Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Крутихинского района Алтайского края

658750, с. Крутиха, ул. Ленинградская, 28
телефон: +7 (38589) 2-22-65, 2-23-65, 2-23-75, 2-13-45
e-mail: obnova_2@mail.ru

О культуре, корнях и духовности

Богатые культурные традиции сложились в селе Долганка издавна.

Обская новь Увеличить фото

Еще в 30-е годы, когда заведующим клубом работал Иван Спиридонович Михайленко, открывались творческие кружки, самодеятельные артисты готовили концерты, спектакли. В период с 50-х по 90-е гг. прославляли свое село участники художественной самодятельности: Александр Алексеевич Головин, Пелагея Наседкина, Таисья Тушенцева, Екатерина Жукова, Татьяна Ефимовна Янина, Валентина Силаева, Николай Иванович Черемискин и многие-многие другие. Более 40 лет Н. И. Черемискин не расставался со своей балалайкой. Ветеран Великой отечественной войны, неравнодушный человек, заводила, частушечник, он с 1950 по 1991 гг. был активнейшим участником всех концертов, агитбригад, учил мальчишек игре на своем инструменте. Нельзя представить культурную жизнь в Долганке без Хинеи Родионовны Микушиной и Ольги Никитичны Парфеновой. Они постарались, чтобы долганская художественная самодеятельность стала одной из лучших в районе. Микушины Семья Микушиных приехала в Крутихинский район в 1979 году. Супругов Ивана Алексеевича и Хинею Родионовну пригласил в село Долганка председатель сельского совета Фатеев Андрей Семенович с подачи директора совхоза Бакана Дмитрия Андреевича. Дмитрий Андреевич в свое время побывал в Алтайском сельскохозяйственном институте и выбрал из числа выпускников-агрономов в свой совхоз семейную пару Колесниковых Юрия и Елену, кои являлись зятем и дочерью Микушиных. Пока молодые учились в институте, их маленькая дочка воспитывалась у дедушки Вани и бабушки Хины. Когда Хинея Родионовна узнала, что ее дети поехали работать в Долганку, она тут же приехала в это село. Здесь и состоялось первое ее знакомство с директором совхоза Дмитрием Андреевичем Баканом. Микушины в то время жили в Горном Алтае, в Усть-Коксинском районе. Супруг Хинеи Родионовны Иван Алексеевич проработал 19 лет на автомобиле, возил по горным дорогам различные грузы. Однажды его ослепила фарами ехавшая навстречу солдатская колонна. От неожиданности водитель потерял управление и машина перевернулась. После аварии Иван Алексеевич больше за баранку не сел. Позднее он возглавил кирпичное производство. А в Долганке директор планировал открывать кирпичный завод, и, узнав о Иване Алексеевиче Микушине, Дмитрий Андреевич тут же пригласил его к себе, как специалиста. Хинея Родионовна заняла вакантное место заведующей клуба. Там до нее на этой должности работала Вера Колесникова, но она уехала в тот год поступать в институт культуры. Так Микушины оказались в Долганке. Специально для них и для их детей, молодых агрономов, был выстроен двухквартирный дом. Сельский клуб располагался в маленьком деревянном здании бывшей церкви. Рядом с клубом стоял сельсовет, автостанция, а напротив, как его называли долганцы, располагался первый магазин. Хинея Родионовна была неприятно поражена условиями для культурного досуга долганцев.

Обская новь Увеличить фото

Предыстория девушки из горного села Любовь к детям у Хинеи Родионовны возродилась еще со школьных лет. Ее всегда беспокоили малыши, которым родители не могли дать достаточно внимания и ласки по разным причинам. В горном селе старшеклассница начинала свой день перед школой с визита к таким ребятишкам, поднимала их, собирала, и все вместе отправлялись на учебу. Обратно шли такой же дружной ватагой. Когда Хинея выросла, она окончила Туркменский государственный педагогический институт имени Ленина, и 14 лет проработала директором малокомплектной школы. Но сначала Хинея Родионовна была учителем начальных классов в маленьком поселке. Ей выделили кабинет в пристройке к клубу. В стенах были щели с ладонь, местами замазанные глиной. И эти куски глины могли в любой момент упасть ребенку на голову. Через несколько дней работы молодая учительница написала письмо в газету "Комсомольская правда". В связи с этим в село приехала комиссия из 12 человек из различных надзирательных органов и прессы. "Выбирай в селе любой дом под школу, мы тут же подпишем все документы", – предложили смелой девушке члены комиссии. Хинея Родионовна выбрала двухэтажную деревянную колхозную контору. И контору определили под школу. В новой школе сделали спортзал, два класса, учительскую и даже санитарную комнату. Ребята обожали свою учительницу, провожать ее из школы до дома было им за великое счастье. Нравилось детям ходить со своим педагогам на экскурсии. Все окрестности ими были обследованы. До момента приезда в Долганку, Хинея Родионовна Микушина уже имела немалый опыт работы в культуре, и у нее было особое отношение к этой сфере. Любовь к народному творчеству была заложена у нее также с детства. И еще учась в школе у себя на родине в Горном Алтае, ей категорически не нравилось, как работает изба-читальня в селе. В ней стояли три книжки, доска для пешек, а на столе лежало домино и все. Избу-читальню открывали только тогда, когда привозили кино. Никакой самодеятельности и в помине не было. И став учителем, Хинея Родионовна всю сельскую культработу постепенно "перетянула" в образовательное учреждение. В школе Хинея Родионовна организовывала спектакли с участием детей и их родителей. концерты ко всем праздникам. Особенно удалась пьеса "А зори здесь тихие", которую поставили четвероклассники на природе. Эта пьеса только-только появилась в журнале "Нева". Таким образом, молодой педагог окунулась в сферу культуры с головой. Поначалу ее поражало, почему в селе культура всегда стояла особняком от школы, профкома, парткома, сельхозпредприятия. Каждая организация работала сама по себе. По разумению молодой учительницы, так не должно было быть. И тогда Хинея Родионовна начала активную деятельность по объединению всех структур для достижения единых целей – создание достойных условий для досуга населения и развитие народного творчества. Праздничные программы она стала составлять так, чтобы в них было место для выступления секретаря парткома, директора совхоза или представителя рабочкома. Руководителям этот так понравилось. Теперь любое официальное мероприятие не обходилось без артистов, подготовленных Хинеей Родионовной. В состав творческого коллектива стали входить работники не только школы и клуба, но рабочие совхоза, детского сада, больницы. Все вместе выступали, самореализовались на сцене и радовали друг друга своими талантами. Много ездили с концертами. Как только в совхозе начиналась обрезка рогов маралов, директор тут же приглашал самодеятельность на мараловодческие станы. Отношение населения и руководства к культуре стало меняться в лучшую сторону. Культработники других сел района стали перенимать опыт Хинеи Родионовны. Избы-читальни расширили свою сферу деятельности, превращаясь из скучных, затянутых паутиной и пылью хат в клубы, где кипела интересная и насыщенная творческая жизнь. В школе, где работала Хинея Родионовна, даже установили радиопередатчик и динамики в каждый кабинет, и у директора школы появилась возможность оперативно делать важные сообщения, а творческие люди ставили развлекательные и познавательные радиопередачи. В лаборатории школы Хинея Родионовна нашла кинопроектор "Украина-5" и старые пленки. Теперь на уроках географии и физики могли демонстрировать учебные фильмы. Позднее Хинея Родионовна ушла из школы и возглавила новый, только что отстроенный из дерева, уютный Дом культуры. Он был оснащен музыкальными инструментами и костюмами. Когда в селе открыли музыкальную школу, педагог стала работать в ДК по совместительству художественным руководителем. В клубе культработники создали хор, в котором пели порядка ста человек. А назвали его "Красная гвоздика". Получилось так, что один из первых концертов, который организовала Хинея Родионовна, был посвящен Дню Парижской Коммуны. В честь этой даты у всех певиц хора на белоснежных платьях в пол и рубахах у мужчин были приколоты гвоздики. После этого выступления и было принято решение назвать хор "Красная гвоздика". Заведующая клубом лично проконтролировала, чтобы у всех женщин нижняя линия костюмов была идеально ровной. Для того времени такая сценическая культура была в диковинку, шокирующей не только для сельского, но и для районного зрителя. Когда Хинея Родионовна увольнялась из клуба, она передавала более 500 единиц материальных ценностей, накопленных ею за годы работы в культурно-досуговом учреждении. Тут нужно отметить очень важный момент. Учреждения культуры финансировались в советское время везде одинаково. Только один Дом культуры или клуб представлял собой полную чашу, а другой – разоренное бедное гнездо. Здесь, конечно, все зависело, кто и как руководил отраслью и учреждениями культуры.

