В районе продолжается реконструкция сельской автодороги Кулига - Жерноково – Медьма в рамках федеральной программы "Устойчивое развитие сельских территорий".
Подрядчиком работ является АО "Удмуртавтодор". ДУ "Чепецкое" - структурное подразделение акционерного общества - занято сейчас ремонтом именно этой дороги. По этой дороге проходит школьный маршрут. Ею будут пользоваться жители нескольких деревень Кезского района.
Мастер дорожно-строительных работ Михаил Кардапольцев говорит, что в его практике еще не было такой протяженной автодороги. 9,77 километра составляет ее протяженность. "31 октября – срок сдачи дороги. Мы, дорожники, очень зависим от погоды. Будем надеяться, что погода нам будет благоволить и мы справимся с работами в срок", - говорит мастер.
Объем реконструкции дороги велик. Работы ведутся с мая, хотя подготовка к ним началась еще зимой. Есть участок, который уже приведен дорожными строителями к проектной отметке. Это значит, что на очереди – новый этап работ, но только после заключения строительного контроля.
- Работы идут согласно графику. Ведется расширение дороги в некоторых местах до десяти стандартных метров. Около 500 метров земляного полотна уже возведено. На следующей неделе будем отсыпать земполотно пятнадцатисантиметровым слоем песчано-гравийной смеси, чтобы его не размывало дождями. Дорожные строительные работы всегда подразумевают большое перемещение грунта из среза в насыпь. На будущей неделе начнется возведение самой большой из семнадцати труб на этой дороге. Квадратная тюбинговая труба размерами 3 х 2,5 метра будет проложена на участке между Гыявыром и участковой больницей. На засыпку этого самого большого сооружения дороги Кулига – Жерноково – Медьма уйдет около 25 тысяч кубометров грунта, в то время как на всю дорогу протяженностью почти десять километров уйдет 108 кубометров грунта. Это, пожалуй, самый сложный участок реконструируемой дороги. Строятся и другие запланированные водопропускные трубы, их возведение не требует таких значительных усилий. Пять труб из сборного железобетона дорожниками уже построены.
На всей протяженности дороги встречаются участки различной степени сложности. Дорожным строителям пришлось уже преодолеть абсолютно непроезжих 2,8 километра. Надо сказать, что полотно дорожной одежды будет выполнено в переходном щебёно-песчано-гравийном исполнении. Бурты ПГС, которые сами дорожники называют штабелями и которые видно издалека, уже ждут своей очереди.
В эти дни на реконструкции дороги работают десять машин-самосвалов, спецтехника в виде грейдеров, экскаваторов, бульдозеров. Техника мощная, грозная и очень шумная. А в багажнике машины мастера Михаила Кардапольцева имеется незамысловатый инструмент, называемый дорожниками динамическим плотномером грунта. С помощью этого инструмента на каждом этапе реконструкции дороги осуществляют текущий контроль плотности грунта, его несущую способность. Динамический плотномер весьма прост в применении, но точен в показаниях, если после двадцать второго удара по нему он войдет в грунт больше положенного, значит, очередной новый слой многослойной конструкции дорожной одежды еще не готов. Его еще укатывать и уплотнять.
По проекту на участке от самого села до участковой больницы будет проложено 1,5 километра асфальтовых тротуаров, совмещенных с проезжей частью. На этом участке дороги будет также сделано уличное освещение. Запланировано возведение 44 опор освещения со светодиодными светильниками. Из объектов благоустройства ожидается также строительство четырех автобусных остановок.