Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия

431860, Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Ленинская, 106
телефон: +7 (83431) 3-10-65
e-mail: anomayak@gmail.com

С гордостью и горечью

С гордостью и горечью – о нашем юбилее!

В этом году у детского дома-школы юбилей. А юбилей всегда был для нас главным праздником. Отмечался он в конце первой четверти, а готовился к нему весь коллектив чуть ли ни с первых дней учебного года. Традицией был большой концерт в районном Доме культуры. Всегда было много гостей, поздравлений и подарков, праздничный ужин. Это был день ажиотажа: хлопоты, волнения, наглаживание костюмов и бантов, последние репетиции.

Праздник редкий – раз в пять лет – и потому очень ожидаемый и любимый.

Своих первых воспитанников школа приняла в 1959 году и называлась она тогда Ардатовская школа-интернат. В этом году ей 60! Так хочется рассказать о ее истории, удивительной атмосфере, о коллективе, где нет равнодушных, о самоотверженных воспитателях, готовых жертвовать личным временем ради вверенных им детей, об учителях, старающихся любого ребенка, с любыми способностями, вести вверх по ступеням знаний. Другие работники школы: повара, технички, прачки, ночные няни, кочегары и сантехники – тоже понимали свою роль в воспитании детей.

Назвать имена всех работников – это "объять необъятное", но все же: Н.Е. Батылова, Л.В. Горохова, В.И. Долгова, Н.А. Бузыкина, Р.К. Куландина, П.П. Репкова, А.Д. Пимахова, В.Д. Козырева, А.Т. Павловская, Л.Л. Комарова. Эти воспитатели начинали свою трудовую деятельность одновременно со становлением школы и сделали ее одной из лучших в Мордовии.

В неразрывной связке с воспитателями работали учителя: Р.А. Алмазова, Р.И. Фирсова, П.В. Царева, К.В. Семенкина. Позднее Т.П. Аксенова, К.И. Гаврилова, Н.Ф. Забелина, В.П. Филянкин, В.А. Майданов, А.Б. Удалов, В.В. Лачина. Их традиции переняло новое поколение учителей и воспитателей: Л.П. Ивакина, Т.П. Клюшенкова, Л.И. Голова, Л.Г. Суина, Т.Н. Лобачева, Т.Н. Тараканова, Т.Н. Ужова, М.Н. Телина, Н.А. Сомова, Л.М. Горюнова, Т.К. Никоркина, Т.Ю. Сипигина.

В школе работали семейные пары А.Ф. и П.И. Бочкаевы, Н.Е. и А.И. Батыловы, Н.С. и В.Ф. Линьковы, М.П. и Н.В. Ивакины, Т.И. и П.Е. Красновы, их сменили А.Н. и Н.Н. Суюшовы, Л.Б. и В.Н. Галкины, Н.Н. и И.Н. Святкины, А.В. и Н.Д. Казаковы, А.Н. и Н.В. Шарины.

Были и такие пары, как "мама-дочь". Это Л.И. и Надежда Пономаревы, Е.Н. и Лариса Логиновы, Т.Ф. и Ольга Аряевы, Л.С. и Татьяна Маношины.

В разные годы школу возглавляли такие сильные педагоги, как И.И. Стенников, К.Я. Шиморин, Н.М. Кузнецова, Л.Н. Питерская, А.М. Тупицин, Н.М. Шичавина, С.Г. Жарова, Т.Г. Басова, А.Н. Антипов. О каждом из названных педагогов можно писать отдельный очерк. Каждый из них расскажет, как интересно протекала жизнь в школе. Сколько кружков: предметных, по интересам, спортивных секций, танцевальных и вокальных занятий. В разное время работали театральный и кукольный кружки. И сейчас каждый день дети чем-то заняты: кто вяжет, кто рисует, кто в шахматы играет. В школе богатая библиотека, в которой работали, сменяя друг друга Н.Ф. Архипова, Н.Ф. Забелина, а в последние годы Н.М. Ивакина (сама бывшая ученица этой школы). В школе каждый день то спортивные соревнования, то смотр песни и строя. Вместо пионерских сборов и комсомольских собраний появились другие формы внеклассной работы. Так на смену тимуровцам пришли волонтеры.

В школе учились дети из шести ближайших районов. Были и настоящие сироты, которые проходили все ступени сиротства: дом ребенка, дошкольный детский дом и, наконец, наша школа-интернат. Были дети из неполных семей, где одному родителю (а это были не только матери, но и отцы) было сложно и работать, обеспечивая детей всем необходимым, и присматривать за ними.

Были дети и из полных семей, но многодетных или малоимущих. Всех их надо было накормить, одеть, купить форму, учебники и много чего другого. Для родителей это было сложно. Наша школа была в этом плане выручалочкой. Родители работали, а дети учились, были под присмотром, одеты, обуты, накормлены, с правильным режимом и досугом. Нужна была наша школы и детям, чьи родители были инвалидами по зрению.

Наконец, были дети из сел, где была только начальная или основная школа. По окончании ее надо было отправлять детей в соседнее (не значит близкое) село и волноваться, как они дойдут через поля, овраги или лес. И в дождь, и в буран, по зимнему морозу или весенней распутице. И опять выручала наша школа. Много было детей из Смолькова, Редкодубья, Б. Полян, пос. Станция Ардатов, Низовки, Полого, Пиксясей, Красных Полян и пос. Октябрьский. Все эти дети были замечательные, воспитанные, трудолюбивые, старательные. Они знали семью, любили родителей, на выходные ехали домой, где их тоже ждали и любили. Их так и называли "домашние".

Были еще "приходящие" дети. Это выпускники Ардатовской основной школы, те, кому надо было идти в среднюю школу с одного конца города на другой. А это по дальности равнялось "из села в село".

Очень хотелось бы назвать имена всех тех, кого учили. Но, понятно, что это невозможно. И чтобы никому не было обидно, просто хотим заверить, что мы вас всех помним и любим.

Несмотря на то, что детский коллектив был такой смешанный, они все дружили. Очень часто "домашние" дети брали сирот в гости на выходные или на каникулы. Их родители тепло всех принимали. Или просто возвращаясь в школу, везли из дома гостинцы: пироги, молоко. Угощали ими всех одноклассников, кто не имел возможности побывать дома.

Благодаря этой дружбе, общей доброжелательной обстановке в школе, все закончившие ее помнили о ней. Они продолжают общаться друг с другом. Им хочется увидеть друзей, встретиться с учителями, воспитателями. И хотя жизнь развела их по всей большой стране, каждый год летом на школьном дворе собираются взрослые, серьезные люди, закончившие школу много лет назад (иногда это сорок и более лет) и превращаются в тех молодых и веселых, когда-то шагнувших с этого двора во взрослую жизнь. Им есть что вспомнить. А школа может гордиться подавляющим большинством своих учеников. Они стали правильными людьми, хорошими семьянинами и родителями, состоялись в профессии. Среди них юристы и экономисты, инженеры и специалисты сельского хозяйства, программисты и банковские работники, офицеры российской армии и органов МВД, поэты и художники-реставраторы, продавцы и строители, священнослужители и руководители администраций. "Наши люди" по всей стране, даже в московской мэрии. Есть и за рубежом, например во Франции. Очень многие работают врачами и медсестрами, еще больше учителей. Их встретишь и в Ардатове, и в Саранске, и в Москве. Но особенно приятно, когда кто-то приходит работать в родную школу (М. Сарапкина, В. Буров, Н. Сычов, М. Андреева, Ж. Рязанова, О. Коробкова, Н. Засецкова).

В 1996 г. в школе произошло очень серьезное событие – ее преобразовали в детский дом-школу. Теперь в ней могли учиться только дети сироты и так называемые "социальные сироты". Нам пришлось попрощаться с большой группой учеников, не соответствующих этим категориям. В школу везли детей уже со всей Мордовии. Причина такой реорганизации лежит в "лихих девяностых".

Закрывались предприятия, люди лишались работы. За примером идти не надо. Сколько всего позакрывалось у нас в Ардатове. Но и те, кто сохранил работу, по полгода не получали зарплату.

Не все это стойко переносили. Появилась новая категория детей - "социальные сироты". Это те, чьих родителей лишали родительских прав. Увеличилось и число настоящих сирот. Например, пятеро детей из одного села нашего района. Мать умерла при родах, отец несколько лет тянул пятерых как мог. А тут эти самые годы: ни работы, ни пособий. Ездил в Ардатов в социальные организации, просил помощи. А те и рады бы помочь, да денег и у них нет. Отчаявшийся папа, не пьяница, не бездельник, вернувшись в очередной раз ни с чем, покончил с собой, всех пятерых вырастил детский дом.

