Материал содержит пять ключевых сообщений, которые близки и очень понятны. Эти идеи важны для развития системы образования в Удмуртской Республике, да и наверняка, во всей стране. О том, как они реализуются в регионе, рассказала министр образования и науки УР СВЕТЛАНА БОЛОТНИКОВА.
В системе
образования
Удмуртии началась "перезагрузка"
Создание и расширение образовательной среды, формирование инфраструктуры для образовательных программ – одна из важных задач, которая способствует развитию гармоничной личности.
Четыре года назад мы приняли вызов – нехватка школ и детских садов в республике и начали поэтапно, планомерно работать. За это время в Удмуртии построено 10 новых школ, сейчас ведется строительство еще 2 сельских образовательных учреждений.
В 100 школах, расположенных в районах Удмуртии, созданы условия для занятия физкультурой и спортом. Этим летом еще 25 сельских школ получили возможность обновить и модернизировать свои спортивные объекты по нацпроекту "Образование".
Введено в эксплуатацию 33 детских сада, 32 из них с ясельными группами для детей до трех лет. Еще 15 детских садов начинают строить в этом году. На первый взгляд, сухие цифры, но за каждой – стоит ребенок, семья, которая получает возможность учиться в современной образовательной среде.
Закону о поддержке талантливых детей быть!
Удмуртия – стала одним из первых субъектов Российской Федерации, в которой разработан проект закона "О выявлении, развитии, поддержке и реализации талантов детей и молодежи в Удмуртской Республике". Закон предусматривает систематизацию мер поддержки одаренных детей в Удмуртской Республике: выявление, развитие, поддержку и реализацию талантов детей и молодежи.
Проект Закона впервые обсуждался на Попечительском совете Регионального образовательного центра одаренных детей (27 апреля 2021 г.) и получил поддержку всех участников. Его планируется принять в 2021 году, чтобы с 1 января 2022 года он вступил в силу.
Равный доступ
к образовательным возможностям
В сельских школах Удмуртии открыто 42 центра образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста", которые обеспечивают равный доступ к современному образованию детей независимо от их места жительства. Учатся в этих образовательных центрах в течение всего дня не только школьники, но и ребята из детских садов. Для обучения применяют современное оборудование - квадрокоптеры, 3D-принтеры, VR-устройства, наборы по механике для технологии и физики, а также компьютерную интерактивную технику.
В 2021 году по нацпроекту "Образование", инициированному президентом России Владимиром Путиным, в школах Удмуртии создадут еще 39 "Точек роста" по следующим направлениям: физика, химия, биология, робототехника.
Предоставление равных образовательных возможностей для детей из сельских районов и малых городов – одна из приоритетных задач, которые решает Региональный образовательный центр одаренных детей "ТАУ", созданный по модели "Сириуса". По итогам "Образовательного десанта ТАУ+" 335 педагогов и более 1000 школьников из 27 муниципальных образований Удмуртии познакомились с основами проектной деятельности в актуальных технологических направлениях. Более 35 образовательных учреждений из малых городов и сельской местности включились в системную работу и сетевое сотрудничество с Региональным образовательным центром одаренных детей по совершенствованию проектного обучения школьников.
Индивидуализация и "адресное"
развитие ребенка – залог успеха
Как известно, с сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах. Учеба в профильном классе – это обучение, которое помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Ежегодно в Удмуртской республике увеличивается количество профильных классов по программам среднего общего образования.
В системе дополнительного образования также активно развивается индивидуальный подход к обучению.
На сегодняшний день в республике 82% детей имеют сертификат дополнительного образования, который позволяет отображать на Портале-навигаторе траектории обучения ребенка, обеспечивая его персонифицированный учет.
Чтобы представленные программы отвечали современным запросам общества, учитывали интересы детей и формировали компетенции XXI века, выстраивается современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогов сферы дополнительного образования. За 2020 год обучено более 1 000 специалистов.