Мы думали об этом по дороге, печально глядя на заколоченные и развалившиеся дома. А ехали мы в Соловьихинскую школу, чтобы встретиться с Галиной Витальевной ШВЕЦОВОЙ, которая много лет была директором, и сейчас, после того как школа стала филиалом Алексеевской СОШ, по-прежнему возглавляет свой небольшой педагогический коллектив. Нам хотелось узнать, с каким настроем готовятся учителя встречать 1 сентября, а также поздравить Галину Витальевну с заслуженной наградой: Указом Губернатора Алтайского края № 124 от 9 августа 2018 года ей присвоено звание "Ветеран труда".
- ГАЛИНА ВИТАЛЬЕВНА, расскажите, пожалуйста, как вы появились в Соловьихинской школе?
- Родилась и выросла я в Камышенке. После окончания филологического факультета Бийского пединститута, по распределению в 1991 году приехала в Соловьихинскую школу. 16 лет я просто преподавала, год побыла завучем, и 10 лет работаю директором. Сейчас, правда, должности директора нет, она называется иначе, но функции мои остались прежними.
- Не было мысли вернуться в родную Камышенку?
- В Камышенке я прожила 17 лет, а в Соловьихе – 27, поэтому в большей степени для меня родным является уже то село, в котором живу сейчас. А Соловьихинская школа давно для меня родная, и коллектив учителей родной, и всегда мне здесь было хорошо.
- Вы планируете здесь и остаться? Просто многие уже покинули Соловьиху, ввиду тех жизненных обстоятельств, в которых, к сожалению, оказались и люди, и село.
- Мы не можем знать заранее, как сложится дальнейшая жизнь. Очень тяжёлая экономическая ситуация, учеников всё меньше и меньше, не хватает педагогов...
Наверное, наступит время, когда школы в Соловьихе просто не будет. Наша школа, став филиалом, уже "потеряла лицо". То есть, присоединившись в Алексеевской школе, даже имя своё учебное заведение утратило. Больше уже не прозвучит: "Награждена Соловьихинская средняя школа".
Мы не жалуемся, мы всё понимаем, руководству виднее, и, наверное, с нами были вынуждены так поступить. В этом году у нас всего три первоклассника, но на следующий год, надеемся, будет восемь – если их семьи здесь останутся. В одиннадцатом классе нынче только один ученик – то есть, какие-то новшества школьной программы мы не сможем с ним освоить – групповую работу, например. Но и плюсы, наверное, есть – ведь в классах, где мало учеников, им внимания гораздо больше. Нет преподавателей химии, физики и английского языка, вакансии свободны. Остальные учителя-предметники в одном лице, что является проблематичным – ведь если кто-то заболел, заменить просто некем. Наши преподаватели-пенсионеры, конечно же, выручали нас, но на этот учебный год уже не смогут, по состоянию здоровья. Обучать детей удалённым доступом тоже не вариант – из-за плохой связи, да и наши компьютерные возможности ограничены.
Развал села не мог не сказаться на жизнедеятельности школы. Хотя, если рассуждать в общем, – сегодня большинству россиян живётся очень трудно. И это очень печально, ведь у нас такая красивая и богатая страна, и неважно кто кем работает – хлеборобом, врачом или учителем, зарплата у людей должна быть достойной, чтобы мы могли съездить куда-то отдохнуть, одеться, обеспечить детей. Не должно быть так, чтобы люди работали и получали такую низкую оплату труда, на которую не то, что съездить на отдых, месяц прожить не получится. Значит, что-то не так идёт у нас в стране, и не должны так плохо жить люди, не должны приходить в упадок деревни и сёла.
- Обратила внимание на пришкольную территорию – всё ухожено, травка подстрижена, цветы радуют глаз. Объём работ большой, а в педагогическом коллективе всего девять человек. Пришла к выводу: школы в таких сёлах, как Соловьиха, держатся на таких энтузиастах, как вы и ваши коллеги.
- Мне очень повезло с коллегами, потому что один в поле не воин. Наш коллектив – как одна семья. Нас мало, но мы сплочённые, дружные. Со мной работают очень ответственные люди, на которых можно положиться во всём, они откликнутся на любое предложение или просьбу, поддержат в сложной ситуации. Каждый педагог вносит в оформление классов и в повседневную жизнь школы что-то своё. У каждого своя изюминка в интерьере, и всё ради того, чтобы детям, посещающим школу, приятно было приходить в класс, чтобы обстановка была уютной.
- Вы ещё ничего не рассказали о своей собственной семье.
- Моя семья небольшая – муж работает у нас в школе завхозом. Сын живёт в Барнауле, у него музыкальное образование, работает в камерном городском оркестре, а также входит в состав группы "Кислород", там он перкуссионист, то есть играет на ударных музыкальных инструментах.
- Галина Витальевна, помимо руководителя школы вы ещё и депутат райсовета. Скажите, школьные проблемы и проблемы села и района, наверное, не оставляют места для оптимизма?
- На будущее всегда нужно с оптимизмом смотреть. Реально на жизнь надо смотреть. Несмотря ни на что, 1 сентября в нашу школу придут и сядут за парты 63 ученика, мы должны дать им знания, создать им комфортные условия для учёбы, на перемене накормить котлеткой и борщом. Мы не станем говорить о том, хороша или плоха зарплата работников образования. Во все времена педагоги работали в тех условиях, какие им могли предложить, и не искали лучшей доли. Я убеждена: учителя работают не за зарплату. Нас держит здесь любовь к профессии и детям. Душа здесь, в школе, оставлена. Хочется пользу приносить тут, в родных стенах. Будем держаться до последнего, потому что переживаем за свою школу, ведь столько сюда вложено труда каждого педагога.
Какие бы ни были проблемы в жизни, как только заходим в школу, они остаются за порогом. Привычная атмосфера – детские голоса, звонок, знакомые лица, коллектив родной – всё это даёт ощущение смысла жизни. И сегодня, в преддверии сентября хочется пожелать всем учителям, а также родителям школьников терпения. Педагогам своей школы и техническому персоналу – благополучия и здоровья. И спасибо за понимание.