Теперь время изменилось. Детей этих категорий стало значительно меньше. Кроме того, появились люди, которые брали в свои семьи воспитанников детского дома. Кто-то спасал свои сельские школы, например, Кельвядни, Лесозавод, кто-то, вырастив своих детей, почувствовал пустоту, невостребованность, а кто-то просто хотел делиться заботой и лаской. Очень многие дети получили любовь и заботу в таких семьях.

В качестве примера назову Л.А. Воронцову, взявшую трех сестренок, Н.И. Володину, приютившую пятерых, а затем еще одного ребенка. По одному, двум забирали в семьи Ардатова и в села.

Надо сказать, что и работники школы так поступали. А.В. Тремасова приютила девочку, оказавшуюся больной онкологией, и до последних дней ее жизни ухаживала за ней, как родная мама. Двоих сестренок взяла учитель М.М. Ахантьева и не просто довела их до конца школьной жизни, но и дала им возможность получить высшее образование. Н.А. Никитина взяла и вырастила пятерых детей. Бывшая ученица из Низовки О. Кочеваткина, взяв в семью девочку, вырастила ее как дочь.

Жизнь в стране налаживалась, социальных сирот становилось меньше, приемных семей больше. И получилось так, что республике столько детских домов стало не нужно. Встал вопрос, что с ними делать? Самое простое решение – закрыть. Возможность такой участи нависла и над Ардатовской школой.

Город наполнился слухами, стал обсуждать ситуацию, начался даже дележ зданий, вносятся предложения: кому что отдать. И все это в год очередного юбилея.

Грустно! Тут уже не до концертов. Закрыть, конечно, можно, все поделить тоже. Но задумался кто-нибудь над судьбой большого коллектива, который верой и правдой работал, принося многое в жертву? Куда им, всем на биржу?

А может, стоит вернуться к началу истории и стать снова школой-интернатом?

Да, жизнь стала стабильнее, но это не означает, что нет тех, кто нуждается в помощи, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Есть и многодетные, и неполные семьи. Им сложно без поддержки. Об этом говорят факты. Посмотрите, как востребована гуманитарная помощь, организованная обществом инвалидов (спасибо О. Гурьяновой).

А сел, где нет школ, стало еще больше. И родители опять в волнениях: как отправлять детей в соседнее село. Детей собирают по дороге, а до нее еще надо дойти.

Родители вынуждены уезжать из родных мест ради детей. Села пустеют и вымирают.

Разве это хорошо, что в некогда большом селе Красные Поляны, где в семьях было по 3, 4, 5 детей, остались одни старики?

Школа-интернат может дать возможность детям из хороших, нормальных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получить от государства существенную помощь (а не разовую перед первым сентября), возможность учебы в условиях городской школы. Ведь база-то уже создана. Все знают, что здания нашей школы и общежития только что после капитального ремонта. Классы оборудованы и обеспечены в соответствии с современными требованиями: с новой мебелью, компьютерными классами, великолепной библиотекой, спортзалом, мастерскими. В общежитии комнатки на 2-3 человека, комнаты отдыха. Медпункт не маленький кабинетик, а целая секция с кабинетом для физиотерапии, с тренажерами. Во главе его опытный медик В.М. Тимошкина.

Есть в школе логопед, психолог. В школе просторная светлая столовая с замечательными поварами, прачечная, баня.

Мы, ветераны школы, очень просим рассмотреть этот вариант на районном уровне, "подкинуть" идею в министерство образования. Ведь в городе пока известно только о закрытии предприятий, школ. Это очень печально. Как было бы хорошо, чтобы на примере судьбы школы с 60-летней историей начался процесс возрождения, а не угасания.

Жители района, хотим услышать и ваше мнение.

А пока с праздником вас, дорогой коллектив и взрослых, и детей! С праздником ветераны и выпускники! В этом году мы все ровесники – нам всем 60 лет!

Автор: Т.Г. Субботина, Н.Е. Батылова, Н.А. Бузыкина, Р.И. Фирсова, Н. М. Шичавина, Р.К. Куландина.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2884

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика