Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Дебёсского района Удмуртской Республики

427060, Удмуртская Республика, Дебёсский район, с. Дебёсы, ул. Ленина, 13 а
телефон: +7 (34151) 4-14-46
e-mail: noviput@udmnet.ru

Чёрное-белое: откровенно о жизни

Театр и Дебёсы. Казалось бы, далёкие друг от друга понятия. Да, в нашем отдалённом от больших городов селе нет Большого или Малого театра, но есть главная сцена и люди, которые горят желанием говорить на языке театра. Такие как Александра Берсенева.

Пропитана сценой

Две постановки спектаклей в год. Ровно столько должна ставить Александра на сцене Дебёсского ЦКР как режиссёр Народного коллектива Театра эстрадных миниатюр "Нос". Много это или мало? Зритель видит лишь вершину айсберга: живая игра актёров, передающих настроение своих героев в зал, заставляет на один час забыть о реальности. Аплодисменты, овации, поклон, занавес. Два часа против годовой работы. И пока зритель выходит из зала, наполненный новыми ощущениями и мыслями, там, за занавесом, актёры сбрасывают маски и наконец могут подвести итог.

-Мы же не просто репетируем, - говорит Александра. – Для меня очень важно, чтобы актёры протащили свою роль через позвоночник. Моя задача научить людей, далёких от сцены, а именно такие в большинстве своём приходят в наш театр, играть, а не изображать. При этом мне важно, чтобы актёры оставались индивидуумами и вкладывали в своего персонажа частичку себя.

Такой подход в театральной среде называют "по Станиславскому". И если многие актёры узнают о нём из университетских лекций, Александра впитала его со школьной скамьи в Ташкенте, где она прожила до 30 лет. Пела свои песни под гитару на сцене школы, а после её окончания ходила в драмкружок при Окружном Доме офицеров. Но первая любовь с театром у неё случилась в зрительном зале Русского драматического театра Узбекистана имени Максима Горького. Именно там Александра, можно сказать, буквально пропиталась театральным духом. В Дебёсах девушка с образованием делопроизводителя сама не успела понять, как стала режиссёром.

-В 1997 году я устроилась в Дебёсский районный Дом культуры секретарём. В то время уже год при клубе действовал такой "междусобойчик" из работников культуры ТЭМ "Нос". В него входили Павел Поздеев, Александр Корепанов, Эльфрида Тронина и другие. Я стала засиживаться на их репетициях. Если честно, в театральных постановках самое интересное – это именно репетиции. Стала включаться в процесс, предлагать какие-то свои идеи. Поступила в Удмуртское Республиканское училище культуры на отделение режиссуры. А в 2001 году меня назначили режиссёром НК ТЭМ "Нос". Ставка открылась благодаря присвоению коллективу звания "народный".

Собаки

Несложно высчитать, что за 20 лет режиссёрства Александра поставила 40 (возможно, и больше) спектаклей и театральных представлений. Среди тех, что на слуху, это авторские спектакли "куклы-Люди", "Придуманная история", "Чучело", "По неведомым дорожкам". Но до сих пор находятся зрители, которые подходят к Александре с просьбой снова поставить "Собак". Об этом спектакле говорили, писали, приходили на него снова и плакали.

-Это моя первая настоящая режиссёрская работа, к тому же мой дипломный проект, который был поставлен с актёрами-любителями, - рассказывает Александра. - Но зал плакал, и от этого я испытывала трепет, ведь сценарий я сама писала со слезами на глазах.

-Чтобы хорошо писать, надо много читать. У тебя есть любимый автор или сценарист?

-Нет, я просто много наблюдаю и пропускаю истории через себя. "Собаки" точно так же начались. Увидела возле клуба кровавый снег. Думала, что люди чего-то не поделили между собой, а оказалось, что не смогли ужиться с бродячими собаками. Расправились вот так, жестоко и без колебаний. Когда узнала правду, картинки в моей голове стали переноситься на бумагу. Когда показала готовый сценарий своему педагогу, она удивилась тому, насколько правильно по структуре был выстроен сценарный текст. Я, честно говоря, не знала, как правильно, но интуитивно представляла, как это должно быть.

В итоге дипломная работа переросла в настоящий спектакль. "Собаки" были показаны четыре раза, в том числе и в Пермском крае. Как рассказала Александра, она задумывается о том, чтобы ещё раз повторить "Собак". Ведь спектакль – это посыл, возможность посмотреть на проблемы со стороны. И если проблема в обществе есть, то и запрос на такой спектакль остаётся актуальным.

Неравнодушная

Александра требует от актёров полного погружения в роль не только потому что это актёрская заповедь, но и потому что сама не может пройти мимо чужих историй без сопереживания. Неудивительно, что и мимо трагедии на Донбассе она не прошла.

Сложно поверить, но в 1900 километрах от Донецкой и Луганской народных республик, в Дебёсах, женщина за компьютером ведёт информационную борьбу за Донбасс. Было бы похоже больше на сценарий фильма или спектакля, если бы не было правдой. Летом 2016 года её заслуги отметили лидеры сопротивления и подарили поездку в Крым.

-Бесконечно благодарна им за путешествие, долго не соглашалась принимать их подарок, но и отказ был бы сродни неуважению, – вспоминает Александра. – Мой вклад – он же небольшой. Я далеко, да и зарплата не всегда позволяет переводить суммы, которые хотелось бы давать для помощи раненым, обескровленным. Но мне удалось найти свою нишу в поле информационной борьбы. Очень много негатива льётся через соцсети, поэтому я создала группу "Инфобоец", в которой стараюсь говорить о военных действиях на Донбассе, о людях, которые там живут, и бойцах, которые защищают свою землю. Мои информаторы – непосредственные участники событий, с которыми мы общаемся онлайн. И я продолжу вариться в этой "каше", пока не закончится война.

Путешествие в Крым казалось Александре невозможным ещё и потому, что в то время она ухаживала за больным отцом, которого не могла оставить на попечение других людей.

-За всю жизнь было, конечно, всякое. Я считаю себя злопамятным человеком, но и добро никогда не забываю, - говорит Александра. - Он был несчастным больным стариком, глядя на которого я понимала, что это мой отец. Папа, который в детстве заботился обо мне. Я знаю, что в Ташкенте, когда мы жили в ужасных условиях, где протекал потолок во время дождя, он сушил мои пелёнки собой, спал на них, и они высыхали за ночь. .

О наболевшем

Александра готова часами рассказывать о театральных постановках, своих актёрах, но чтобы узнать её глубже, не могла не спросить о семье.

-Ой, это сложная тема, - сказала Александра.– Мы разошлись с моим первым супругом ещё в Ташкенте. Мне было 19 лет, когда я родила Лёшку, но это была настоящая любовь. Когда мы оба поняли, что чувств больше нет, решили разойтись мирно и пожелали друг другу счастья. Лёшке говорю до сих пор, что у него классный папа. Правда, после переезда в Дебёсы они виделись только раз по скайпу.

Там, на той стороне скайпа остались все родные и близкие Александры из Ташкента. Переехать пришлось в 90-е годы в спокойные Дебёсы к родственникам. Сестра Александры Лена живёт сейчас в Новой Зеландии. А тогда она осталась там с мамой, а Александра оказалась здесь с отцом.

-Мама приезжала дважды, - вспоминает Александра. – Потом мы уже не виделись. Лена жила в Ташкенте до последнего вздоха мамы. Она ушла через год после папы. Так получилось, что между мной и сестрёнкой разделился уход за родителями. Для меня мама всегда останется живой, для Ленки – папа.

-А какая ты мама?

-Для Лёшки я больше стала другом, чем мамой, в традиционном понятии этого слова. Разговаривала всегда с ним как со взрослым, готовила к будущему. И просила не забывать, если что, я всегда буду рядом. Наверное, многое ему недодала, но рада тому доверию, которое сложилось между нами.

-Вас с сыном невозможно не заметить. Вы отличаетесь на фоне обычных дебёсцев. Понятно, что сын перенял это у тебя. Я бы назвала тебя неформалом.

-Я бы тоже так себя назвала. Но мой внешний вид – это отражение моих ощущений. Если честно, я долго не могла найти себя. Во мне боролось чёрное и белое. К своему 40-летию я даже покрасила волосы в два цвета. А потом пришло осознание, что могу быть и такой, и такой. Главное, поступать так, как чувствую. По-другому и не умею. Если злюсь, то кричу, если обидно, то плачу, если радуюсь, то искренне.

-Тебе 55. Можно поздравить с "почтипенсионером"?

-(Улыбается) Не дождётесь. Как истинный актёр я умру на сцене в 90 с лишним лет.

-Значит, продолжение следует?

-Следует.

Автор: Юлия Кардапольцева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 694

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика