Человечество всегда решало вопросы образования. Без этого всегда было нельзя обойтись – от этого зависело будущее.
Решало по-разному, в зависимости от особенностей времени, реалий жизни. Формировать человека вне системы образования невозможно. А система образования в современном мире немыслима без школы. Школы в привычном для нас понимании. Но организация процесса обучения и воспитания на этой важнейшей ступени системы образования меняется, меняется вместе со временем, ускорившим бег.
Выпускник школы должен быть готов к жизни в современном мире. А мир сегодня так много сложных задач ставит перед нами, что знать и уметь нужно немало, чтобы быть с этим миром в ладу. И на этапе обучения человек должен сформировать способность решать жизненные задачи в различных сферах на основе своих знаний. Получается, что задача современной школы не просто дать человеку знания, но и научить эти знания применять в зависимости от той или иной ситуации. Значит нужно создавать детям условия, в которых они будут такие умения формировать.
В начале ноября в Емельяновской школе №1 началась общешкольная игра ЛИГА СВЕРХУЧЕНИКОВ "ACTION FORWARD-2019". Первыми ее участниками стали ученики 5-6 классов. Эта компетентностная игра предполагает несколько тактов (заочный, очный), несколько сессий (осенняя, зимняя, весенняя). Самое главное – это возможность проявить свою компетентность. Именно быть компетентным в разных направлениях учатся дети, выполняя задания.
Перед тем, как выйти на дистанцию по решению компетентностных задач, супер ученики получили возможность пообщаться с мисс Молекулой и погрузиться в удивительный мир естественнонаучных экспериментов. Став зрителями и участниками веселой лаборатории, ученики Первой школы поняли, что наука может быть не только интересной, но и веселой. Мисс Молекула наглядно показала умникам и умницам, в каникулярный день заполнившим актовый зал школы, как "работают" законы физики и химии. Вместе с детьми и "химичили", и "физичили". Оказывается, одним выдохом можно наполнить воздухом большой баллон. А еще создать в колбе радугу. В этой чудесной лаборатории прямо на глазах восхищенных зрителей настоящим водородом, полученным тут же из обычной фольги, наполнили воздушные шарики. И наглядно убедились в том, насколько он взрывоопасен. Немало восторга вызвали испаряющиеся под воздействием углекислого газа чернила. Увидев, как это происходит, участники веселой лаборатории смело подставляли свои белые футболки для выставления синими чернилами символичной пятерки. Так интересно наблюдать, как она испаряется от твоего дыхания…
Вот такой праздник науки и разминка для ума перед главным событием дня – 100-минутным марафоном по кабинетам, в каждом из которых есть возможность заработать максимум баллов, стать самым компетентным. Пойти или не пойти именно в эту аудиторию, решали командой. Решение принимали после обсуждения описания задачи, которую предстоит решить. Думали, оценивали свои знания, свой опыт – сможем или нет. Делали выбор. Сами, без взрослых. Получается не просто играли, а учились жизни.
Конечно, каждому хотелось, чтобы именно та команда, в которой ты, стала успешной. Хочется быть успешным. Но не может в современном мире быть успешным человек без математической грамотности и логического мышления, без владения навыками смыслового чтения, не обладая способностью к совместной деятельности и организации. Именно в этих компетентностях и должны были участники в течение 100 минут прорешать как можно больше задач. Они очень старались.
Подводя итоги, каждый ученик, участвовавший в этот день в игре, смог определить для себя то, что было важно, чему научился, выполняя одно за другим задания. И что можно взять себе на вооружение в решение своих жизненных задач. Пока еще задач пяти-шестиклассника. Пока. Впереди взрослая жизнь, жизнь в обществе. А обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.