- Иван Олегович, хочется поговорить о наших дорогах. Если бы не ситуация с новым коронавирусом, эта тема наверняка была бы главной темой весны. О даже коронавирус не смог отодвинуть на задний план дорогу Кез – Кулига – Карсовай, двенадцать километров которой ремонтировались в прошлом году.
Качественное дорожное полотно – это целая наука, которая требует выверенных расчетов, использования качественных материалов, подходящих для ремонта именно этой конкретной дороги. Когда начинали делать дорогу на Кулигу, я общался со многими специалистами. В том числе, с заместителем министра транспорта и дорожного строительства республики Ириной Шкляр. Надо сказать, что заказчиком данного объекта выступает Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР. Было много вопросов по новой технологии, которую применили на строительстве дороги, а именно: по стабилизации грунтов. Все уверяли, что это новая, но уже апробированная в некоторых регионах технология, которая себя очень хорошо показала. Специалисты в вопросах дорожного строительства в один голос утверждали, что эта технология и дешевле, чем традиционные технологии с использованием песчано-гравийной смеси и щебня, и надежнее. Было обещано, что мы после ремонта навсегда забудем, как выглядела наша дорога.
Проблемы, как вы помните, начались с самого начала. Мы долго ждали, когда, наконец, приступит к работе подрядчик – АО "Дорожное предприятие "Ижевское". Слишком много подрядов это предприятие взяло на себя, не имея мощностей и ресурсов, что до последнего стоял вопрос: осилят ли они ремонт еще и нашей дороги? В конце концов, работы все же начались, но начались уже осенью с ее дождями и снегом. Да, были сомнения и в том, возможно ли работы, начатые в соль поздние сроки, сделать качественно? Представитель субподрядчика из города Кирова уверил, что это не только возможно, но обязательно будет сделано.
Справедливости ради надо сказать, что подрядчик не отказывается от ответственности и в рамках гарантийных обязательств ведет в эти дни работы на сложных участках дороги. Дорожники просят потерпеть буквально неделю, объясняя теперешнее непроезжее состояние дороги переувлажнением верхнего грунтового слоя. Слоя, который был навезен на дорогу в ходе ремонтных дорожных работ. Сейчас на участках двенадцатикилометровой дороги работает их экскаваторная техника, вскрывающая канавы от снега. Благодаря этим действиям вода уходит. Работают не только экскаваторы, но и грейдеры, катки, и другая техника. Полотно дороги выравнивается дорожниками по мере того, как появляется колейность. Ведь дорога не закрыта для движения транспорта, в том числе, для тяжеловесного. Приостановлено движение лесовозов предприятия "Восток-Ресурс", но не остановить передвижение нефтевозов, сельскохозяйстенной техники, транспорта, осуществляющего доставку продовольствия. Дорожные строители заверяют нас, что не уйдут с дороги, пока не подведут ее к тому качеству, которое они
изначально гарантировали. Это в их интересах. Ведь этот подрядчик рассчитывает работать в республике и дальше, получая новые подряды. Думается, если ему не удастся сохранить деловую репутацию, вряд ли он сможет в дальнейшем на что-то претендовать.
Мало того, дорожное предприятие "Ижевское" в качестве подрядчика и кировское предприятие ООО "Аксиос Техно" в качестве субподрядчика будут продолжать ремонтные работы на дороге Кез – Кулига – Карсовай и в нынешнем сезоне. Торги уже состоялись. Для нас очень важно, чтобы в этот раз подрядчик приступил к работе вовремя, идеально – в самом начале лета. Надеемся, что в этот раз именно так и будет. Тем более, что нынче планируется ремонтировать не восемь километров, как планировалось раньше, а 12,3 километра.
- Известно ли уже, кто будет вести ремонт дороги Кез – Кулига – Жернаково – Медьма?
- Почти на десяти километрах дороги Кез – Кулига – Жернаково – Медьма планируется провести реконструкцию по федеральной программе "Сельские дороги". Торги уже состоялись, тендер на проведение работ выиграл АО "Удмуртавтодор". Дорожникам за один сезон предстоит выполнить огромный объем работы: к октябрю дорога должна быть сдана. Торги состоялись зимой, и это редкий случай в практике дорожного строительства. Еще зимой, сразу после торгов, "Удмуртавтодор" начал работы по подвозке песчано-гравийной смеси для будущего дорожного строительства. К сегодняшнему дню доставлено более 80 процентов грунта для дорожного полотна. Объем завезенного материала составляет десятки тысяч кубометров. Представляете, что было бы с дорогой, если завозить весь этот объем начали бы сейчас. А ведь завозилось из Чепцы, расстояние составляет более шестидесяти километров, и все, что не успели завезти, дорожники будут доставлять на место работ позже, чтобы не портить дорожное полотно в пору весенней распутицы.