Обская новь Увеличить фото

В разные времена, по воспоминаниям очевидцев истории Долганки, мест и зданий, где располагались клубы и Дома культуры в селе, было, как минимум шесть. В них трудились и творили Иван Михайленко, Лина Фомакина, Валентина Янина, Василий Панов, Вера Колесникова, Иван Исаев, Татьяна Крюкова, Галина Быкова, Надежда Тислина, Марина Петрищева, Зинаида Янина, Николай Дмитриенко и многие другие. Мы продолжаем рассказ об истории развития культуры села Долганка и о людях, ее вершивших… Деревянный клуб. … - 1982 гг. Когда Хинея Микушина в 1979 году приступила к своим обязанностям заведующей Долганским клубом (а начинала Хинея Родионовна свою деятельность в деревянном клубе, что стоял около первого магазина), она пошла в народ знакомиться с населением. Культработник зашла в каждый из 750-и долганских дворов. Призыв коммунистической партии "Культурный работник, охвати творчеством каждого!" молодой заведующей был воспринят буквально. Но знакомство с населением в будущем ей здорово помогло в организации культурных мероприятий. Хинея Родионовна уже точно знала, кто в деревне умеет петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. А также она владела информацией, у кого и сколько имеется баянов, гармоней, гитар, балалаек и т.д. Пришедшей новой заведующей клубом было передано из материальных ценностей всего 6 (!) наименований, в том числе шкаф без дверей и кресло с отломленной ножкой. Но у Хинеи Родионовны, к счастью, уже был положительный опыт поднимать сельскую культуру на высокий качественный уровень. На следующий день после вступления в должность, Хинея Родионовна отправилась на попутном транспорте в райцентр к первому секретарю райкома партии Ильиных. Секретаря райкома заведующая клубом захватила уже в дверях. Рабочий день заканчивался. Секретарь вернулся, снял пальто, сел за стол и был готов выслушать Хинею Родионовну. Заведующая Долганским клубом молча положила на стол перед партийным секретарем акт передачи. Ильиных долго смотрел на этот документ, не говоря ни слова. Затем начал краснеть и наконец, промолвил: "Я все понял. До свидания". Ох, и много шума было после этого визита в сельсовете в адрес заведующей клубом. Для председателя сельсовета Андрея Семеновича Фатеева поездка культработника в райком и разбирательства на районном уровне были полной неожиданностью. "Магнитофон она захотела! Какой тебе магнитофон!" – неслось из председательского кабинета. А когда районное начальство вмешалось, Андрей Семенович, приехав из райцентра, вытащил из кармана 350 рублей и с силой шлепнул ими об стол: "На! Иди, покупай свой магнитофон!". Хинея Родионовна тихо подошла к столу, взяла деньги и молча, так и не сказав ничего в ответ на гневную речь председателя, вышла из его кабинета. Теперь в клубе появился катушечный магнитофон, бесценное приобретение для того времени. А меж тем, в Долганке продолжала набирать обороты творческая жизнь. С августа 1979 года и до встречи нового 1980-го года в клубе было проведено порядка 12-и культурно-массовых мероприятий различных форм и масштабов, не считая дискотек и кинофильмов. Одним из самых первых запоминающихся праздников, проведенных Хинеей Родионовной, стал Осенний бал. Бал был посвящен окончанию уборочной страды в совхозе. На него были приглашены солдаты-срочники, которые помогали на уборке урожая. В фойе выгрузили целую машину арбузов, и кто сколько хотел, тот столько и ел их. Всем надолго запомнился тот бал. Новый год также прошел массово и весело. Таких новогодних праздников доселе в деревне не было. Эстрада и новый магнитофон играли до утра, с рассветом только разошлись люди по домам. В нового руководителя сельской культуры люди поверили. Особенно чувствовалась большая поддержка со стороны педагогов во главе с директором школы Шапошниковым Вячеславом Владимировичем. Он быстро разобрался, что за человек Микушина Хинея Родионовна. Председатель парткома Речкунов Виктор Степанович также оказывал всяческое содействие сельской культуре в лице коммуниста, депутата районного Совета Микушиной. Вскоре Хинея Родионовна стала заместителем председателя парткома. Ну, и, конечно же, опорой во всех начинаниях сельской культуры стал совхоз и его директор Бакан Дмитрий Андреевич. Но главной движущей силой в долганской художественной самодеятельности стала молодежь. В 1979 году из армии в село вернулось 24 парня. Ребята пропадали в клубе, здесь им было интересно. Директор школы отдал со спокойной душой набор музыкальных инструментов для вокально-инструментального ансамбля. Буквально через месяц в клубе заиграл и запел ВИА. Ежедневно клуб был полон. После кино всегда были танцы.

Обская новь Увеличить фото

Красный уголок. 1982 -1983 гг. Все, вроде бы складывалось в творческой жизни села хорошо, но Хинея Родионовна приняла решение после Нового года покинуть должность заведующей клубом. Причиной тому стало недопонимание между нею и председателем сельсовета. На тот момент Андрей Семенович не воспринимал почему-то культуру всерьез, а следовательно, финансирование клуба было практическим нулевым. Даже ручки и карандаши приходилось заведующей приносить из дома, не говоря уже об изготовлении костюмов, реквизита, декораций. А ведь Хинея Родионовна знала и другое отношение к сфере сельской культуры со стороны власти. Клуб в горноалтайском поселении, в котором она работала ранее, оснащался материально полностью, только успевай отчитываться. Неприязненное отношение к семье Микушиных чувствовалась и со стороны окружения председателя сельсовета. В такой атмосфере творить и созидать было просто невозможно. Хинея Родионовна ушла работать оформителем наглядной агитации в совхоз. И, по сути, вся культурная деятельность перекочевала в Красный уголок профкома совхоза "Долганский" (в настоящее время там располагается Долганский клубный филиал). На новом месте Хинея Родионовна не только писала лозунги и плакаты, но организовала вновь бурную творческую деятельность. В Долганке, по сути, появился еще один очаг культуры. А в деревянном клубе менялись заведующие, и вся деятельность культурного учреждения сводилась к открытию и закрытию входного замка. И, в конце концов, в 1982 году здание клуба сгорело, а вместе с ним костюмы, инструменты и техническое оборудование, некогда приобретенное бывшей заведующей Микушиной. Теперь уже совхозный Красный уголок стал официально считаться сельским клубом. Заведующим его стала Ольга Никитична Янина. В Красном уголке с подачи Хинеи Родионовны продолжали проводиться разнообразные мероприятия, закупались костюмы и аппаратура. Благодаря совхозу и неустанным хлопотам совхозного оформителя, в арсенале клуба вновь появились инструменты для эстрады, в том числе гитары, барабаны, синтезатор, а также звукоусиливающая аппаратура и акустическая система. Но вскоре в клубе – Красном уголке – произошла крупная кража. Виновных тогда не нашли. В это же время директор совхоза начал строить новый кирпичный Дом культуры. Дмитрий Андреевич Бакан после этого неприятного инцидента видел директором строящегося ДК только Хинею Родионовну Микушину. В новый Дом культуры. 1983-1987 гг. В 1983 году Микушина Хинея Родионовна вошла директором в только что отстроенный совхозом Дом культуры (он стоял напротив школы). Ольга Никитична Янина стала художественным руководителем. Совхоз не жалел средств для культуры. Вновь приобретались костюмы, новая мебель, одежда сцены. Совхоз доплачивал из своей кассы руководителю вокально-инструментального ансамбля Виктору Гришко, баянисту из города Камень-на-Оби Владимиру Дудкину, художнику. Районный отдел культуры, заведующим которого был Анатолий Семенович Волков, подарил на все окна шторы. Дом культуры получился очень уютным и теплым во всех смыслах. Он был компактным и удобным. Особенно всем нравился зрительный зал. Все в сельской сфере культуры налаживалось. Новое здание, укомплектованный штат, постоянно пополняющаяся материально-техническая база, полное взаимопонимание с руководством совхоза и отделом культуры. При таких условиях работы успех в творческой деятельности не заставил себя ждать. Долганская художественная самодеятельность середины 80-х громко заявила о себе на районном уровне, массово участвуя в Смотрах и конкурсах. В селе было множество талантливых людей, желающих выйти на сцену. Никого не нужно было упрашивать выступать. Вот как вспоминает тот период сама Хинея Родионовна: "Артистов у нас было очень много. Только скажи слово – и люди шли в клуб, чему я была безмерно рада. Когда ездили с концертом в соседние села, мы везли до 102-х участников художественной самодеятельности.

