Если какие-то предметы мне давались немного хуже, то на историю я шла как на праздник. К удивлению моих близких, даже к 11 классу я не перегорела этой любовью, теперь я тут.
Наверно мало кто из студентов не знает о таком празднике, как День студента или по православному календарю - Татьянин день. Именно в этот день, 25 января, в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ "Об учреждении Московского университета", Татьянин день стал официальным университетским днем, в те времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех пор Святая Татиана, так звучит древняя версия имени Татьяна, считается покровительницей студентов и учащихся. И, несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как устраивали широкие гулянья более ста лет назад, так и в 21 веке предпочитают отмечать свой праздник шумно и весело.
Татьяна Александровна Сметанюк работает в Емельяновском дорожно-строительном техникуме учителем истории. И, несмотря на то, что девушка окончила высшее учебное заведение пять лет назад, она не понаслышке знает обо всех прелестях и трудностях студенческой жизни.
- Татьяна, расскажите, раньше, когда обучались в ВУЗе, как-то праздновали этот день?
- Конечно. Как и все студенты. В университете у нас была очень дружная группа, да и вообще, весь поток был дружный. Мы собирались большой компанией, выбирали заведение, куда хотели бы сходить, ну и отмечали соответственно. Сессия и какой-нибудь экзамен у нас стабильно выпадал на 25 число. Студенты других ВУЗов уже сдали зачетные книжки в деканат, а мы тряслись над экзаменами.
- А где вы обучались?
- В Красноярском государственном педагогическом университете имени Виктора Петровича Астафьева. Специальность - историк и учитель истории. Честно сказать, у нас был замечательный коллектив, очень хорошие, добрые и грамотные преподаватели. Они давали именно те знания, и именно в таком в формате, что учиться было одно удовольствие. Каждое лето мы проходили практику, если у ребят, которые выбрали другие профессии, она проходила рутинно, то мы постоянно куда-то ездили, вели археологические раскопки, потом исследовали все что нашли. Благодаря этому обучению, я не только получила знания, но и объездила очень много замечательных мест, где мы только не были, начиная от южного Крыма, заканчивая нашими, почти что родными, хакасскими долинами.
- Почему выбрали именно это профессию?
- Мои родители долгое время жили в городе, потом переехали в Дрокино, родилась я. Когда пошла в детский сад, воспитатель посоветовала отдать меня в городскую школу. Так я и попала к замечательной учительнице, которую, кстати, зовут, как и меня, Татьяна Александровна в 51 Красноярскую общеобразовательную школу. Вот оттуда все и началось. Первый урок истории, первые услышанные слова про первобытных людей... Как-то пошло-поехало. Если какие-то предметы мне давались немного хуже, то на историю я шла как на праздник. К удивлению моих близких, даже к 11 классу я не перегорела этой любовью, сдала ЕГЭ, и теперь я тут.
- А почему пошли работать именно в техникум?
- Тут даже есть небольшая нотка иронии. Когда окончила университет, у меня сложился стереотип, что учитель - это такой замученный жизнью человек, постоянно много детей, проверить домашние задания, провести урок, задать домашнее задание. На тот момент я хотела работать в офисе, а в свободное время преподавать, либо в центре детского развития, либо еще в каком-нибудь профильном учреждении. Но все сложилось более прозаично. Листала я газету и наткнулась на объявление. Сейчас уже точно не вспомню что за газета, кто мне ее дал, но я сразу позвонила, меня пригласили на собеседование и приняли на работу.
- Были ли какие-то трудности, когда вы только начинали преподавать?
- Разумеется. Многие думают о необразованных, невоспитанных и не имеющих цели в жизни ребятах из техникума. На самом деле я иногда и сама с таким сталкиваюсь, только это все проявление лени. Ведь многие из них думают, что если ты обучаешься в дорожно-строительном техникуме, зачем тебе история, право, обществознание. Лучше посадите меня в автокран или трактор, я в нем все знаю и все умею, но это не правильно. И вот уже пять лет я пытаюсь привить ребятам мысль, что развиваться нужно всесторонне, а не только в рамках своей профессии. По началу было много споров и разногласий, но сейчас все привыкли. А я, в свою очередь, пытаюсь подать материал так, чтобы ученики не засыпали, сидя у меня на уроке, а активно принимали участие в дискуссии, и им было интересно.
- Может у Вас есть какие-то педагогические методы, которыми Вы не прочь поделиться?
- Метод тут один, и он уместится в коротенькую формулировку: обучай так, как бы ты хотел, чтобы обучали тебя.
- Здорово. Татьяна, а чем в свободное от работы время увлекаетесь?
- Если быть честной, его не так много. В основном я разрабатываю проекты для наших учащихся. Не так давно выиграли несколько грантов по проекту "Территория 2020". Теперь каждый год в нашем учебном заведении проводятся соревнования, что-то на подобии брейн-ринга. Мы немного модернизировали и изменили некоторые правила, получилось что-то между телепередачами "Умники и умницы" и "Что? Где? Когда?". Также совсем недавно мы открыли небольшую библиотеку. В холле у нас стоит полка с книгами, любой желающий может взять оттуда книгу в обмен на свою. Еще одним нововведением стал импровизированный кинозал, который располагается в общежитии. Через определенный промежуток времени мы смотрим там фильмы. Также я участвую во всевозможных волонтерских движениях, мои коллеги даже смеются и называют меня учитель-волонтер. Еще к моим хобби можно отнести фотографию, но это у меня с тех самых летних университетских практик.
- А в этом году будете как-то праздновать?
- Я же уже не студентка, моя студенческая жизнь закончилась. В нашем техникуме будет проходить мероприятие, в рамках которого определим "лучшего студента". Я, уже по традиции, буду в жюри.
Конец января и окончание сессии. Что может быть слаще для студента? Одни в предвкушении честно заработанной стипендии, другие с мыслями как бы сдать все академические долги. И абсолютно все в этот день, 25 января, соберутся компаниями и будут отмечать этот праздник. И я, как студент, который балансирует между первой и второй половиной, последую их примеру. Ведь студенческая жизнь - череда нескончаемых передряг и приключений, которые готовят к взрослой жизни. И отдельную благодарность в этот день хотелось бы выразить нашим замечательным преподавателям, которые терпят наши недостатки, слушают наши невнятные ответы на экзаменах и относятся к каждому, как к своему ребенку.
Дмитрий Косолапов