Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Кезского района Удмуртской республики

427580, Удмуртская Республика, пос. Кез, ул. Осипенко, дом 2а
телефон: +7 (34158) 3 21 83, 3 15 00
e-mail: zvezda@udmnet.ru

Кино про нас, кино про вас!

Фильм "Северные удмурты", попавший на просторы Интернета, никого из видевших его не оставил равнодушным.

Но особое впечатление он произвел на жителей Старой и Новой Гыи, а также окрестных деревень. Ведь фильм снимался в тех краях в далеком 1988 году. И в нем сняты местные жители. Работа посвящена традициям удмуртов, живущих на севере республики, оттуда – и название.

Светлана Фукалова, Нина Фукалова и Валентина Емельянова – из многочисленных "актеров", которые были заняты в съемках. Они и сейчас живут в Гые. Другие, занятые в фильме, давно уехали из родной деревни. А кого-то уже и в живых нет.

Нине Мефодьевне и Валентине Германовне было в 88-ом по тридцать одному году, а Светлане Вениаминовне – 34.

- Мы такие молоденькие были! Смотришь сейчас фильм, и грустно становится, - говорят мои собеседницы.

Был июль. Жара стояла такая, что только в тень и хотелось. Но первый эпизод снимали в поле под Асаном, несмотря на пекло. Сенокос и связанные с ним традиции авторы решили сделать одним из центральных эпизодов своего фильма и отвели ему значительное время.

- Фильм снимали эстонцы из города Тарту. А привезла их в Гыю этнограф Серафима Лебедева, очень интересующаяся именно северными удмуртами. Серафима Христофоровна много общалась с Надеждой Александровной Максимовой, работавшей тогда учителем удмуртского языка в нашей школе. Была близко знакома с Ниной Арсентьевной Максимовой. К Нине Арсентьевне она и привезла съемочную группу. У нее они все и останавливались – сама Серафима Христофоровна и трое эстонцев, работавших над фильмом, - рассказывает Нина Мефодьевна.

Серафима Лебедева более двадцати лет возглавляла этнографические экспедиции Национального музея Удмуртской Республики, выезжала в районы республики. 25 тысяч ценных предметов для Национального музея им. К. Герда и музея-заповедника "Лудорвай" собрала она. Вряд ли этот крупный ученый-этнограф обратила бы внимание на нашу Гыю, если бы не увидела тут что-то по-настоящему стоящее, ценное. И не было бы этого замечательного фильма.

- Одежду, которая была на нас во время съемок, приво- зили из Ижевска. Нам сказали, что взяли в музее. Это были настоящие костюмы северных удмуртов, - вступает в разговор Светлана Вениаминовна.

В этом фильме всё настоящее. Ни один даже самый хороший актер не смог бы сыграть это лучше, чем сыграли жители Гыи. Все в нем живет и дышит взаправдашней деревенской жизнью. Многие народные традиции и обычаи, показанные в фильме, еще были живы тогда или перестали существовать совсем недавно. Сенокос, так ярко показанный в самом начале фильма, был тогда еще именно таким – трудились дружно и находили время для веселья. В деревне еще варили пиво – "сур". Перед свадьбами еще шили пологи - "ын". Из всего, что мы сейчас можем увидеть в фильме, пожалуй, сохранилась одна традиция – печь перепечи. Даже лошадь – неизменная помощница в крестьянском труде в восьмидесятые годы – сегодня отошла даже не на второй план, а куда как дальше.

В Гые в те годы очень интересовались фольклором. В местном Доме культуры была своя художественная самодеятельность, гремевшая на всю республику. Людям, хорошо знакомым со сценой и отлично владеющим материалом, не составило особого труда показать все на камеру.

- Съемки нам не показались сложными. Мы камеру и не замечали, - вспоминают женщины.

В съемках были заняты больше десяти человек – в основном сельская интеллигенция. В кадре были, конечно же, и мужчины. Евгений Максимов, работавший тогда директором сельского Дома культуры и являвшийся вдохновителем художественной самодеятельности и пропаганды фольклора, особенно хорош в эпизодах, снятых на сенокосе. Николай Белослудцев хорош как гармонист, и именно ему по фильму пришлось пробовать пиво - "сур", который варили накануне женщины. Большинство безошибочно узнают и Юрия Касаткина. Но именно женщины Гыи – в центре фильма. Вот моя сегодняшняя собеседница Валентина Германовна на самой верхушке стога – зурода - молоденькая, проворная. А вот юная Светлана Порошина в роли молодой невестки, впервые вышедшей на сенокос с семьей мужа. Это ее искупали женщины в речке, показывая обычай "кен пылатон".

- Света и замужем-то тогда еще не была. Девчонка совсем. Сейчас живет в Кезу, – рассказывают Светлана Вениаминовна и Нина Мефодьевна.

Сенокос снимали на лугу, частично скошенном накануне колхозниками. Благодаря этому удалось показать и как косят траву, и как убирают уже высохшее сено. А потом вся съемочная группа вместе с "актерами" перебралась в старый, уже нежилой, дом Наговицыных в Асане. Таково было условие съемочной группы – эпизод с перепечами, с изготовлением домашнего пива и с гостями снимать в доме, максимально похожем на жилище удмуртов, живших в этих местах раньше, – в те времена, о которых, собственно, этот фильм и повествует.

- Дом был такой старый, что не обошлось без конфуза. Все шло хорошо, пока на одного из эстонцев не упала тяжелая входная дверь. Чуть не убили мы своего гостя, - вспоминают мои собеседницы.

Эпизод с пологом – "ын вурон" - снимался в амбаре Нины Арсентьевны. Этот полог все еще хранится в одной из семей деревни Медьма. Так, во всяком случае, думают женщины.

Я пересматривала фильм, наверное, раз десять. Черно-белый, он как привет из тех давних лет, как мостик, соединяющий прошлое и настоящее. Спасибо Екатерине Ардашевой, которая дала нам всем возможность это увидеть, выложив фильм во ВКонтакте.

Кстати, гости из эстонского Тарту приезжали в Гыю и в 2010 году. Сотрудники национального музея вновь собирали фольклорный материал, как и в советское время. Но это была совсем другая группа, не та, что приезжала в восьмидесятые. Через несколько лет после фильма, в начале девяностых, ездили в Эстонию и сами гыинцы. Побывали не только в Тарту, но и во многих других городах и даже деревнях этой страны финно-угорского мира. Повсюду, где были, показывали фольклор северных удмуртов, и были тепло приняты. Хотя со съемочной группой "своего" фильма больше уже ни разу не встречались.

Свое участие в фильме они считают опытом интересным, незабываемым. Немного грустят о молодости, о времени, безвозвратно ушедшем, и обо всем, что с ним связано. "Мы жили очень весело. Были энергичными, деятельными", - говорят Нина Мефодьевна, Светлана Вениаминовна и Валентина Германовна. Но закон сохранения энергии утверждает, что энергия никогда не исчезает и не появляется вновь, она может лишь превращаться из одного вида в другой. Закон этот универсален и, кажется, может относиться не только к физике. Иначе чем объяснить, что все три мои собеседницы и сегодня живут интересной, насыщенной жизнью, полной энергии? Нина Мефодьевна все еще работает с детьми, она педагог-организатор Гыинской школы. Светлана Вениаминовна тоже не сидит на пенсии сложа руки, она по-прежнему многим увлечена. Валентина Германовна – заядлая рыбачка, а потому даже на снимке она с охотничьими лыжами и с рыбацким ящиком наперевес.

Спасибо всем участникам съемок за фильм! Фильм, после просмотра которого наполняешься благодарностью.

Автор: Галина Вихарева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 702

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика