3-й линейный участок
На третий линейный участок нас привел главный инженер Суриковской дистанции пути Виталий Филиппов, для встречи с монтерами пути. Монтеры участка обслуживают расстояние от 79-го до 107-го километра железнодорожной магистрали, от станции Кытат до речки Кемчуг. Бригада состоит из 10 путейцев, которой руководит мастер - Евгений Олегович Василовский, а бригадиром трудится - Игорь Владимирович Распопин.
Трудная работа у монтеров - на их плечах лежит ответственность за безопасность движения поездов, за своевременный пропуск составов с установленными скоростями и сохранность перевозимых грузов. Для этого, прежде всего, необходимо образцово содержать рельсы и земполотно, оперативно устранять малейшую неисправность пути и любое отклонение от утвержденных стандартов.
Работу монтеров можно назвать поистине героической, помимо высокого профессионализма от них требуется солидная физическая подготовка, способность результативно работать при высоких и низких температурах воздуха, в любых погодных условиях, ибо составы по железной дороге идут независимо от времени года и метеоусловий. Их инструментами являются не авторучка или блокнот, а лопата, кувалда, лом и лапа для выдергивания костылей. Именно на путейцах лежит ответственность за поддержание железнодорожного полотна в рабочем состоянии.
Более 30 лет трудится на "железке" Валерий Александрович Меренков. Два десятка лет железнодорожного стажа у Александра Ивановича Шилова и Владимира Владимировича Павленко, 19 лет у Николая Григорьевича Бондаренко. Самый молодой среди путейцев - Александр Василовский, железнодорожник в третьем поколении, он пошел по стопам отца.
- Что и говорить, работа у путейцев очень тяжелая, – поясняет инженер Виталий Филиппов, - летом в жару и дождь, зимой в мороз и ветер они всегда должны находиться на рабочем месте и обеспечивать бесперебойное движение поездов. При неотложных работах их могут вызвать в любое время суток, кроме того, они зачастую выезжают для оказания помощи на другие линейные участки. Здоровье, сила, характер должны быть у людей этой профессии, а еще колоссальное трудолюбие и взаимопомощь, когда они отвечают за безопасность своих коллег, работающих на перегонах. В зимний период одному путейцу необходимо очистить от снега порядка шести стрелочных переводов, он ежедневно проходит по 5-6 километров. В сильные морозы рвутся железные болты, и деформируются рельсы и за всем этим необходимо постоянно смотреть. Еще железнодорожнику нужен крепкий тыл, чтобы дома его ждали и понимали, и жены должны быть как боевые подруги и без этого никуда.
- У каждого линейного участка свой план балловой оценки, - добавляет мастер Евгений Василовский. - Два раза в месяц по железнодорожным путям проходит путеизмерительный вагон с мобильными средствами диагностики. Он проводит сплошной контроль параметров железнодорожного пути в динамике и выявляет неисправности – перекосы, уровни, углы, то есть нарушения геометрии пути. Нам надо найти эти места, промерить и устранить выявленные отступления. Чем меньше выявит отступлений зачетный вагон, после всех проведенных доработок путейцами, тем лучше будет балл, а значит выше качество выполненных работ. В этом случае бригада путейцев получит хорошую премию. Нынешняя осень была сырая и дождливая, поэтому мы думали, что у нас будет много работы, но все обошлось и мы смогли уложиться в балловую оценку ниже 25. Это очень хороший результат, он оценивается как отличный.
Лаборатория диагностики
В диагностической лаборатории мы застали за работой двух операторов - Александра Аршина и Вадима Грищенко. Они как раз занимались настройкой на специальном контрольном тупике замысловатого аппарата, называемого дефектоскопной тележкой. Контрольный тупик предстал для нас, простых обывателей, плохо разбирающихся в тонкостях работы операторов, парой железных рельс, уложенных прямо в здании лаборатории. Но, как нам потом объяснили, это не просто рельсы, а пути с искусственно созданными дефектами, при прохождении которых и происходит настройка оборудования дефектоскопной тележки, чтобы в дальнейшем при работе на реальном участке железной дороги без запинок проводить ее контроль. У специалистов происходила настолько тонкая и кропотливая работа, что они сосредоточенно и почти не дыша, занимались приборами. У операторов определенный график, которого они строго придерживаются. Один раз в месяц специалисты проводят техническое обслуживание и настройку оборудования. В остальное время они работают на линии и проверяют определенные участки железнодорожного пути, проходя за день не менее 7-9 километров.
- Внимательность - самое главное качество, - поясняет Александр Аршин, - без которого нам не обойтись. Для того, чтобы освоить все тонкости профессии мы предварительно прошли специальную подготовку в Красноярском учебном центре. Помимо дефектоскопных тележек у нас имеются путеизмерительные, для проверки сварных стыков и другие. Мне нравится работать с техникой, а свободное время посвящаю внукам и рыбалке.
Пока мы беседовали с Александром Аршиным и Вадимом Грищенко, в лабораторию подошел еще один оператор по путевым измерениям - Александр Гусев. Александр одиннадцать лет отработал проводником вагона, а затем перешел в диагностическую лабораторию. Аппарат, на котором работает Александр, весит без малого 16 килограмм, и он каждый день с ним проходит железнодорожные тупики и станционные пути. В отличие от путеизмерительного вагона, путеизмерительная тележка производит измерения без нагрузки на рельсы. Она предназначена для непрерывного измерения ширины рельсовой колеи с автоматической записью выявленных отклонений. Александр всегда работает совместно со специалистом и руководителем работ.