Чтобы внятно, без запинки говорить умели мы…
И это неудивительно, ведь только он, творец красивой и правильной речи, способен придать ребенку уверенность в себе, помочь наладить отношения с окружающим миром. Накануне Дня логопеда, который во всем мире отмечается 14 ноября, корреспондент "Новой жизни" побеседовала с представителем этой уважаемой профессии — Ольгой Трошкиной.
— Ольга, почему Вы стали логопедом?
— В старших классах сложно делать выбор профессии. Перед выпускником открыто множество вузов и колледжей. К окончанию школы у меня сформировалось понимание того, что я хотела бы посвятить свою жизнь логопедии. Как известно, отсутствие правильной речи у ребенка негативно сказывается на его психическом развитии, не позволяет ему в полной мере интегрироваться в общество во взрослой жизни. А формирование правильной речи позволяет человеку в полной мере раскрыть свой профессиональный и творческий потенциал в будущем. Значит, моя профессия нужна людям.
— Вы не пожалели о своем выборе?
— Проработав в этой специальности более 20 лет, я испытываю удовлетворение от того, что формируя у ребенка чистую речь, избавляя его от ошибок чтения и письма, я поселяю в душе маленького человека надежду и уверенность в собственных силах.
— В чем сложность этой профессии?
— Логопед не волшебник, по мановению руки которого плохо говорящий человек вмиг станет великолепным оратором. Работа логопеда — это сложная и кропотливая работа. Она требует терпения, настойчивости, и, прежде всего, любви к людям. Нужно обладать и большим запасом знаний не только в области логопедии, но и в психологии, педагогике, медицине; искать к каждому ребенку индивидуальный подход.
— Насколько важно взаимодействие с родителями малыша?
— Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Если родители готовы следовать указаниям логопеда, успех гарантирован.
— Когда нужно идти к логопеду?
— Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ребенку необходимо вовремя помочь. До трех лет еще можно не бить тревогу, а уже в три года следует идти к специалистам, чтобы не довести дело до сложных последствий. Если ребенок не говорит простые фразы, нужно обращаться не только к логопеду, но и к неврологу, психологу, сурдологу.
— Какие причины приводят к недостаткам речи и устной, и письменной?
— Причины разные — например, недостаточное речевое окружение в раннем детстве. Мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.
Еще одна из причин — неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи, ребенок подражает тому, что слышит.
Может быть у ребенка неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др; или недостаточная сформированность процессов мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
— Как предупредить недостатки речи у вашего ребенка и способствовать правильному речевому развитию будущего школьника?
— Нужно ему помогать, больше разговаривать с ним. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребенок с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно.
Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребенка частыми и продолжительными телепередачами, многочасовыми занятиями за компьютером, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
— Можно сделать вывод, что роль семьи в формировании правильной речи ребенка огромна?
— Семья — это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания и конечно, любви. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, при этом был бодр, весел и здоров, — помогите ему. Прислушивайтесь к советам своего учителя и тех специалистов в школе (учителя-логопеда, психолога), которые дают необходимые консультации, рекомендации! Поверьте, это во благо вашего ребенка. И тогда все задачи, даже непростые, будут выполнимы. И, конечно, очень хочется надеяться, что каким бы ни было нарушение речи, в дальнейшем у каждого ребенка все будет хорошо, и он обязательно добьется успеха в профессиональной сфере и станет счастливым человеком.