Обская новь Увеличить фото

В Доме культуры работало немало творческих коллективов на высоком качественном уровне. Например, ВИА, в состав которого входили руководитель Виктор Гришко, Алексей Бородин, Сергей Батраков и Сергей Акулов, были по плечу любые произведения. Они "на ура" исполняли современные на то время шлягеры, такие, как "Синий туман", "Трава у дома" и многие другие. Так как ребята работали, репетиции часто проводились по ночам. Появился в Долганке и такой жанр, как хореография. Были созданы несколько танцевальных групп. В детскую группу набрали деток из первого класса. Классный руководитель первоклашек Раиса Яковлевна Гальцева была очень заинтересована, чтобы ее подопечные получали эстетическое воспитание. Так начал делать свои первые шаги знаменитый впоследствии на весь район и край фольклорный ансамбль песни и пляски "Разгуляй". В первый его состав входили Вера Перова, Светлана Шумкина, Инга Губаренко, Татьяна Бондаренко, Ольга Родионова, Ирина Утева, Оксана Танчук, Людмила Комбарова, Алексей Казаков и другие. Бабушки с удовольствием пели в фольклорной группе "Сударушка". Ну, конечно, в полную силу работали хор и вокальные группы. Мужская вокальная группа насчитывала до 16 человек. В составе ее певцов были рабочие и специалисты совхоза – Виктор Зиберт, Василий Дюхин, Михаил Занин, Юрий Колесников, Сергей Анпилогов, Юрий Фатеев, Анатолий и Сергей Апарины, Никулин Василий, Василий Танчук, Владимир Бабушкин, Юрий Гришко, Владимир Исаев, Владимир и Геннадий Янины. Все молодые и красивые. Каждому артисту вокального коллектива шились сценические костюмы, на примерку ездили в Камень-на-Оби целыми коллективами. Солистам готовили индивидуальные концертные наряды. Ребятишкам хореографические костюмы директор ДК с помощниками шили сами. И обязательно к юбочкам и блузочкам пришивались какие-нибудь бантики, хлястички, цветочки. Дня рабочего зачастую не хватало, прихватывали и ночи. Хинея Родионовна вспоминает один смешной случай: "Пошили тогда женщинам из хора гипюровые белые блузки и черные юбки. А одна из певиц пришла в хор позже. Была она дородная и пышнотелая, и, ни одна юбка на нее не налезала. Тогда кто-то предложил надеть на нее юбку вверх подолом. А как же ей на скамейку тогда залазить? Так ее на скамью 8 мужчин подхватывали и ставили!". На районные Смотры художественной самодеятельности выезжали на совхозном автобусе и на нескольких машинах. На грузовиках везли скамейки для хора, стенды, декорации и реквизит. Сама Хинея Родионовна также принимала участие в концертных номерах. Особенно остался в памяти у многих, как она на сцене в одном из фольклорных обрядов по настоящему пряла кудель на старинной самопряхе. Удивили тогда крутишан этой задумкой. В целом, выступление долганцев на Смотрах художественной самодеятельности на протяжении многих лет оценивались комиссией и зрителями очень высоко. Художественная самодеятельность села вплотную сотрудничала с объектами сельского хозяйства. Агитбригады были очень востребованы рабочими на фермах и полевых станах. В их состав входили Татьяна Крюкова, Ольга Янина, Александра Занина, Зоя Шумкина, Людмила Ермоленко. Талантливые и яркие исполнительницы были одеты в красивейшие народные костюмы. Все это в совокупи делало выступление агитбригады незабываемым. Мероприятия, которые проводились в честь животноводов и полеводов состояли из двух частей – приветствия профсоюзных и партийных лидеров и, непосредственно, концерта. На каждой ферме и бригаде творческими работниками оформлялись Красные уголки. Еженедельно ими выпускалось по 36 боевых листков, а также различные производственные графики, диаграммы. Бригадиры и управляющие фермами встречали культработников, как желанных гостей. Большую работу в этом направлении делали библиотекари Людмила Ермоленко и Мария Мирошниченко. В этом Доме культуры зарождались добрые традиции по проведению дискотечных программ. В 80-е не так-то просто было найти музыкально-танцевальный материал. Совхоз отпускал средства директору ДК, на которые Хинея Родионовна ездила в Барнаул и закупала пластинки. Но с пластинок музыку нужно было переписать на катушки, с которыми было намного удобнее работать на дискотеке. В учреждении культуры уже было несколько катушечных магнитофонов. По ночам на радио Хинея Родионовна вместе с супругом ловили программу "50 на50", писали музыку с телевизионных программ. На каждую дискотеку Хинея Родионовна компоновала музыкальный диск. Это работа занимала очень много времени. Летом дискотеки шли порой до утра. Потом появились кассетные магнитофоны. Это уже была роскошь. Кассеты были на вес золота. С большой теплотой вспоминает директор Дома культуры о женщинах, которые содержали учреждения культуры, в каком бы здании они не находились, в идеальном порядке. Это Раиса Трофимовна Васильева и Александра Васильевна Казанцева. Эти работницы соглашались работать и ночью, если предстояла какая-либо срочная работа, будь то чистка костюмов или подготовка помещений к мероприятиям. Такие авралы случались чаще перед свадьбами, когда надо было удивить молодых красивым оформлением зала и столов. Коллектив был в Долганском Доме культуры замечательным. Вместе отмечали дни рождения, праздники и успешные выступления. Заказывали в совхозной пекарне огромные пироги с картошкой. В столовой очень любили местных артистов. К мероприятию повара нажаривали кастрюлю котлет, большое количество пирогов и угощали выступающих. Многие несли угощения из дома, в том числе и сама директор Дома культуры. В ДК была добрая традиция торжественно провожать жителей села на заслуженный отдых. Уж тогда столы, за которые усаживались после торжественной части, ломились от яств. Новоявленных пенсионеров культработники чествовали с размахом, угощали за праздничным столом, поили чаем из двух самоваров, устраивали для них концерты, танцы и песнопения. Дом культуры, построенный совхозом, стоял прямо напротив школы. Ребятишкам, возвращавшимся с уроков, всегда были рады в Доме культуры. А некоторые дети из неблагополучных семей, дома которых никто не ждал, просто выросли в клубе. Для Хинеи Родионовны было важно, чтобы дети не "болтались" по улице, были сытыми, в тепле и занятыми каким-либо полезным делом. В первую очередь она кормила школьников домашненьким, а потом переодевала в русские рубахи, и ребята помогали культработникам: самовары разогревали, лавки расставляли, а также рисовали, играли и танцевали. Особенно сытно стало в клубе, когда в подвале ДК совхоз стал хранить картофель. Его прямо в ДК и варили, кормили им посетителей культучреждения. Всем почему-то нравилась клубная пища. На "ура" даже шли консервы "Завтрак туриста". Ребята, ставшие уже взрослыми, часто вспоминают каралики, которыми угощала их директор клуба Хинея Родионовна. К сожалению, здание ДК, построенное совхозом, простояло совсем недолго. Спустя три года начала протекать плоская крыша, которая была покрыта толью, едва склеенным гудроном. Плоскость крыши, огражденная парапетом, наполнялась осадками и водой от талого снега, словно бассейн. Вода размачивала и осыпала кирпичные стены и штукатурку, превращая деревянные полы на двух этажах в гниль и труху. Электропроводка беспрестанно искрила. Все помещения покрывались многоцветной плесенью и пропитывались затхлостью. В таких условиях работать было невозможно. А тяга к культуре у долганцев была большая, и творческий потенциал неисчерпаем. По мнению нынешнего главы администрации сельсовета Сергея Ивановича Фомакина, это здание стояло и работало бы до сих пор, если бы его не бросили в восьмидесятые, а возвели бы над ним шатровую крышу и продолжали отапливать. Строитель Василий Прошкин на открытии совхозного Дома культуры просил односельчан беречь это сооружение. Слишком тяжело далась эта стройка рабочим и совхозу. Но, к сожалению, уважаемый земляк не был услышан долганцами. И случилось то, что случилось.

Обская новь Увеличить фото

Общественность Долганки еще в начале 80-х направила двух ветеранов войны Николая Ивановича Черемискина и Петра Григорьевича Гридина в Москву для того, чтобы самые уважаемые люди села помогли выбить средства для строительства нового учреждения культуры. И им это, к удивлению всех, удалось! В Долганке должны были возвести образцовый Дом культуры, достойный звания дворца. Подобных проектов не было ни в одном районе края. Совхозу государство выделило 1 миллион (!) рублей на строительство Дома культуры. Это были огромные деньги для того времени. Современный Дом культуры. 1987 -1996 гг. Строительство началось. Масштаб возводимого здания впечатлял. Для монтажа сценического оборудования были приглашены инженеры из самой Москвы. Такие механизмы по подъему кулис и раскрытию занавеса были только в столичных театрах. Но, вопреки ожиданиям долганцев, которые надеялись в скором будущем получить прекрасные условия для культуротворчества, это строительство превратилось в многострадальное и мучительное действо. Позже стало многим понятно, что на строительство и оснащение ДК были направлены далеко не все предназначенные для этих целей средства. Совхоз осваивал финансы из столицы по своему усмотрению и… не только по-своему, и, что совершенно явно, не в пользу строящегося учреждения культуры. Качество стройматериалов, из которых возводили сооружение, были не самого лучшего качества. Строить Дом культуры доверили молодому неопытному прорабу, который только-только окончил учебное заведение. К тому же неудачно было выбрано и место для Дома культуры. Его поставили на пласты, подмываемыми близкими к поверхности грунтовыми водами. Таким образом, строительство затянулось на долгие годы. Вот о чем писала газета "Обская новь" в декабре 1987 года в статье "Медленно и плохо строят Дом культуры в Долганке": "Районный комитет народного контроля рассмотрел результаты проверки строительства и ввода в действие Дома культуры в селе Долганка. Проверка показала, что сооружение этого объекта по-прежнему ведется неудовлетворительно. С мая 1982 года (начало строительства) по 1 января 1986 года бывшая ПМК-32 из 598,5 тысячи рублей строительно-монтажных работ освоила 211,5 тысячи – 35 процентов. Сейчас работы выполняет Крутихинская МПМК (т. Коленкин Н. А.). Но мало что изменилось. Планом было предусмотрено освоить нынче 352 тысячи рублей, за 9 месяцев освоено 282 тысячи. По состоянию на конец октября на главном корпусе не выполнено работ на 53 тысячи рублей (нет полов, кровли над сценической частью, не установлены двери, не остеклены окна и т. д.). Не начат монтаж сценического оборудования, не подключены теплосети. Между тем, ввод Дома культуры был запланирован в этом месяце. Однако на день проверки в МПМК отсутствовали конкретные орг. техмероприятия по выполнению установленных заданий и обеспечению ввода Дома культуры в нужные сроки. Оперативное и техническое руководство стройкой находиться на низком уровне. Выработка на одного рабочего по МПМК составляем 80,3 процента, а на строительстве Дома культуры – 77,6 процента от плановой. Одной из причин провалов плана является слабое материально-техническое снабжение. До сих пор не получен металл для монтажа кровли, оконное стекло, двери, хотя все сроки миновали уже три месяца назад. Объект не подготовлен к проведению внутренних отделочных работ в зимних условиях. У строителей не хватает ответственности, стремления форсировать сдачу Дома культуры. Строительство ведется с браком, часть работ переделывать. Стройматериалы хранятся, как попало. РАПО (т. Рудько В. Я.), архитектура (т. Коркина В М,) не осуществляют должного контроля за качеством строительных работ, на что им указано. Районный комитет народного контроля за срыв ввода в действие Дома культуры в Долганке, неудовлетворительную организацию труда, низкое качество строительно – монтажных работ начальнику МПМК т. Коленкину Н. А. и главному инженеру т. Ищенко В. С. объявил по строгому выговору. Приняты к сведению их заявления, что годовой план на строительстве объекта будет выполнен". А вот так был раскритикован в газете отчетный доклад секретаря парткома села Долганка уже в 1988 году: "Коллектив строителей, в который входят коммунисты нашей партийной организации Н. Г. Бобров, В. Д. Прошкина, Т. В. Семенова выполнил за отчетный период большую строительную программу, в частности, завершил строительство Дома культуры…". Так оценен вклад коллектива в целом, и коммунистов, в частности. Но в чем их заслуга? И надо ли было давать положительную оценку? Ведь не только в Долганке, но и во всем районе хорошо известно, каким долгостроем обернулось сооружение злосчастного Дома культуры. Недоделок здесь столько, что ДК до сих пор по-настоящему не эксплуатируется". Но Дом культуры меж тем уже начал эксплуатироваться. Совхозный СДК, который всего профункционировал порядка 4-х лет, практически был непригоден для работы. А новый Дом культуры, как бы там ни было, но все-таки, был худо-бедно построен. От безвыходности культработниками осенью 1987 года было принято решение переезжать в недостроенное здание. Работать в нем было почти также невозможно, но была надежда, что рано или поздно это здание "доведут до ума". Коммуникации не функционировали изначально. Не везде стояли окна и двери, местами еще не было пола. И внутри Дом культуры был … пуст: ни зеркал, ни стульев, ни столов. Но нужно было работать. Неужели миллиона рублей не хватило на качественные строительные материалы, на внутреннее убранство и оснащение? В это верится с трудом. Но даже и тогда, когда вновь построенный ДК начал работать в полную силу, выбить средства на необходимое оборудование директору культучреждения было нелегко. Получить мебель помог случай. Однажды Хинея Родионовна зашла в кабинет руководства совхоза по делам, и краем глаза увидела на столе директора совхоза официальную бумагу из краевого Управления культуры, в которой предлагалось получить мебель и зеркала для учреждения культуры на одной из трех баз края. Конечно же, она заинтересовалась этим документом и вызвалась самолично съездить и получить все необходимое для ДК. Нехотя совхоз выделил директору ДК машину с водителем, и Хинея Родионовна впервые отправилась за материальными ценностями для подведомственного ей учреждения. Каково же было удивление работника культуры, когда при оформлении документов одна из бухгалтеров Славгородской мебельной фабрики заявила: "До чего же мне надоело на эту Долганку выписывать товары! Этими столами и стульями можно весь ваш район заставить". Куда уходили деньги, предназначенные для долганского Дома культуры, сейчас можно только догадываться (однако одна версия нам была озвучена, но доказательств тому нет, поэтому писать об этом мы не имеем права). На этот раз Хинея Родионовна привезла в свой Дом культуры 128 стульев и 5 столов. Больше в Дом культуры за годы его существования от совхоза из материальных ценностей не поступило ничего.

Обская новь Увеличить фото

Все вышеописанные мытарства культработников, естественно, не могли не отразиться на эффективности их работы и не могли не привести к некоторому снижению показателей в сфере сельской культуры. Вместо того, чтобы творить, фантазировать и воплощать творческие идеи в жизнь, директору СДК и художественному руководителю приходилось заниматься переездом из разрушающегося Дома культуры в недостроенное здание, создавать по возможности приемлемые условия для работы. Но чиновники причину относительного спада в работе долганской культуры видели в другом. Вот выдержка из годового отчета заведующего отделом культуры Анатолия Семеновича Волкова, "Обская новь" 1988 г.: "…А теперь возьмем Долганский СДК. Здесь условия получше (!), и два освобожденных работника. Было время, когда ему по праву присваивалось звание Дома культуры отличной работы. Сюда ездили учиться, обобщали опыт. А теперь от былой славы остались лишь воспоминания. Не могут два коммуниста директор СДК Х.Р. Микушина и художественный руководитель О. Янина прийти к согласию, нет мира между ними, а страдает дело. Это очень хорошо показал отчетный концерт совхоза "Долганский". Нет, не примерили здесь слово "перестройка" к себе. Не перемени они свое отношение, вряд ли и новый сельский дом культуры, который в скором времени откроет двери, станет настоящим центром культуры". В данном случае был применен излюбленный прием чиновников всех времен. Сначала создать невыносимые условия для работы, а затем обвинить сотрудников культуры во всех грехах, в том числе в бездействии, лени, непрофессионализме, непримирении друг к другу и т.д., т.е сделать абсолютными виновниками в спаде эффективности в сфере местной культуры. Такая политика прикрывает равнодушие к культуре, как к отрасли и позволяет тратить средства бюджета на данную сферу по остаточному принципу. Надеялся, судя по отчету, Анатолий Семенович, что вскоре он сможет перерезать красную ленточку перед новым Домом культуры. Хотя он не мог не знать, что ко времени выхода отчета в газете новый Дом культуры функционировал уже более полугода. Но торжественного и официального открытия Долганского Дома культуры так и не случилось.

Обская новь Увеличить фото

После 5-6 лет эксплуатации нового Дома культуры, он начал растрескиваться, что привело впоследствии к аварийности. А когда ДК перестали отапливать и эксплуатировать, сооружение стало стремительно разрушаться и беспощадно разворовываться. Но случилось это уже в перестроечные времена. Здание долганского Дома культуры было потеряно не только из-за некачественного строительства, но и из-за преступного равнодушного отношения чиновников 90-х как к объекту культуры, так и к данной сфере в целом. Сотрудники отстаивали сельский очаг культуры, насколько у них хватало сил и возможностей. Перестройка. Разруха Наступали страшные перестроечные годы. Совхоз "Долганский" доживал последние дни. Финансировать огромный Дом культуры стало некому. Сельская администрация не пожелала обременять такой "махиной" свой бюджет. Директор сельхозпроизводства Головин и председатель сельсовета Апарин так и не смогли договориться, кто же возьмет на себя содержание учреждения культуры, и чья организация будет создавать условия для досуга населения Долганки. В 1994 году один из самых лучших Домов культуры был отключен от отопления и электроэнергии. Это еще более ускорило разрушение здания. Долганцы в очередной раз рисковали остаться без собственного очага культуры. Но героические долганские работники культуры продолжали работать в неотапливаемом здании еще 3 года. Хинее Родионовне удалось договориться с электриками, чтобы в одном из кабинетов подключили свет. В этом помещении, обогреваемом тэнами, готовили и проводили все запланированные на холодное время года мероприятия. Одним словом, сельская культура изворачивалась, как могла. Но этот гражданский подвиг директора ДК Микушиной никто не оценил. Глава сельсовета дал понять Хинее Родионовне, что ей пора на заслуженный отдых. Страна окончательно шагнула в демократию, и совхоз прекратил свое существование. А так как все материальные ценности, находящиеся в Доме культуры, приобретались на совхозные средства, следовательно, их было необходимо передать сельсовету. Ну, надо, так надо. Одно только удручало уже бывшего директора Дома культуры, что все эти ценности, накопленные с 1983 года, передавались ею, по сути, в никуда. И это было страшно. Очага культуры как такового уже не было. На место директора поставили человека без опыта работы, и главное, как позже показало время, без огромного желания что-то изменить в сельской культуре к лучшему (директор и проработал всего несколько месяцев). Передача ценностей производилась с каким-то нездоровым, нервозным рвением. Вывозили добро из ДК быстро, особо не разбирая, тракторными тележками. Инструменты ВИА, новый духовой оркестр и дискотечный аппарат, к счастью, попали в школу. Текстиль, в том числе одежда сцены, шторы, и самое ценное – сценические костюмы – тюками сгружали в какие-то сараи и кладовые, в лучшем случае, в кабинеты сельсовета. Доходило до абсурда. Было приказано даже сдать 28 бус, которые шли с хоровыми платьями. Хинея Родионовна ночами нанизывала бусины на нитки, чтобы сдать полный комплект украшений. К бывшему директору ДК приходили домой, требуя отдать всё, подозревая её во всех тяжких грехах и без основания угрожая судом. Слушая рассказ об этих событиях, почему-то становится стыдно за тех людей, которые были далеки от культуры во всех ее проявлениях, у которых не было ни капли уважения к человеку, фанатично преданному своей профессии и полжизни отдавшему отрасли. Когда передача материально-технических ценностей закончилась, и все акты были подписаны, главный бухгалтер сообщила Хинее Родионовне, что вся эта возня с передачей была бессмысленной. Это добро практически уже ничего не стоило в денежном выражении, обесценилось в связи с падением рубля. Здание Дома культуры вместе с его содержимым было оценено всего в 34000 рублей. Для сравнения, зарплата у директора Дома культуры была на тот момент 13000. Через много лет культработники обнаружили в сыром подвале сельсовета новый комплект звукоусиливающей аппаратуры и увидели, как сценическим платьем из габардина техничка мыла пол. Неужели вся эта странная передача была затеяна сельсоветом для того, чтобы уязвить и убрать с должности директора Дома культуры? Причина таких действий, скорее всего, была не только в этом. Дело в том, что сельская культура в 90-е осиротела, и чаще всего не была нужна руководству всех рангов, как и ее фанатичные последователи и воплотители. О духовности и культурных традициях народа тогда мало кто задумывался. У многих из власть имущих были несколько иные цели. Еще раз убеждаемся, что в перестройку, как и в любую революцию, пусть даже бескровную, на общество находит некое помутнение рассудка. И сейчас, с высоты времени, тем более непонятно, кто в те тяжелые для страны времена был прав, а кто нет. Но, как следствие, у долганцев в 90-е годы не стало ни совхоза, где трудился каждый третий житель села, ни условий для досуга населения. В 1996 году современный Дом культуры, который был больше похож на дворец, прекратил свое существование. Но сколько не писали неравнодушные люди в газету, сколько не били во все колокола, это многострадальное здание начало разрушаться! Причастных к этой вопиющей бесхозяйственности мало трогали народные страдания и призвания. От великолепного некогда Дома культуры на сегодня осталась одна бетонная глыба, заросшая бурьяном.

Обская новь Увеличить фото

О предках и детях 17 лет посвятила Микушина Хинея Родионовна долганской культуре. Любовь к творчеству и культурной деятельности Хинея Родионовна передала своей дочери Ольге и внучкам Юлии и Марине. Ольга Ивановна Моисеева оставила яркий след в культуре Крутихинского района. 10 лет она руководила районным Домом культуры и 13 лет была заведующей отделом культуры Администрации района. Её дочери также посвятили свою жизнь творчеству. Хинея Родионовна очень хотела, чтобы Оля по окончании школы поступала в литературный институт. С детства её средняя дочь писала стихи и отсылала их в несколько советских печатных изданий. И эти стихи публиковали, практически не исправляя. Одной из самых ярких работ Ольги стала поэма "Киченек". Она была напечатано в "Комсомольской правде". Речь в поэме шла о молодом алтайце по имени Киченек, реальном человеке, жившем во времена революции в горном селе рядом с родом Микушиных. Началась Гражданская война. В село приходили то красные, то белые. Красноармейцы выбивали беляков из ущелий до 1924 года. Иосиф, дед Хинеи Родионовны, во время этой войны отдал только что отстроенный собственный дом под школу, а свою семью перевез в избушку. Советы в период нахождения у власти сумели организовать образовательный процесс, набрали в школу учеников, и Иосиф стал в ней преподавать. По рекомендации учителя Киченека избрали председателем комитета бедноты. Дела у бедняков начали налаживаться, алтайцы стали вступать в сельскохозяйственную коммуну. Но тут власть захватили опять белые. Они пригнали из дальнего села лошадь, привязали к ее хвосту председателя комбеда Киченека и отпустили животное. Лошадь, конечно же, поскакала домой. 30 км по каменистым тропам она несла за собой тело молодого человека. Иосифу было очень жаль своего лучшего ученика и друга. Он вскочил на коня и поскакал на перевал, чтобы поймать скакуна, тащившего за собой уже мертвого человека. Учитель застрелил лошадь, отвязал Киченека и на перевале похоронил героя. Отцу Хинеи Родиону было тогда всего 9 лет. Родион вплавь переправился через бурную Катунь и сообщил матери Киченека, которая пасла отары овец на другом берегу, страшную весть о сыне. Убитая горем женщина вместе с Родионом перебралась через Катунь, добралась до перевала и ночью перезахоронила Киченека. Позже на перевале люди поставили памятник первому председателю комитета бедноты. Родные Киченека питают до сих пор огромное уважение ко всему роду Микушиных. Из поколения в поколение передается рассказ о геройстве учителя Иосифа и первого председателя комбеда Киченека. Во время Великой Отечественной войны Родион Иосифович воевал, а алтайцы не забывали его семью. Хинея Родионовна вспоминает 90-летнего алтайского чабана, который часто заезжал к Микушиным и всегда привозили им, ребятишкам полную шапку ягод. И даже когда Хинея Родионовна стала взрослой и работала в школе, все Киченековы (фамилии у алтайцев раньше давались по имени отца) с большим почтением относились к ней и ее супругу Ивану Алексеевичу. И любили их, как родных. Как только к ним в горы приезжали Хина и Иван, у Киченековых к их приезду уже был наварен кан (колбаса), нажарена грудинка, и был готов алтайский сыр. Неизвестно, как передавали друг другу чабаны, что у Киченековых гости, но к приезду Микушиных со стоянок приходило более 20-и человек, чтобы послушать последние новости с равнины. А однажды щедрые алтайцы даже подарили супругам корову. Больше такой многоудойной коровки, как эта, у Микушиных не было никогда. А когда ребята учились и жили в интернате, пока их родители пасли овец и коров в горах, то они почти все выходные проводили у Микушиных в селе. Потомка Киченека, чабана, в отарах которого насчитывалось более 20 тысяч голов, наградили Орденом Трудового Красного знамени и пригласили в Москву. После посещения столицы Иван Чекулдышевич приехал в гости к Микушиным. На расспросы друзей: "Ну, как там Москва?", алтаец ответил: "Блестит все, красиво, но один вопрос мне не давал покоя: где здесь тайник, куда люди ходят нужду справлять?" Ольга, дочь Хинеи Родионовны, не стала поступать на филологический факультет, а окончила Алтайский институт культуры, получив профессию библиотекаря. Нет уже на этой земле родных кровинок Хинеи Родионовны и мужа ее, Ивана Алексеевича. Судьба жестоко обошлась с этой замечательной женщиной. Тихую радость и смысл жизни дают сегодня Хинее Родионовне внуки и правнуки. Навсегда поселилась в душе Хинеи Родионовны тоска по родине, по безвременно ушедшим детям и по любимой культуре, которая заполняла почти все ее существование и приносила огромное удовлетворение и счастье...

Обская новь Увеличить фото

История долганской культуры по расказам Ольги Никитичны Парфёновой (Яниной) Ольга Никитична Парфёнова (на снимке), выпускница культпросветучилища, хоровик-дирижер народного хора по специальности, проработала в сфере творчества 38 лет. Из них 24 года она руководит Долганским Домом культуры. Совсем молоденькой в 1982 году она переступила порог "красного уголка", ставшим когда-то временным пристанищем для очага сельской культуры. Ольга Янина по просьбе директора совхоза Дмитрия Андреевича Бакана согласилась стать заведующим сельским ДК. Выпускница КПУ сменила на этом посту Надежду Тислину, которая уехала учиться. С 1983 года по 1996 года Ольга Никитична была бессменным художественным руководителем СДК. Она продолжает работать в сфере культуры и по сей день, возглавляя ДК с 1997 года. Многие профессиональные навыки она переняла в свое время у Хинеи Родионовны. – С самого начало своей деятельности в культуре я взяла фольклорное направление. Мы много изучали, как в селе соблюдаются народные обрядово-песенные традиции. Собирали песни, частушки, припевки, обряды и доносили их до зрителя, – рассказывает директор Дома культуры. Ольга Никитична, сколько себя помнит, всегда пела, где бы ни была и чем бы ни занималась. Песня сопровождает её всю жизнь: "Рот у меня никогда не закрывался, с раннего утра до позднего вечера моё пение могли слышать родные и соседи. Даже иногда просили замолчать. Но я не обижалась, помолчу немного и снова пою". Коллеги называют ее песенной энциклопедией, так как нет ни одной композиции 60-70-х годов, которые бы Ольга Парфёнова не знала. Окружающих просто поражали и восхищали ее способности. А учила Ольга музыкальные произведения, благодаря радио, которое висело в ее отчем доме. А еще вся семья Яниных была очень музыкальной. Родители играли на музыкальных инструментах, а все их 10 детей обладали замечательными вокальными данными. Работать в "клубе" Ольга мечтала с раннего детства. Но ее мама очень хотела, чтобы дочь поступила в медицинское училище: "Кто нас будет к старости лечить?", – аргументировала свое желание Татьяна Ефимовна. "Ну какой из меня медик? Ведь я так далека от медицины!" – возражала матери Ольга. Но мать настаивала. Тогда непокорная дочь сказала, что поехала поступать в медицинское училище, а сама подала документы в культпросветучилище. Позже объявила родителям, что в "мед" не прошла. В ту же группу, что и Ольга, поступила девушка Зинаида. Все студенчество подруги были неразлучны. Вместе получали музыкальное образование, вместе жили на квартире и общежитии. А потом Зинаида вышла замуж доброго парня Геннадия, родного брата Ольги Никитичны, такого же талантливого, как все Янины. И стала Зиночка Зинаидой Кондратьевной Яниной. Вместе с новыми родственниками она приехала в Долганку и многие годы посвятила себя сельской культуре. Ольга Никитична продолжает делиться воспоминаниями о своей деятельности: – Могла ли я тогда, в 1982 году, предположить, что начиная трудиться когда-то в профкомовском "красном уголке", следуя за меняющими месторасположение Домами культуры и "пройдя все круги ада", через много лет вновь вернусь работать в это же помещение, называемое теперь уже Долганским клубным филиалом?! Наш филиал сегодня находится в здании, принадлежащем Администрации Долганского сельсовета. Так как в "красном уголке" не было условий для организации больших мероприятий, все масштабные концерты в 1982 и до ноября 1983 года, проводились в школе. Запомнились такие мероприятия, как чествование пожилых людей, когда еще были живы ветераны войны, в том числе и мой папа, Никита Дмитриевич. Бессменными ведущими на протяжении многих лет выступали Ольга Ушакова и Ольга Юдина. Как мы радовались, когда нам совхоз в 1983 году построил новый Дом культуры (возле совхозной столовой). Он был хоть и компактным, но когда он был новым, то казался нам таким теплым и уютным. Открытие ДК было очень масштабным. На сцене стоял стол президиума. За ним сидели секретарь парткома Березов Геннадий Дмитриевич, главный руководитель строительства Петрищев, директор совхоза Дмитрий Андреевич Бакан, председатель сельсовета Андрей Семенович Фатеев. Дмитрий Андреевич награждал всех причастных к строительству учреждения культуры Почетными грамотами. Было сказано много теплых и добрых слов и, конечно же, был дан хороший концерт, который вели секретарь комсомольской организации Сергей Глазычев и учительница Салиха Челяшева. В этом же Доме культуры мы набрали первоклашек в первый состав фольклорной группы "Разгуляй". Ребятишки так и выросли на сцене. А какие были хоры и вокальные группы в середине 80-х! Они славились на весь район. Только мужчин в хоре стояло 26 человек. Гениальным гармонистом, балалаечником, активистом и организатором был Черемискин Николай Иванович. У него были золотые руки. Он изготавливал такие декорации! Емеля на Проводах Зимы каждый год катался на печи "от Черемискина". Мария Бородина также стала легендой долганской самодеятельности. Это был кладезь талантов. Она сыпала частушками, как из рога изобилия. Сочиняла она их складно и ладно прямо на ходу. А голос ее был незабываемым, а ее гостеприимство было бесподобным. Тетя Маша Бородина никогда не отказывалась выступать. Очень легка на подъем была и наша первая помощница во всех творческих делах Елизавета Фуголь. Она была готова выступать в любое время и в любом месте, ехать хоть куда с агитбригадой или с концертом на гастроли. Таких отзывчивых и добрых людей нечасто встретишь на жизненном пути. Активными участниками самодеятельности в те годы были Елена Колесникова (дочь Хинеи Родионовны Микушиной) и ее супруг Юрий, Валентина Духанова, Валентина Доровских, Татьяна Ушакова и многие-многие другие одаренные жители села. Нам посчастливилось поработать с очень большим количеством талантливых людей. Казалось бы, развивайся и процветай. Но наши творческие взлеты гасились частыми переездами из здания в здание. Много мы мытарств пережили. Совхозный Дом культуры простоял всего 3 с небольшим года, а новый СДК мы, к сожалению, сберечь не смогли. Но работать в нем было огромным удовольствием. В советское время к нашей творческой сфере было повышенное внимание как со стороны советской власти, так и совхоза. Не счесть, сколько мероприятий было проведено в наших Домах культуры. Чего только стоил Конкурс сельских гармонистов. В нём принимало участие не менее 15 человек, и каждый был со своим инструментом. Только гармошек приносили не менее 20 штук...

Обская новь Увеличить фото

Конкурс "Играй, гармонь!" Конкурс гармонистов, прошедший в Долганке 22 февраля 1987 года, прославил СДК на весь район. Воспоминания людей об этом мероприятии не угасают до сих пор. Работники культуры начали готовиться к мероприятию задолго до его проведения. Открытками были оповещены все предполагаемые участники, прошли беседы с каждым из 34 потенциальных конкурсантов. Культработники уточнили, у кого какой будет на концерте инструмент. Ежедневно самобытные музыканты собирались на репетиции. Звуки гармошек уже на репетиционном этапе вызывали у сельчан большой интерес. О начале конкурса возвестили яркие афиши. Дюхин Василий Иванович поделился воспоминаниями о том, как собирал гармонистов по домам с пяти утра. Об этом мероприятии газета "Обская новь" писала: "… К 11 часам клуб был переполнен. Пожелания мира и счастья, поздравление с Днем Советской армии высказали председатель исполкома сельсовета А. С. Фатеев и председатель совета ветеранов Н. И. Черемискин. Ведущие предложили начать праздник с исполнения всем известной песни "По долинам и по взгорьям". С первых минут установилось взаимопонимание между зрителями, ведущими и участниками. Зал пел "Катюшу", "При лужке, лужке, лужочке" и другие песни. Ему аккомпанировали Александр Иванович Перов и Александр Афанасьевич Шапошников. В данном конкурсе участниками стали не только гармонисты, но и сами зрители. Частушечницы сменялись плясуньями. Зал разражался такими дружными аплодисментами, так много было желающих показать свое мастерство, что организаторы просто диву давались. Т. П. Коршикова, М. П. Бородина, Е. И. Жукова, Е. Я. Ощепкова. М. Ф. Попова оказались исполнительницами всех жанров народной песни. Присутствующих поразила чистота голоса ветерана войны В. Я. Ощепкова. Ему восьмой десяток, а поет – молодым поучиться. А пляски "Яблочко" и "Чечётка" в исполнении А. З. Сосова вызвали овации и просьбы "Ещё! Ещё!". Организатором до сих пор приходится слышать пожелания о проведении таких конкурсов почаще. А почему бы и нет? Какие могут быть сомнения?! Оргкомитет и совет клуба благодарят всех участников и обращаются к Н. И. Панову, Н. И. Юдину, В. Е. Солодухину, И. А. Коршикову, Ф. А. Кочеткову, Н. И. Черемискину с просьбой чаще участвовать в проводимых концертах, доставлять людям настоящую радость. (Х. Микушина, директор Дома культуры, с. Долганка)". В газете также писали о Конкурсе гармонистов жители Долганки Гридин, Головин, Черемискин: "…Сцена была украшена гармонями различного производства: шуйские, тульские, "Белорусь" и другими. Первым на сцену вышел ветеран труда Николай Петрович Юдин, он исполнил вальс "Дунайские волны". На конкурсе прозвучали такие музыкальные произведения, как "Степь да степь кругом", "Золотые горы", русские плясовые. Под "цыганочку" Андрея Ивановича Перова лихо отплясывал рабочий совхоза Александр Сосов…". Победителями того славного Конкурса гармонистов стали Николай Панов (1 место), Николай Петрович Юдин (2 место) и Владимир яковлевич Ощепков (3 место). Остальным участникам были вручены памятные сувениры. Подобные мероприятия в районе стали проводить только лишь с 2001 года. Районный фольклорный праздник "Гармонь – душа России", организованный заведующей районным отделом культуры Ольгой Ивановной Моисеевой, стал последователем долганского Конкурса гармонистов. Добрая традиция сохранения самобытного народного творчества живет в нашем районе и по сей день.

Обская новь Увеличить фото

И снова в деревянный 1997-2007 гг. В 1997 году, после закрытия самого красивого, большого и современного Дома культуры в районе в связи с его аварийным состоянием, многострадальной сельской культуре предложили переехать в крыло деревянного здания, некогда принадлежавшего сельской больнице. Директором тогда была Ольга Никитична Парфёнова. Силами сельской администрации, работников культуры, участников художественной самодеятельности и неравнодушных сельчан были отремонтированы помещения для культурного досуга долганцев и собраны остатки материально-технических ценностей. Зрительный зал занимал небольшое помещение, которое не могло поместить всех желающих посмотреть на местных артистов. И снова выручали школьные коридоры, как когда-то в восьмидесятые. Тяжелые наступили времена в стране, нелегко было удержаться "на плаву" и местной культуре. В конце 90-х интерес к мероприятиям падал, небольшой зрительный зал редко был полон. Но творческий коллектив в составе директора Ольги Парфеновой, художественного руководителя Зинаиды Яниной, хореографа Марины Петрищевой и аккомпаниатора Николая Дмитриенко изо всех сил пытались переломить ситуацию в лучшую сторону. И им это удалось. Долганский хор и вокальные ансамбли под руководством хормейстера Ольги Парфеновой зазвучали с новой силой. Фольклорно-хореографическая группа "Разгуляй" принимала участие не только во всех районных мероприятиях, но и стала участницей краевых Дельфийских игр. Вновь заработали детские и молодежные творческие формирования. В начале 2000-х годов в Доме культуры уже процветали многие творческие жанры. Под руководством Дмитриенко Николая Семеновича действовали духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль, Петрищева Марина Валерьевна руководила хореографией, Янина Зинаида Кондратьевна – детскими вокальными коллективами. Славились своими выступлениями на стыке веков Валентина Силаева, Ирина Пелипенко, Елена и Светлана Прошкины, Татьяна и Екатерина Семеновы, юные Лариса Прошкина и Татьяна Фарафонова.

