Бывает так, что у человека нет специального художественного образования, но он рождается художником. Это как раз такой случай. Судьба этого человека сложилась так, что служить ему пришлось в разных уголках нашей страны: от Кольского полуострова до Прибалтики и Средней Азии. Любовь к Родине, патриотизм красной нитью проходят через всё его творчество, и особое место в нем занимает тема космоса. Художника отличает собственный почерк, он творит на бумаге свой мир – пронзительно-светлый, умиротворяющетихий. От его картин веет теплом, они излучают свет и поднимают настроение. Когда-то Владимир Александрович уже побывал на Краснокутской земле, чтобы по подлинным фотографиям с приземления Германа Титова написать картину. А недавно в детской библиотеке открылась выставка его картин, посвященная 55-летию со дня приземления космонавта №2 - "Небо начинается с земли", на которой представлено несколько десятков его работ. Нам захотелось поближе познакомить наших читателей с этим самобытным художником, и сегодня Владимир Молочков – гость нашей редакции.
- Владимир Александрович, расскажите, где Вы родились, и с чего началось Ваше увлечение живописью?
- Родился я 5 декабря 1933 года в г. Юрьевец Ивановской области. Там наша семья прожила недолго и впоследствии переехала в г. Мышкин Ярославской области. Первые уроки рисования мне дал отец, и он же привил любовь к живописи. Мы с ним много вместе ходили, наблюдали. Именно тогда я начал делать первые наброски того, что было у меня перед глазами: дорожки, озера, камыши. Рисование, вообще, в нашем роду в крови, еще мои прадеды рисовали. У них была достаточно известная мастерская, наряду с Палеховскими мастерскими. Моих прадедов, братьев Сеньковых по материнской линии, художник Васнецов приглашал расписывать фрески во Владимирском храме. А бабушка Сенькова была известной кружевницей. Я всегда очень гордился и горжусь своими предками. Пришло время, и я стал воспитанником Кутаисского Суворовского военного училища, местечко называлось Мехенджаури, что в 7 км от г. Батуми. Поскольку шла Великая Отечественная война, мы обосновались в военном санатории. И, можно сказать, что художником я стал по приказу. Это было в 1944 году. Однажды нас всех построили и спросили, кто умеет рисовать? Весь строй молчал, после чего капитан Гаркуша скомандовал: "У кого папа или мама рисует - выйти из строя"! Мне ничего не оставалось, как сделать шаг вперед. Так волею случая я стал художником. Оформлял стенгазеты, рисовал дружеские шаржи. Позже я занимался в течение 5 лет в изостудии, нашим руководителем был Сёмин, двоюродный брат художника Коровина. Он еще больше укрепил мою любовь к живописи, и после окончания училища я уже не расставался с кистью.
- Сколько всего картин Вы написали, и как определяете стиль, в котором работаете?
- В моей художественной коллекции уже более тысячи работ, среди которых много картин о войне, истории страны, моей малой родине, природе, космонавтике. Работаю я в стиле – сюрреализм. Кстати, в этом стиле писали свои картины такие великие художники, как Айвазовский, Шишкин, Левитан, Васнецов.
- У Вас есть целая серия работ, посвященная космосу. Что Вы вкладывали в них, что хотели донести до зрителя?
- Космос я стал рисовать после посещения школьного музея в селе Узморье, недалеко от которого приземлился Юрий Гагарин. Этому музею надо было помочь, и я пообещал, что оформлю стенды. Когда я подарил музею свою картину "Парашют над Узморьем", Татьяна Макаричева, свидетель приземления первого космонавта, посмотрев на нее, сказала: "Это наше Узморье. Только там были еще парашюты, а не один, как на вашей картине. На месте приземления мы нашли еще парашют с едой, и оба они были оранжевого цвета". Когда я рисовал эту картину, то еще не знал, какого цвета был парашют. Интересовался об этом и у Леонова, и у других летчиков и космонавтов, но, к сожалению, никто не дал мне точного ответа. Благо, в архиве я нашел один документ под грифом "совершенно секретно", в котором был полный отчет Ю.А. Гагарина о полете. Некоторые строки я запомнил дословно: "Парашют сначала отстрелился в кресле, потом не раскрылся запасной, и я подумал: "Как же я приземлюсь? Но облака наполнили парашюты, и вот я лечу на двух оранжевых парашютах. Вижу стан в поле и женщину с девочкой"… Вот так я и писал эту картину, опираясь на доклад первого космонавта. Ведь известно, что картины тогда становятся интересными, когда несут правду, а люди, созерцая их, как будто чувствуют себя причастными к событиям, запечатленным на холсте.
- Владимир Александрович, над чем Вы работаете в настоящее время?
- Сейчас, в основном, я рисую героев Великой Отечественной войны, героев-панфиловцев, для чего специально ездил в Волоколамск. Начал писать книгу, в которой по крупицам воссоздаю память о своем отце-партизане, погибшем от немецкой пули. Постоянно встречаюсь с молодежью, и радуюсь, когда меня приглашают на встречи со школьниками. Я призываю наше молодое поколение - ходить в музеи, приобщаться к миру прекрасного и полюбить живопись. Мне очень хочется, чтобы правда жизни доходила до каждого человека, который однажды оказывается наедине с творением художника.
- Большое спасибо, творческих Вам удач и осуществления задуманного!