Вернее, даже четыре. Ведь начало династии положил родной дядя Людмилы Степановны Бузмаковой Семен Иванович Боталов, работавший директором школы в селе Зотино, что в Пермском крае. От Степаненок это недалеко.
Может быть, именно тогда, в общении с близким человеком, и зародилась у девчушки мечта стать учителем? В далеком 1966 году Людмила Степановна окончила Дебесское педагогическое училище. Было распределение, по которому молодой специалист приехала в Степаненскую среднюю школу.
Немного преподавала математику, а потом, будучи учителем начальных классов по специальности, пришла в начальную школу. Сколько поколений степаненцев училось у Людмилы Степановны! Многие ее ученики работают в сельском хозяйстве и с нежностью и большим уважением относятся к своей первой учительнице.
С 2001 года Людмила Степановна на заслуженном отдыхе. 35 лет она отработала в школе. И даже выйдя на пенсию, еще долгие годы приходила на помощь коллегам, замещая их в нужный момент.
- Сейчас я очень радуюсь успехам внучки. Не зря говорят, что внуков любишь больше, чем собственных детей. Когда росла дочь, сложно было выкроить лишнюю минуту для нее – так была занята в школе. Зато внучка росла на моих глазах. Она даже училась в начальных классах у меня. Это непростая ситуация. Пришлось нашей девочке переучиваться: дома я была для нее бабушкой, а в школе Людмилой Степановной, - рассказывает Людмила Степановна.
Никакого большого секрета Людмила Степановна не выдала. Не секрет, что в учительских семьях собственные дети зачастую обделены родительским вниманием. Но чаще всего в них вырастают сознательные, все понимающие люди. Жизнь показывает, что самые хорошие и благополучные дети вырастают у родителей, которые просто живут с ними, любят, уважают, общаются и не очень много занимаются "воспитанием".
Дочь Ольга пошла по стопам мамы. После восьмого класса Ольга Михайловна поступила в Ярское педучилище и в 1993-ем его окончила, получив специальность учителя обслуживающего труда. В родную Степаненскую школу Ольга Михайловна вернулась воспитателем интерната, позже стала воспитателем группы продленного дня. Мечта мамы о дипломе педагогического вуза осуществила дочь. Людмиле Степановне не удалось в свое время завершить свое заочное образование по непростым житейским причинам, одной из которых стала отдаленность Степаненок от центра. Ольга Михайловна с достоинством прошла тот непростой в жизни любого человека, совмещающего работу с учебой, период. Она получила диплом учителя психологии и психолога.
Сейчас Ольга Михайловна завуч по учебно-воспитательной работе. И преподает она математику в 5-7 классах. Признается, что обнаружила в себе склонности к точным наукам, тогда как раньше относила себя исключительно к гуманитариям.
- У меня сейчас очень ответственная должность. Часто приходится брать работу на дом. Ничего не поделаешь: мы пленники своей профессии в лучшем смысле этого слова. Учительская профессия не дает расслабляться. И я себя уже не представляю без этой сложной, но безумно интересной профессии, - говорит Ольга Михайловна и добавляет, - учитель всегда должен учиться. Надо быть на их волне, волне своих учеников. Дети уважают тех, кто разговаривает с ними на одном языке. Сейчас это язык поколения цифровых технологий.
Дочь Ольги Михайловны Евгения Бузмакова стала социальным педагогом с правом преподавания информатики. Я спросила Ольгу Михайловну, не была ли она против выбора дочери? "Свою жизнь человек должен прожить сам. Женя профессию выбирала сама, и сделала это вполне осознанно, будучи уже ученицей одиннадцатого класса", - ответила на мой вопрос Ольга Михайловна.
Сейчас Евгения Михайловна работает методистом Управления образованием района и совмещает эту должность с работой в родной школе. Причем, она, в свою очередь, утверждает, выбор, ею сделанный, не был таким уж осознанным.
- На самом деле, хотелось связать свою жизнь только с информационными технологиями, но из-за отсутствия хорошей базы пришлось это опустить. Тут большую роль сыграл город. За пределы республики ехать не хотелось, а Ижевск для меня казался слишком шумным. Поэтому - Глазов и пединститут. Единственной подходящей специальностью стала самая странная - соцпедагогика и информатика. Вот вам и информационные технологии. На первом курсе хотела переводиться в другой вуз, но и думать забыла об этой идее. А потом - практика и работа в лагере, отдача от детей и результаты работы. Очень затянуло. Вот, наверно, ключевой момент - отдача от детей, их интерес. Хотя бы одного ребёнка.
- Как Вы думаете, Евгения Михайловна, будет ли педагогика завтрашнего дня в России отличаться от педагогики дня сегодняшнего?
- Думаю, образование в будущем будет отличаться от того, что есть сейчас. Учитель не будет основным источником и транслятором знаний. На первый план выйдет работа по сопровождению ребёнка в его развитии, это так называемая тьюторская деятельность или, скорее, наставническая.
- Беседуете ли Вы с бабушкой и мамой о вашей общей профессии?
- Обсуждать с мамой так или иначе приходится - она же завуч в школе, где я работала и работаю. А с бабушкой это бывает, скорее, не беседа, а ее монолог - о том, как было раньше, какие были ученики, каким было их поведение и все в этом роде.
- Кто для Вас образец в профессии?
- Одного человека-образца нет. В разных вопросах я стараюсь равняться на разных людей, с которыми сталкивалась. И некоторые из них не имеют отношения к образованию, они просто хорошие люди. Их принципы мне бы хотелось видеть в системе образования.
Вот такие вдумчивые ответы на непростые вопросы дает молодое поколение учительской династии. У основоположника династии Людмилы Степановны я спросила о том, какую педагогическую мудрость она хотела бы передать как наследие своей внучке. "Учитель должен всегда учиться сам. Вот главная мудрость" - таков был ее ответ.