Обская новь Увеличить фото

Продолжали дарить творческое наслаждение зрителям Валентина Духанова, Татьяна Ушакова, Любовь Буркова, Людмила Ермоленко, Светлана Горлова, Ольга Корнева, Ольга Ушакова, Татьяна Бондаренко, Вера Кузнецова, Наталья Богданова, Александра Лапина, Елена Сафронова, Алена Долганова. Семейный ансамбль народной песни и игры на народных инструментах Шапошниковых был широко известен не только в нашем районе, но и в крае. Творческий семейный клуб "Родня" Шапошниковых был зарегистрирован в ре естре семейных клубов в краевом Доме народного творчества. Ольга Никитична Парфенова вспоминает: – Однажды иду на работу ранним утром в день Проводов Зимы. Вдруг навстречу выезжает карета, которую катят три козлика. Вся упряжка звенит колокольчиками, а в ней сидят ребятишки Шапошниковы, наряженные в костюмы и с гармошками в руках. На всю жизнь мне запомнилась эта картина. Шестой переезд В 2007 году глава сельсовета Фомакин Сергей Иванович предложил Ольге Парфёновой переселить Дом культуры "под крыло сельсовета", то есть разместить учреждение культуры в части крепкого кирпичного здания, в котором когда-то располагалась совхозная контора. Сегодня огромную поддержку в организации культурно-досуговых мероприятий оказывают директору СДК добровольные помощники. Например, первые выпускницы фольклорного ансамбля "Разгуляй" Татьяна Бондаренко и Вера Кузнецова продолжают "жить клубом". Рассказывая об этих творческих людях, нельзя умолчать о таком развивающемся жанре на долганской сцене, как хореография. Еще года три назад новое поколение сельских танцоров делали робкие шаги в этом направлении. Но долганцам удалось раскрыть профессиональные секреты танцевального искусства. Это зрелищность (в том числе и яркие костюмы), массовость и, конечно же, тщательное изучение профессиональных азов в постановке хореографических композиций. Появились новые танцевальные коллективы. Это мужская хореографическая группа "Добры молодцы", средняя группа "Берёзки" и младшая "Веснушки". И всё это – заслуга Татьяны Бондаренко и Веры Кузнецовой. Они ставят танцевальные композиции, шьют сценические костюмы, помогают худруку СДК в поиске нового репертуара для вокальных коллективов и солистов. Театр – вот яркое воплощение души народа на сцене. Сейчас уже можно с полной уверенностью заявить: долганский театр возродился в новом качестве. Выросла труппа, она пополнилась мужчинами. Смело можно назвать лидером долганского театрального движения Любовь Буркову. Она не только ярчайшая и интересная актриса, бесподобно играющая в эстрадных миниатюрах, но и автор многих сценарных материалов для более масштабных театральных постановок. Яркими представителями долганского любительского театра также являются Светлана Горлова, Дмитрий Ощепков, Борис Перков, Татьяна Бондаренко, Вера Кузнецова, Юлия Деканова и другие. Вниманию жителей были уже представлены новые интерпретации спектаклей по мотивам произведений Шукшина и фильма "Любовь и голуби". Совместная творческая деятельность школы и Дома культуры дает поразительные результаты. Откровенно скажем, что жанр художественного чтения не всегда лёгок для восприятия зрителем. Но на долганских мероприятиях его всегда ждут с нетерпением, потому что с очередным поэтическим шедевром или прозой на сцену выходила неоднократная обладательница спецдипломов Дельфийских игр, множества краевых и межрегиональных наград, местный самородок, самобытная юная актриса Кристина Прошкина, талант которой раскрыла не менее талантливый педагог Ольга Александровна Ушакова. Сейчас Кристина студентка 3-го курса факультета журналистики Томского университета.

Обская новь Увеличить фото

С раннего детства выступает на сельской сцене Машенька Коленченко. Ее чисто народный голос приводит зрителей в неописуемый восторг. Талант и неординарные способности малышки заметил художественный руководитель Николай Дмитриенко, когда той едва исполнилось 7 лет. Николай Семёнович вёл в то время музыку в школе. Маша – ещё один самородок земли долганской. Повзрослевшая девочка, к счастью, посвятила свою жизнь музыке. Сегодня Мария – студентка 2-го курса Новосибирского музыкального колледжа. А к вступительным экзаменам ее подготовила Ольга Никитична Парфёнова. Продолжают радовать своими сильными и красивыми голосами молодые вокалисты: Евгения Жукова, Дарина Табакарь, Захар Бердюгин, Кирилл Прошкин, Мария Юракова, Виктория Почечуева и многие другие. – В нашем селе очень много одаренных детей. Мы специально ходим на музыкальные занятия в детский сад и на уроки в школу, чтобы отобрать ребятишечек, как я их называю, "с горящими глазками". Вот они, рядом, самородочки природные, только успевай, "собирай и обрабатывай". Кто танцует, кто стихи читает, кто поет, кто в ТЭМах участвует. Смотришь, и "затянула" их сцена, всем на радость. А какие у нас красивые парни и девушки! Юным долганцам присуща некая врожденная статность, горделивость (не путать с гордыней), от того и на сцене они смотрятся очень достойно. И характеры у творческих ребят замечательные. Цену себе знают, на мелочи жизни не размениваются, но и в зазнайстве их упрекнуть нельзя. Эти факты не единожды отмечали гости села, бывающие на наших мероприятиях. Будущее сельской культуры за молодежью. Главное, чтобы хоть кто-нибудь из них остался в родном селе. Доброй традицией стало на юбилеи Долганки проводить Дни сел. Всё лучшее, передовое, удивительное и прекрасное, чем гордятся земляки, демонстрируется односельчанам и гостям на этом масштабном сельском мероприятии. Жители Долганки еще долго вспоминают и делятся впечатлениями об очередном праздновании Дня села. Для молодежи ежегодно проводится обрядовый языческий праздник Ивана Купалы. Девушки в народных костюмах плетут венки, молодые люди прыгают через костры. "Ведуньи" торгуют лечебными травами и поят всех цветочным чаем. Очень любят ветераны села собираться в осенние дни на празднование Дня пожилых людей. 10 лет подряд приглашают культработники за праздничный стол сельских спонсоров. В 2019 году была юбилейная "Староновогодняя встреча" самых щедрых и добрых людей Долганки. Гости-артисты из соседнего Панкрушихинского района совместно с долганскими участниками художественной самодеятельности и культработниками сделали юбилейную встречу спонсоров незабываемой. Традиционным стало и проведение в Долганке Дня лесника.

Обская новь Увеличить фото

– Наша сельская самодеятельность могла бы развиваться еще лучше, но нам катастрофически не хватает места в нашем маленьком Доме культуры. В одном небольшом зальчике проходят и концерты, и вечера-кафе, и дискотеки, и репетиции. Во-первых, зрителю на масштабных мероприятиях тесно и не всё видно, что происходит на сцене. В следующий раз он придет только в том случае, если выступают его родные и близкие. Об эстетическом наслаждении в данном случае речи не идет, хотя в помещении тепло и светло, за что большое спасибо Администрации сельсовета. Во-вторых, готовя очередное мероприятие, мы постоянно перетаскиваем мебель с места на место, чтобы, например, освободить площадку под дискотеку. Одним словом, сегодня нет нормальных условий для культурной деятельности и досуга. У нас в учреждении даже нет уборщицы. Нашу сферу продолжают финансировать по остаточному принципу. Это многолетняя больная тема для всей культуры в нашем районе. И пока мало что меняется в лучшую сторону. И иногда даже останавливаешь себя, потому что понимаешь, что биться в одну дверь, пытаясь решить какие-либо проблемы в культуре, – это пустая трата времени и собственного здоровья. Навредишь и себе, и коллегам. Всё остается существовать в таком виде, как есть. Но многое зависит от людей, которые работают на местах. Самое опасное в нашей профессии – это выгорание, особенно, когда создаются такие условия, при которых кажется, что деятельность культработника нужна только культработнику. При этом упорно "забалтываются" истинные цели и задачи сельской культуры. Наши жители должны где-то развивать и реализовывать свои таланты, зрителям должно быть комфортно находиться в нашем учреждении, чтобы в полную силу наслаждаться выступлениями своих земляков. Ведь всегда радостно, когда гости ДК уходят с концертов с улыбками, отдохнувшие и радостные. Но, увы, пока нам сложно создать полноценные условия для артистов и наших зрителей. Но в любом случае, мы продолжаем работать и прикладывать все свои силы, чтобы сохранить богатые культурные традиции в селе, развиваем их и преумножаем. История развития культуры в Долганке в 20-21 веках богата и весьма неординарна. Культура этого села познала и пристальное внимание от власть имущих, и полное преступное забвение, являющееся ярким антипримером отношения к культуре собственного народа. Но как бы там ни было, вопреки всем историческим событиям в стране и негативным решениям власти, культура в селе была сохранена местным сообществом и неравнодушными работниками культуры, продолжает работать и приносить новые творческие плоды. А еще долганцы, беззаветно любящие свое село и творчество, продолжают мечтать о новом Доме культуры, уже седьмом (надеемся, счастливом) за последнее столетие, который был бы крепким, красивым, светлым, просторным, и … вечным.

Обская новь Увеличить фото

Обская новь Увеличить фото

Автор: Наталья Рудько


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 882

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика