Дважды - в 2009 и 2015 годах - она становилась победителем на федеральном уровне в конкурсе на поощрение лучших учителей Удмуртской Республики.
А еще она тьютор. Непривычное слово для нас – "тьютор", правда? А означает оно совершенно новое явление в образовании, новый вид педагогической деятельности. Тьюторство предполагает наставничество. Это педагог, который ищет и находит индивидуальный подход к ученику. В работе с одаренными детьми это не менее важно.
"Есть ли какие-нибудь особенности в работе с одаренными детьми?" - спросила я у Натальи Владимировны.
- Да, есть особенности в работе с одарёнными детьми. Такие дети выделяются. Хотя одарённые дети, они все разные. Интеллектуально одарённые дети на уроках задают, как правило, уточняющие вопросы, если что-то непонятно. Им важно убедиться, что поняли именно так, а не как-то иначе. Они могут задать такие вопросы, что приходится искать ответы не только в своей голове, но и в других источниках. Что касается менее одарённых детей, то встречаются дети усидчивые, целеустремлённые, настойчивые, старательно выполняющие все задания и требования учителей. И они, надо сказать, не менее успешны в жизни, из них получаются хорошие специалисты в самых разных областях, хотя первоначально, быть может, никак особенно не выделялись. Я очень радуюсь за достижения таких учеников и таких немало,- говорит Наталья Владимировна.
С 2010 года в школе существует научное общество учащихся "Эрудит". В него входят учителя - руководители школьных методических объединений, ученики - участники всевозможных олимпиад, ученики, занимающиеся исследовательской и проектной деятельностью. А руководит обществом Наталья Владимировна. Она организовывает участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников на первом этапе, а также во всевозможных олимпиадах, конкурсах, конференциях, на которых проходят защита исследовательских работ, выставки творческих работ учащихся. Она как педагог исследует интересы и создает среду для развития ребенка.
С 1992 года работает Наталья Владимировна в школе, которую сама окончила. По этим же школьным коридорам она ходила, будучи школьницей, и наверняка даже баловалась, в этих же классах сидела на уроках. Невозможно удержаться и не спросить, стала ли другой школа с тех самых пор?
- Изменилась ли школа по сравнению со школой Вашего детства, Наталья Владимировна?
- Изменилась, да. Нас больше привлекали к разным работам: каждый год мы ездили в колхозы и совхозы нашего района убирать картофель, "поднимали" лён, пололи ёлочки, в классе мыли полы, дежурили по школе, сами следили за порядком в раздевалках, накрывали в школьной столовой... Можно много вспоминать. Сейчас у школьников этого всего нет. И при всем этом у них больше возможностей заявить о себе, участвуя в самых разных мероприятиях по самым разным направлениям. Не только в интеллектуальных, но и в спортивных, творческих, социальных.
- Проявляют ли Ваши ученики индивидуальность, высказывают ли собственное мнение?
- Да, ученики проявляют свою индивидуальность, и мнение своё имеют. Бывает, что и спорим. В некоторых вопросах ученики более "продвинутые", чем мы, взрослые - учителя и родители. Бывало, что ученики так углубляются в какие-то интересующие их вопросы, что приходится и самому углублять свои познания в этой теме. Благодаря этому учишься сам, узнаешь что-то новое для себя.
Для Натальи Владимировны представляют большой интерес технологии развития критического мышления в применении к урокам информатики. А ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик вырабатывает свое мнение, осваивая учебную программу. Но учитель должен быть рядом – знающий, мудрый, не давящий своим авторитетом. "Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет", - цитирует Наталья Владимировна на своем сайте в образовательной социальной сети философа Котарбиньского.
"Что самое главное должны вынести из школьных лет повзрослевшие дети?" - спросила я учителя напоследок. И вот каким был ответ:
- Самое главное знание, с которым ребенок должен выходить в большую жизнь звучит так: в любой ситуации надо оставаться человеком. Какие бы события ни случались, как бы происходящее ни выбивало вас из колеи, не стоит терять свое лицо и изменять собственным принципам. Нельзя терять собственное достоинство!