- Но дорога Кез – Гыя в районе деревни Александрово все же пострадала от движения большегрузного транспорта.
- Надо смотреть правде в глаза. Эта дорога ни разу с момента ее строительства не ремонтировалась - не то чтобы капитально, даже текущего ремонта там хорошего не было. Дорога осталась с советских времен, а техника по ней перемещается не десятитонная даже уже, а весом не меньше двадцати-двадцати пяти тонн. Нагрузка на дорогу возросла в разы. Проблема на александровском участке дороги идет с осени, с того самого ремонта, который дорожники делали там поздней осенью, пытаясь справиться с колейностью, на которую справедливо жаловались жители. Был завезен свежий грунт под заморозок. И вновь весна, и вновь проблемы. Дорожники "Удмуртавтодора", занимавшиеся этим ремонтом, понимают возникшую ситуацию и вынуждены будут за счет своих средств выправлять участок дороги. Понятно, что люди недовольны. Все, о чем мы сейчас говорили, - это проблема власти, проблема подрядчиков, проблема специалистов. Основная нагрузка по подвозу строительных материалов для ремонта дороги Кез – Кулига – Жернаково – Медьма ляжет именно на эту дорогу. Если ее не ремонтировать, мы вообще останемся без дороги. Но всю тяжесть доставки ПГС на дорогу Кез – Кулига – Карсовай переносить тоже нельзя. Она и без этого будет сильно загружена доставкой материала для капитального ремонта дороги на Степаненки. А еще нельзя не думать о том, каким будет предстоящее лето. Очень не хотелось бы, чтобы оно было таким же, как в прошлом году.
- Будет ли контроль над дорогой Вортча - Гуркошур, которая ремонтировалась в прошлом году?
- Четыре километра этой дороги ремонтировались как раз в погодных условиях прошлого лета. Она далась подрядчику с большим трудом. С трудом, но уложился в сроки. Но ведь понятно, что в результате качество тоже не то, которое требовалось. В этом году подрядчик будет вынужден исправлять сделанную работу в рамках гарантийных обязательств.
- Закончились ли, наконец, проблемы дороги Степаненки – Тимены, которая ремонтировалась несколько лет назад? И проблемы дороги на Лып-Булатово?
- Эта дорога находится на балансе муниципального образования и входит в категорию школьных маршрутов. Конечно, ей надо бы уделять больше внимания в рамках текущего содержания. Как правило, вложив немалые деньги на реконструкцию дороги, мы начинаем экономить на ее содержании. На эти цели нужны немалые средства – не те, что выделяются в рамках содержания школьных маршрутов. Но это лишь один момент. Второй момент заключается в том, что подрядчик на содержание таких дорог, о которой мы сейчас говорим, должен быть не со стороны, а свой, проживающий на этой же территории.
- При каких условиях наши дороги станут тем, о чем мечтает каждый житель провинции?
- Протяженность дорог регионального и муниципального значения на территории Кезского района – 750 километров, из них местного значения – 476 километров. Общая протяженность дорог с твердым покрытием (имеется в виду – гравийным) – 336 километров. А из муниципальных дорог с твердым покрытием всего 72 километра. На содержание муниципальных дорог мы располагаем средствами дорожного фонда, годовая сумма которого порядка 14-16 миллионов рублей. Плюс к этому – семь миллионов из средств, выделяемы бюджетом республики в рамках содержания школьных маршрутов. Итого – немногим больше 20 миллионов. Эти деньги мы должны распределить на целый год. Зимнее содержание дорог, ямочный ремонт – на большее не хватает.
Мы пытаемся сохранить существующие в райцентре асфальтовые дороги. В прошлом году сделано два с половиной километра асфальтовых дорог. Республика выделила нам на эти цели субсидий в размере 15 миллионов рублей. В этом планируем сделать столько же, так как из регионального бюджета вновь будет выделено 15 миллионов. Состоялось заседание общественного совета, в котором приняли участие депутаты районного Совета депутатов и депутаты Кезского поселения. Обсуждали, на ремонт каких улиц Кеза стоит направить выделенные средства. Перечень участков дорог общими усилиями мы составили. Пришли к мнению, что будем ремонтировать часть улицы Ленина напротив новых яслей, улицу Советская от перекрестка улицы Ленина до Лесовозной. При этом необходимо сказать, что протяженность дорог в Кезу более ста километров, из них 29 километров имеют твердое асфальтовое покрытие. Чтобы ощутить результаты работы, в "залечивание" асфальтовых дорог Кеза надо ежегодно вкладывать не меньше 15-20 миллионов в виде субсидий из регионального бюджета. И только так – строя социальные объекты и вкладывая в дороги – важнейшую часть инфраструктуры – мы можем реализовать концепцию развития поселка.