верили наши предки, что настанет день, и солнце светозарное сбросит с себя темные путы и взойдет во всей своей красоте над землей святорусской. День солнцеворота отмечен в русском народном календаре 25 декабря. Люди выходили на красные угорья - самые высокие места в округе и встречали первые солнечные лучи: "Солнце светозарнее, Как ходишь ты по белым уступам света..."
В древних месяцесловах, на притолоке амбарных дверей, на прялках изображалось солнце в виде косого креста, как обережная сила. На солнцеворот большуха пекла круглый хлеб и деревянной лопаткой выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста. И лишь после ставила хлеб на под в русскую печь.
Вот древние мудрые поверья:
Когда солнце закатилось, не бросай сору на улицу - пробросаешься.
Когда солнце закатилось, новой ковриги не починай, а то свое завтра почнешь.
Думы о домашнем очаге, о сохранении доброго духа в доме были испокон связаны с солнцем.
Ровно на куриную ступню прибывает день. С 25 декабря - Солнце - на лето, зима - на мороз.
Жгли за деревней костры ввечеру. Помогали солнцу окрепнуть: "Разгони, огонь, потемь! Верни на Русь красный день!"
В зимний солнцеворот отряхивали деревья от снега крестьяне с обережными словами: "Спиридоньев день, подымайся вверх, поднимай вверх всех".
Престарая бабка протаптывала в снегу путь к рябине, стуча бататом по стволу, приговарила:
"День солнцеворот, катись в огород, с огороди - на красное угорье, подымяся над нашим подворьем".
Сказывали, что медведь в этот день поворачивается в берлоге на другой бок.
Примечали:
Отколе ветер на солнцеворота, оттоле будут дышать сорок мучеников (22 марта).
25 декабря - Рождество Христово у западных христиан
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии. Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником "Рождения Солнца Непобедимого", который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием. Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах. Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — "рождественского полена". Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.
26 декабря. Евстрат.
Евстрат солнышку рад. С Евстрата наблюдают за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день показывает погоду целого месяца следующего года.
По народному поверью, в этот день нечисть на метлах летает, солнце замести пытается. Поднимает вихри. И гонят эти вихри солнце светозарное в чертоги, где бы оно почивало, стыло бы и о роде людском не пеклось. Потому голик, что прежде на крыльце лежал, в сени заносят. А то метла скоро истощает, истреплется, так нечисть и голик приберет к рукам. (Голик - вытертый, с обитыми листьями веник, которым метут избы).
27 декабря. Филимонов день.
Печь топи - стужу гони.
Зима ночи урвала, дня притачала. Выходят ехидны, кикиморы и жалятся у оконниц. А нетопыри ухают, белесоватые глазницы пучат.
28 декабря. Стефан. Студено. Птица на лету замерзает.
С крыльца сойди, золотое уголье по двору покати.
Золотое уголье шает, нечисть стращает.
29 декабря. Аггей Зимоуказчик.
Аггей-пророк сеет иней на порог.
Воздух озяб. И крестьяне ведали, что если на Аггея сильный мороз - то ему Святки трещать, до Крещения (19 января) стоять.
30 декабря. Ананий.
Ананий декабрь поторапливает.
Коли иней в этот день, тепло будет через неделю.
В ночь жгут огромные костры: "Разгони, Огонь, потемь, постращай стужу".