Москва – Дальний Восток
Один из них – Павел Лялин, которого пользователи Интернета знают по его интересным снимкам из тех мест, где он бывает. Многие его фотографии сделаны через переднее стекло его Скании – огромного грузового автомобиля. Этим машинам отдает предпочтение большинство дальнобойщиков. "У Скании все до мелочей продумано для того, чтобы водителю в дороге было комфортно. Есть газовая плита, телевизор, кондиционер, удобное спальное место", - говорит Павел Владимирович, который ездит в дорогу один, без сменщика.
В дальние рейсы Павел Владимирович ездит уже около десяти лет. Он признается, что ничего особо романтичного в работе дальнобойщика нет.
- Работа как работа. Было бы возможно найти хорошо оплачиваемую работу в Кезу, я не ездил бы, - говорит он.
Не считает Павел Владимирович свою работу и особо сложной, вопреки всеобщему представлению. Утверждает, что это не так. У него новый автомобиль. У машины – автоматическая коробка передач, что существенно облегчает управление ею. Все автомобили обслуживаются в сервисе. Современные автомобили ответственных транспортных компаний нынче на дороге ломаются крайне редко, считает мой собеседник. Хотя, конечно, всякое бывает…
Павел Владимирович ездит в дальние рейсы в прямом смысле этого слова. Уже не первый год его маршрут начинается в Москве, а заканчивается где-нибудь на Дальнем Востоке. Очень часто – в Находке или во Владивостоке. Груз, который везет кезский водитель из Москвы, ждут в тихоокеанском порту, на границе с Китаем, в каком-нибудь таежном городе. Двенадцать дней длится рейс из Москвы и обратно при условии, что он прямой. Все зависит от срока доставки. Московская, Владимирская, Нижегородская области, Чувашия, Татария, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Красноярская области, Бурятия, Забайкальский край и, наконец, Приморский – через всю страну проходит его маршрут.
Буквально на днях Павел Владимирович вернулся из рейса. Он в этот раз не был дома три с половиной месяца. А сразу после Нового года – уже опять в рейс.
Маньчжурские сопки – впервые, а славное море Байкал – каждый раз
Этот, последний, рейс был для Павла Владимировича немного другим. Он впервые побывал в Маньчжурии, изменив привычному своему маршруту. В конце ноября в Маньчжурии еще не было снега, но стояли тридцатиградусные морозы. Кругом - сопки и ветер, вольно гуляющий между ними. Стада маньчжурской косули, пасущиеся на южных склонах Восточно-Маньчжурских гор. Таким увидел наш дальнобойщик этот далекий для нас край, граничащий с Китаем.
Удивительные порой встречи случаются в дороге. Вы можете себе представить, что , проехав почти всю страну, встретите соседа на краю света? В Маньчжурии устроился Павел Владимирович на стоянке и понял, что не угадал с направлением ветра – он дул в лицо. Решил развернуть свою Сканию, чтобы можно было спрятаться за ней от ветродуя. Развернулся и оказался рядом с другой машиной. Разговорились с водителем. Оказалось, мало того, что он из Удмуртии, так и вовсе из Балезино.
Привычный маршрут, пусть и интересный, надоедает. Павел Владимирович говорит, что рад бы его уже и поменять на какой-нибудь другой. Но есть знаковые места, которые не надоедают, которые каждый раз как будто открываешь для себя заново. К таким относится Байкал. Сколько раз за эти полтора года, что ездит на Дальний Восток, Павел Владимирович проезжал эти 200 километров вдоль озера, и всегда Байкал другой. Сейчас, например, на Байкале еще нет льда. Лишь к февралю он замерзает. В прошлом году в конце ноября в тех местах стоял уже мороз под сорок. Нынче тепло. В такую погоду озеро даже еще не начало подмерзать, хотя в начале декабря в иные годы, как правило, уже начинает.
- На Байкале очень красиво. Там, конечно же, надо обязательно побывать каждому человеку хоть раз в жизни, - говорит Павел Владимирович.
Дорога всегда непредсказуема
Дальнобойщик, едущий на Дальний Восток, сталкивается с особенностями трассы, о которых надо знать и принимать их в расчет. После Читы автомобильные стоянки находятся друг от друга на расстоянии 200-300 километров. Так что водителю надо уметь рассчитывать, во сколько выезжать, чтобы не ночевать одному посреди тайги и сопок. Дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, как и повсюду у нас, не везде одинаково хороши, встречаются и менее качественные участки. Ехать по тайге однозначно лучше, чем по степи. Тайга – это разнообразие, это картины, сменяющиеся одна за другой. Степь – это когда глазу не за что порой зацепиться. А еще степь – это ветры, готовые снести с трассы твою многотонную машину. А еще степи - это снежные заносы, с которыми дорожные службы порой не могут справиться неделями. За Барнаулом лет пять тому назад Павел Владимирович стоял три дня без малейшей возможности проехать хоть немного вперед к пункту назначения.
Встречается на пути дальнобойщика и гололед. Порой приходится стоять сутками на трассе из-за невозможности подняться в гору. А нынче летом Павел Владимирович трое суток стоял под Тулуном, что в Иркутской области. Вы ведь еще помните, какое наводнение постигло этот город? Кезский водитель видел все это своими глазами.
Новый год в пути – не трагедия, но праздник дома – счастье!
Но не только этим памятен Тулун для него. Однажды ему пришлось встречать в этом городе Новый год. Куда бы дальнобойщика ни забрасывала судьба, он повсюду пробует местные блюда. Он не помнит уже, что ел в ту памятную новогоднюю ночь в Иркутской области. Но точно знает, что в Бурятии, например, он всегда будет есть только буклер – бурятское национальное блюдо с большим количеством мяса. А из Владивостока и Находки всегда будет привозить домой тихоокеанскую рыбу, отменную красную икру и крабов.
Все возможно, когда-нибудь судьба преподнесет ему встречу Нового года на берегу Тихого океана. Он много раз купался в океане. Последний раз имел такое удовольствие посреди ноября. Это было во Владивостоке. Стояло двадцатиградусное тепло, никто из местных уже не купался, конечно. А дальнобойщики – народ отчаянный, им это ничего не стоит. После Тихого океана Черное море кажется Павлу Владимировичу, по его собственному признанию, чем-то вроде лужи.
И все же лучше Нового года, чем дома, с любимой семьей, не придумать. В этом году Павлу Владимировичу повезло: праздник он гарантированно будет встречать дома. Знали бы вы, как этому рад маленький сынишка Антон, как рады старшие дети Лера и Илья. И, конечно, супруга Павла Владимировича Ольга Ивановна.