При его непосредственном участии в своё время строился Лиманский хурул. В его семье знают и берегут обычаи предков, передают традиции молодому поколению…
Родился в депортации, в 1949 году, в Красноярском крае, Ширинском районе, на золотодобывающем руднике "Коммунар". Когда началось выселение калмыцкого народа, в семье Горяевых было трое детей. Отец Сангаджи Босхамджиевич был тогда на фронте, а маму Екатерину Очировну с детьми отправили в далёкую, холодную Сибирь. Старшие сестра и брат Леонида умерли, а младший Пётр, 1938 года рождения, выжил в эти страшные годы. Демобилизовавшись после войны, отец нашёл свою семью, и до реабилитации калмыцкого народа Горяевы проживали в Красноярском крае.
В 1959 году, когда Леониду Сангаджиевичу исполнилось 10 лет, вернулись в родные места. К тому времени в семье было уже пятеро детей. "Окончил школу в Лимане, - вспоминает Л.С. Горяев, - призвали в армию. Служил в Белоруссии, в инженерных войсках водолазом-сапёром. Когда отслужил, поступил заочно в сельскохозяйственный техникум, чтобы обучиться профессии техника-механика. Женился".
Работал водителем на почте, в сельхозуправлении, потом - начальником Лиманского филиала Астраханского автобусного парка. В 1978-м пригласили в райпо водителем. В течение года был назначен механиком, потом директором автотранспортной колонны. С 1996-го по 2010 годы, то есть до ухода на заслуженный отдых, трудился начальником базы производственного обеспечения в "Калмнефти".
Вместе с супругой Раисой Даниловной вырастили двух сыновей: Саранга и Александра. Оба женаты, у каждого — по двое детей. У старшего Саранга — сын и дочь, у младшего Александра — две дочери. Сейчас внук Леонида Сангаджиевича, будущий геолог, заканчивает магистратуру АГУ. Старшая внучка — на втором курсе, учится на социального педагога там же. Средняя — десятиклассница Лиманской СОШ №2, младшая — в восьмом классе Лиманской СОШ №1.
"У нас дружная многонациональная семья, - с гордостью отмечает Л.С. Горяев. - У брата жена — казашка, у сына — русская. Но это не мешает нам беречь и передавать нашим детям и внукам традиции калмыцкого народа".
Немало за годы работы поколесил по родной стране, о себе говорит: проехал от Бреста до Хабаровска. Как-то довелось побывать по туристической путёвке даже в Японии, где посетил пять городов. Но лучше родной земли для него нет. Леонид Сангаджиевич, рассказывают о нём члены калмыцкого общества "Хамдан", активно помогал в строительстве хурула в Лимане, практически с первых дней начала работ. "Собирались по выходным дням, - вспоминает Л.С. Горяев. - Руководил нашей работой Иван Дорджиевич Сангаджиев. - Конечно, плохо, что сейчас в нашем хуруле нет своего настоятеля. Вообще-то в Элисте, в Центральном хуруле есть такая школа, её учеников направляют обучаться в Тибет. Обучение долгое. Поэтому не каждый родитель согласится отдать своего ребёнка, по сути, расстаться с ним на долгие годы. Но вопрос с настоятелем надо решать. Вот сейчас планируем рядом с хурулом возвести домик для будущего настоятеля, чтобы он мог там жить, с кухней и столовой для приезжающих верующих. С недавних пор территория хурула преобразилась в лучшую сторону, планируется начать и ремонт здания. Спасибо всем спонсорам, помощникам за это".
Отмечать все национальные праздники в семье Горяевых стало доброй традицией. "Я, как младший из мужчин в нашей семье, остался жить с матерью. У калмыцкого народа так заведено. В нашем доме, по обычаю, собираются в такие дни все родные. Обязательно следуем буддийским обрядам. На Цаган Сар обычно готовятся блюда национальной калмыцкой кухни: махан шультаган — это мясо с шурпой и домашней лапшой; калмыцкий чай; борцоки - целвг (в виде солнца, большой и круглый), хуц (в виде барашка), хорха (в виде маленьких колобков, любимое лакомство детей) и другие. В этот день приходят гости, звучат благопожелания".
Леонид Сангаджиевич рад тому, что сегодня в нашем районе создаются все условия для того, чтобы традиции калмыцкого народа жили и развивались. Но при этом считает, что главная роль здесь отводится всё-таки семье. Именно в ней от отца к сыну, от матери к дочери должны передаваться знания, обычаи и мудрость предков.