В только что завершившемся октябре было ровно тридцать лет, как Ирина Владимировна вступила в эту должность. А 1 февраля будущего года будет ровно сорок с того самого дня, когда она начала свою трудовую деятельность в такой непростой отрасли, как культура.
И все же первой была не она. Римма Владимировна Тихонова, мама Ирины Владимировны, - вот кто первым проложил дорогу в профессию. В 1952 году Римма Владимировна возглавила избу-читальню в деревне Сыга-2. А что такое изба-читальня? Это один из видов сельских клубных учреждений в СССР. Известно, что к 1948 году их количество достигло примерно 48 тысяч. Одним из этих почти пятидесяти тысяч центров просвещения деревенских жителей была изба-читальня юной тогда Риммы Владимировны. Больше десяти деревень входило в участок Сыгинской избы-читальни и ее библиотекаря.
- Первым секретарем партии в те годы был Иннокентий Иванов. Иннокентий Николаевич иногда заезжал к нам, чтобы проверить, как работает изба-читальня. Как ни приедет, меня нет – я то на ферме, то в поле. Бывало, быстренько соберу все самое интересное в газетах, поступающих в избу, и бегом на полевой стан, чтобы пересказать все прочитанное людям. Старалась ничего не забыть, все донести, - вспоминает Римма Владимировна.
Всего год работала она библиотекарем, но всю жизнь была близка к культуре. Многие годы Римма Владимировна играла в самодеятельном драматическом театре, который организовал в Кезу Аркадий Никитин. Выйдя на заслуженный отдых, шестнадцать лет пела в первом составе ансамбля "Оптимист".
- Я начала свою трудовую жизнь в культуре библиотекарем и завершила в ней же – кассиром-контролером в Доме культуры в Западном поселке, - подытоживает наш разговор 85-летняя Римма Владимировна.
Вряд ли кто сомневался, глядя на подрастающую в талантливой семье Тихоновых девочку Ирину, что она непременно станет "артисткой". Разве что мама втайне надеялась, что дочь все же послушается ее и выберет профессию учителя.
- Мой отец был баянистом первого класса. Он тогда работал в сельхозтехнике и всегда водил меня на детские утренники, которые предприятие проводило для детей своих сотрудников. Папа играет на баяне, а я пою. С детства любила сцену, обожала рассказывать стихи и петь, - вспоминает Ирина Владимировна.
В шесть лет она начала играть в ТЮЗе у Александра Медведева. Делала в театре успехи, переиграла множество ролей. И так - до десяти лет.
В десятом, выпускном, классе она уже точно знала, кем станет. Не пройдя огромный конкурс в Пермский институт культуры, поступила в Ижевское училище культуры. И с этого момента начался ее пожизненный "роман" с крупнейшим в те времена предприятием под названием леспромхоз. Ирине, учившейся по специальности "Режиссура", предложили стать стипендиатом этого предприятия и задним числом это стипендиатство ей оформили. По окончании училища у нее была возможность остаться в столице, а выбора не было – леспромхоз ждал ее в свой клуб. Так Ирина Владимировна оказалась в Кузьме, в поселке лесозаготовителей.
- Не скрываю, в первое время было очень сложно. Этот сельский Дом культуры для меня, молодого специалиста, стал школой выживания. В первый год не складывалось ничего. Не могла наладить отношения с местной молодежью, не было аппаратуры. Но дал о себе знать мой упрямый характер. Я сказала себе: "Хватит терпеть неудачи!" И, действительно, все стало налаживаться. Пять лет я работала в клубе Кузьминского лесопункта. Но хотелось домой, в Кез.
Была в ее жизни и комсомольская работа. В конце концов, судьба привела Ирину Владимировну в Дом культуры в поселке Западном в Кезу – Дом культуры Кезского лесопункта. Именно с ее подачи это учреждение культуры получило свое название в память почившего к тому времени самого крупного предприятия района.
Сегодня Дом культуры "Леспромхоз" - это 429 человек, занимающихся в любительских объединениях. Это замечательные коллективы художественной самодеятельности, такие, как "Wардон", которому уже 48 лет, и который с 2000 года носит звание "народный". Двери ДК "Леспромхоз" широко открыты для людей всех возрастов.
Как бывает с детьми работников культуры, Женя Сердюк очень рано вышла на сцену.
- У нас вся семья была на сцене. Мама, папа, который играл на ударниках, брат Кирилл, который под этими ударниками даже спал, и я. В шесть лет я научилась виртуозно крутить обруч, и мама увидела в этом номер, с которым можно выйти на сцену. Она придумала композицию, и на кузьминской сцене состоялось мое самое первое выступление перед зрителями, - с улыбкой вспоминает Евгения Владыкина, дочь Ирины Владимировны.
В детстве Евгении была танцевальная студия под руководством Петра Вахрушева. Ей очень нравилось танцевать. К окончанию одиннадцатого класса решение было принято – поступаем на хореографическое отделение колледжа культуры. Но легендарный преподаватель Сария Сухенькая завела девочку, приехавшую с решительным настоем поступать, в класс хореографии, где как раз шли занятия по классическому танцу. Женя увидела растяжку городских девочек, занимавшихся в танцевальных студиях. Увидела, расстроилась и решила поступать на отделение декоративно-прикладного искусства этого же училища. Так растяжка, вернее ее отсутствие, решила судьбу.
- Сейчас я думаю, зря не попыталась. Сухенькая дала понять, что учиться будет тяжело, а я струсила. К сцене меня тянет и сейчас, хочу вернуться. Хочу танцевать, - утверждает Евгения Ивановна.
В 2001 году она начала работать в Кезском Доме ремесел. Дом ремесел в те годы еще только начинался. То, что молодой специалист увидела, ее сразило наповал. Она отработала день, а вечером заявила маме: "Все, я увольняюсь!" Но Женя осталась, окончила заочное отделение худграфа Удмуртского госуниверситета. Работала методистом по керамике, а сейчас она - директор.
Софья Владыкина – дочь Евгении Ивановны. Она учится на первом курсе Дебесского политехникума. Будущая ее профессия – преподаватель ИЗО и черчения. Но ведь пока сложно предугадать, каким будет окончательный выбор юной Сони, правда ведь? Детство Сони, как и детство ее мамы Жени, прошло на сцене. Она пела в детской группе "Сюрприз" ДК "Леспромхоз". Ходила дефиле еще в садике. Все это для девушки знакомо, все – родное и близкое. Соня мечтает возобновить занятия вокалом с педагогом, интересуется гитарой. В последнее время она увлеклась каверами. Каверы – это авторские музыкальные композиции, которые перепевает другой исполнитель, не автор. Каверы Соня выкладывает в Интернет и получает очень эмоциональные комментарии и высокую оценку. Не отпускает сцена Софью Александровну!
Младшая правнучка Риммы Владимировны Ксюша делает первые шаги на сцене. Второй год она занимается в танцевальной студии РДК под руководством Светланы Селиверстовой. Нет, не хочет отпускать сцена династию. И, думается, не отпустит никогда.