Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Энгельсского муниципального района

413100, г.Энгельс Саратовской обл., пер. Зеленый, д. 20.
телефон: 8 (8453) 75-32-81
e-mail: nashe.slovo2013@yandex.ru

Сцене надо посвятить жизнь...

Кумира своей юности Леонида Сметанникова я встретила в пик его необычайной популярности, в середине 70-х, в стенах Саратовской консерватории, где он преподавал на кафедре сольного пения, а я после университета устроилась работать в библиотеку.

Он уже спел свою самую знаменитую песню "День Победы", получил признание как оперный певец, на него уже обрушилась всенародная слава и любовь миллионов зрителей. Изумительный голос, благородная мужественная внешность, высокий, статный, с яркими голубыми глазами и обворожительной улыбкой - в него нельзя было не влюбиться! И мы, молодые девчонки, работающие в библиотеке, очень робели, когда приходилось обслуживать такую знаменитость. За короткую перемену нужно было подобрать целый список музыкальной литературы и не ошибиться в тональности, редакции, и т.д. Не скрою: мы все его обожали, поэтому по очереди выдавали знаменитому певцу нужные клавиры и партитуры, а в ответ всегда получали его "фирменную" необычайно красивую улыбку. Ни тени высокомерия или звёздности. Таким Леонид Анатольевич и остался.

В августе певец отметил 70-летие, и первые концерты его юбилейного тура состоялись в Энгельсе. Мы воспользовались этой возможностью, что бы в очередной раз насладиться искусством замечательного певца и поговорить с ним о жизни и творчестве.

- Леонид Анатольевич, если вернуться к началу Вашей творческой деятельности, когда Вас впервые услышали, узнали. Чем дорого Вам то время?

-Дорого тем, что это было начало. Как Вы правильно сказали, – всё было впервые. Выступления по Всесоюзному радио, на Центральном телевидении, участие в праздничных "Голубых огоньках" и признание зрителей.

- А как Вы попали на телевидение?

- Случайно. Это было в 1973 году, самым удачным и счастливым в моей творческой судьбе. Я принял участие сразу в трёх очень престижных конкурсах вокалистов, и везде стал лауреатом. В Минске на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни, к которому я очень долго готовился, жюри, под председательством Александры Пахмутовой, единогласно присвоило победу в конкурсе, где принимали участие около трёхсот исполнителей, мне, никому не известному тогда оперному певцу из Саратова. А Юрий Силантьев, знаменитый дирижёр оркестра Всесоюзного радио и телевидения, уже на первой репетиции уверенно сказал: "первое место тебе обеспечено". Так и случилось. Этот триумфальный для меня конкурс принёс ещё и знакомства со знаменитыми композиторами-песенниками - А.Пахмутовой, Е.Мартыновым, И.Лученком. Вскоре я был приглашён на телевидение, где впервые принял участие в "Голубом огоньке" с песней Пахмутовой "Знаете, каким он парнем был". Пел и продолжаю петь эту потрясающую песню Пахмутовой, в которой есть всё: – и лирика, и героика, и гордость за первого космонавта. Александра Николаевна вообще была ко мне очень благосклонна. Попасть на экран в то время, когда телевидение имело всего 1-2 канала, и вся страна смотрела эту передачу, значит, сразу стать знаменитым. Так и произошло. Я стал получать пачками восторженные письма, приглашения, меня везде ждали, словом, пришла известность, о которой можно было только мечтать. В том же году я принял участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине и конкурсе вокалистов имени Глинки, который проходил в Кишинёве. Все конкурсы для меня завершились победой.

- Но по–настоящему Вы прославились в 75 году, когда исполнили "День Победы". Сегодня, возможно, не все помнят, что первым её исполнителем был Леонид Сметанников. Почему именно Вам Давид Тухманов предложил эту песню?

-К тому времени в моём репертуаре уже было несколько произведений, которые композитор писал в расчёте на мой голос. Так было и на этот раз. Страна готовилась к 30-летию Великой Победы. За два месяца до юбилейных торжеств Тухманов позвонил и предложил поработать над песней. Оба мы были очень заняты, поэтому репетировать приходилось по ночам. Я понимал ответственность, которая ложится на меня, и поэтому старался прочувствовать каждую интонацию песни. Мы долго над ней работали, записали 21 дубль, прежде чем песня зазвучала страстно, горячо, взволновано. Новую песню ждали и на радио, и на телевидении. Но вот характерный штришок того времени. Худсовет Всесоюзного радио, прослушав песню, предложил убрать из неё слова: "здравствуй, мама, возвратились мы не все…", посчитав эту фразу для победной песни слишком пессимистичной. Авторы не согласились. Поэтому премьера песни состоялась на телевидении 9 мая 1975 года и сразу получила всенародное признание. Только спустя время она зазвучала по радио. Потом её включил в свой репертуар Лев Лещенко и, как теперь говорят, раскрутил. Он и сейчас включает знаменитую песню во все свои концерты, это же делаю и я. "День Победы" - настоящий гимн победителей, поэтому зал всегда встаёт, когда она звучит. Мне песня особенно дорога ещё и тем, что мой отец воевал, и это песня и о нём.

- Когда Вы начинали петь, на эстраде блистали молодой Кобзон, Хиль, Магомаев. Вы никому из них не подражали, но были у вас кумиры?

- Моим первым кумиром был и остаётся великий Шаляпин. Если бы я однажды не услышал его голос, возможно, не стал бы певцом. Он запал в душу сразу и навсегда. И мне очень захотелось научиться петь так, как он. До этого я даже не думал, что буду певцом. Отец работал электриком, и я, окончив индустриальный техникум, пошёл по его стопам. Пел в самодеятельности, пел для себя, но в душе крепло решение: хочу петь для людей и буду петь как Шаляпин. Родители посчитали это сумасбродством, я ведь даже в музыкальной школе не учился. Но вопреки их воле отправился поступать в Днепропетровское музыкальное училище на вокальное отделение, и сразу был принят. Сказать, что было трудно, не сказать ничего. Я ведь не знал даже нотной грамотности. И ещё надо было думать, на что жить. Поэтому, утром учёба – по вечерам работа. Но главным была борьба с голосом. Я ведь думал, начну учиться и сразу запою. Голос зазвучал только на четвертом курсе училища, а впереди были долгие годы труда, поиск своего тембра. Я начинал петь басом, и очень нескоро у меня определился лирический баритон. С третьего курса консерватории меня уже пригласили петь в Саратовский театр оперы и балета. Мне поручили партию Елецкого в "Пиковой даме", дебютировал удачно. Так начиналась моя певческая карьера.

- А если продолжить разговор о кумирах, кто на советской эстраде был Вам ближе?

- Очень любил и люблю Магомаева. Повторить то, что он делал на сцене, невозможно. Я пытался – не смог. Он неподражаем. Природа одарила его и мощным голосом, и необычайным южным темпераментом. До его высоты никто не поднялся на нашей эстраде.

- А из современных певцов Вы кого слушаете?

- Я их не воспринимаю. К сожалению, лучшие традиции советской эстрады сегодня утрачены.

- А как же Басков, Киркоров – у них миллионы поклонников?

- Это отдельный разговор о массовой культуре. По-своему эти певцы, конечно, интересны, но до уровня М. Магомаева, Ю.Гуляева они явно не дотягивают.

- Немногие певцы, даже вашего поколения, могли, как Вы, в одном концерте петь и оперные арии, и эстрадные песни, и русские народные, и романсы. За это Вас любила и продолжает любить публика. Вы умеете поднять людям настроение. Вот и недавний ваш концерт в театре оперетты доставил зрителям столько радости!

- Спасибо. Я тоже получил огромное удовольствие от общения с энгельсской публикой.

- Скажите, а что для певца важнее – труд или талант?

- Я на такой вопрос отвечаю всегда словами Фёдора Шаляпина: "Труд, труд и ещё раз труд. И только на четвёртом месте – талант". За свою долгую жизнь в искусстве я в этом абсолютно убедился.

- А кроме музыки у Вас есть какие-то увлечения?

- Музыка настолько поглощает, что ни на что другое времени уже не остаётся. Я преподаю, пою в опере, пою всюду, куда приглашают. Сейчас готовлю программу к 140-летию С.Рахманинова.

- Вам часто приходилось в жизни от чего-то отказываться ради сцены?

. - Всё время. Сцене надо посвятить жизнь. Мало отдаёшь сцене – мало и получаешь. Кстати, на гастролях в Югославии узнал, что слово сцена на некоторых славянских языках звучит так: "позорище". Я давно решил для себя, если нечего дать зрителю, то не стоит и выходить на сцену, позориться.

- Вы в прекрасной форме! Вы несёте со сцены добро и свет, и пусть каждое ваше выступление приносит радость вам и вашим зрителям.

Автор: Ольга Стрелкова

По этой теме: Леонид Сметанников

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1940

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика