К примеру, учителя Новороссийской школы сохраняют стремление подняться на ступеньку выше и постоянно самосовершенствуются путем участия в конкурсах профессионального мастерства разного уровня: муниципальных, краевых, всероссийских. Задействованы как молодые специалисты, так и опытные педагоги. Причем, непременно помогают друг другу. Развитие учителя дает шанс и детям получить более высокий уровень знаний, потому что они тянутся вслед за авторитетной личностью, и для них свойственная состязаниям конкурентность становится отправной точкой роста. Все взаимосвязано.
Одна из стартовых возможностей развития для детей – участие во WorldSkills, начальном уровне профессиональной подготовки по определенным направлениям. Движение сегодня очень востребовано, поскольку стало понятно: всем получать юридическое или экономическое образование нецелесообразно, нужны специалисты и в других сферах. Плюс наблюдается тенденция: ребенок, окончив школу, должен не только обладать информацией, а уметь эту информацию адаптировать к конкретным условиям и реализовывать, уметь делать что-то практически. Все это дает WorldSkills.
Новороссийская школа – школа с фермерским уклоном. Здесь считают, что наряду с реактивно развивающейся "цифрой" в окружающей среде должно оставаться место для человека и для того, что он может производить реально, а не виртуально. Поэтому делают акцент на развитии "земных" способностей, что и позволило учебному заведению удачно вписаться во WorldSkills. Если в 2018 году новороссийские школьники принимали участие в открытом региональном чемпионате "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) Алтайского края" в компетенциях "Агрономия" и "Ландшафтный дизайн", в 2019 году добавили "Ветеринарию", в 2020 году – "Флористику". Другими словами, спрос на саморазвитие возрос.
Как говорят конкурсанты, чемпионат сам по себе очень интересный, он затягивает! Критерии оценки работы серьезные, требования к детям тоже. Первый день участия дается трудно, пересилить волнение и приступить к выполнению заданий сложно. Часто ребята говорят: "Чтоб я сюда еще приехал!.. Больше никогда в жизни!". На второй день они молчат. На третий день отмечают, признают и сор-тируют свои ошибки и говорят, что в следу ющем году такого не допустят.
Для подростков конкурс, получивший мировое признание, – это серьезная встряска. Вместе с тем, это опыт самостоятельности, взросления. В целом участие выгодно тем, что многие вузы учитывают профильные дипломы WorldSkills примерно так же, как и золотые медали при поступлении. Есть вузы, которые добавляют 10 баллов. Так что ребята получают серьезный бонус.
Сегодня участники V Открытого Регионального чемпионата Алтайского края "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)-2020", проводившегося в Барнауле с 30 ноября по 4 декабря 2020 года, делятся впечатлениями.
Компетенция "Флористика"
Наталья Михайловна Козлова, руководитель:
– Мы первый год участвовали во WorldSkills. Позанимались с командой из семи человек всего лишь осень и попали на такой большой конкурс. В финал вышла Вера Вышутина.
Было очень интересно, но и достаточно трудно: конкуренты уже занимались два-три года с настоящими флористами, а мы любители, поэтому наделали много технических ошибок.
Вера проявила себя как творческая личность. Я горжусь ею. Мы призовое место не заняли, но и последними не стали – у нас четвертое место. Считаю, что это хоть и маленькое, но достижение.
На следующий год будем вновь участвовать. Чтобы выступить более достойно, надо обратить внимание на технические вопросы: выучить названия подручных материалов, обучиться техникам владения, к примеру, составления букетов, больше практиковаться.
Вера Вышутина, ученица 8 класса:
– Меня подвигло к участию во WorldSkills желание попробовать себя в чем-то новом. Мы с мамой выращиваем дома цветы, как правило, самые обычные, и мне интересно двигаться дальше. На конкурсе я наблюдала за работой других девочек, набралась у них опыта по сочетанию цветов, работе с ними, уходу.
Я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с творчеством, и WordSkills мне в этом поможет.
Компетенция "Агрономия" Михаил Дмитриевич Свиридов, руководитель:
– К участию в краевом туре готовились четыре ребенка, все вошли в пятерку лидеров. Из-за возрастных ограничений остался только Дмитрий Свиридов, который в итоге занял на региональном чемпионате третье место. Но мы довольны, поскольку для Дмитрия это первый опыт, а конкуренты были лучше подготовлены технически.
Дмитрий очень аккуратный, старательный, скрупулезный, дотошный. Он многое знает и умеет, по сути, он уже маленький агроном. Чтобы улучшить результаты в следующем году, ему надо углублять знания и нарабатывать практику.
Дмитрий Свиридов, ученик 8 класса:
– Участвуя во WorldSkills, я узнал об устройстве некоторых приборов, научился более аккуратно и правильно проводить прививки, набрался опыта в собирании пурки (прибор для определения массы зерен в одном литре) и натуры зерна. Благодаря этому я теперь могу практиковаться дома, чтобы улучшить навыки и качество работы. А опыт позволит мне на следующий год выступить лучше.
Компетенция
"Ландшафтный дизайн"
Любовь Ивановна Митяева, руководитель:
– Компетенция "Ландшафтный дизайн" востребована. Это профессиональное направление очень перспективно, потому что человек инстинктивно тянется к природе, она нужна ему даже в городской среде. Стремительно развивающиеся цифровые технологии "глушат" человека, а это, наоборот, способствует его развитию, процветанию, совершенствованию.
Искусство благоустройства той или иной территории – это творчество в сочетании с физическим трудом и определенными умениями. Но детям как раз это и нравится, они ценят именно физический труд.
"Ландшафтный дизайн" – командная компетенция. Наши ребята Сергей Першин и Софья Маркелова стали серебряными призерами. Они даже довольны, что не заняли первое место, потому что понимают: в случае победы надо было бы ехать в Москву, а они к этому еще не готовы. Они намерены нарабатывать навыки к следующему году.
Сергей Першин, ученик 8 класса:
– Благодаря участию во WorldSkills, я научился пользоваться некоторыми инструментами и могу сделать дизайн моего будущего сада.
Софья Маркелова, ученица 8 класса:
– Я участвовала, чтобы попробовать себя в новом деле – вдруг мне понравится, и я выберу профессию в сфере дизайна. Когда поучаствовала в самих соревнованиях, поняла, что это огромный опыт в жизни.
Это очень тяжелый, трудоемкий конкурс, который не все могут пройти. Но мы это сделали! Мы с моим напарником Сережей помогали и поддерживали друг друга.
Компетенция
"Ветеринария"
Людмила Петровна Зелепугина, руководитель:
– В школе нет предмета "ветеринария", поэтому наша участница Юля Зелепугина сама готовилась. Я как руководитель только помогала ей организационно и методически направляла. Специфику она осваивала самостоятельно, в случае необходимости папа помогал, зооинженер по образованию.
Любовь к животным у Юли, можно сказать, с пеленок, поэтому заинтересованность в постижении темы высокая. Юля участвовала во WorldSkills в прошлом году и старательно готовилась. Ее настойчивость, усердие и желание привели к тому, что она стала второй.
Юлия Зелепугина, ученица 10 класса:
– Участие в чемпионате WorldSkills дает огромный опыт. Мы демонстрировали навыки: в модуле "Клиническое исследование мелкого домашнего животного и птицы" – обращения и манипуляции с животными; в модуле "Техника наложения швов и повязок" – навыки и умения работы с хирургическими инструментами для точного и правильного наложения швов, умение работать с перевязочным материалом; в модуле "Фармацевтика" нужны точность и аккуратность при смешивании и расфасовке препаратов. Также мы проводили эксперименты с медом. Во время заданий запрещено разговаривать с экспертами и участниками, так прививается навык брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Все это обязательно пригодится мне в будущей профессии.