Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Присаянье". Главный редактор: Елена Викторовна Шейнмаер. Учредитель: КГАУ "Редакция газеты "Присаянье"

663580, Красноярский край, с. Агинское, ул. Советская, 159
телефон: (8-39142) 21-3-55, 21-1-35, 21-9-01
e-mail: pris24@yandex.ru

Удачи вам, ребята!

В Саянском районе с 1 сентября по 31 октября прошел региональный этап межрегионального конкурса сочинений "Дети одной реки".

Соорганизаторы конкурса - Российское движение школьников. По его итогам победителями стали ребята из Агинской школы №1.

В возрастных группах: 5-8 классы - Герасимов Иван - 1 место (273 балла), номинация "История"; 9-11 классы - Гребнева Софья - 1 место (277 баллов), номинация "Этнос".

У ребят впереди межрегиональный этап, который стартует в ноябре. Вот такие сочинения они написали:

Здравствуй, Енисей- батюшка!

(Иван Герасимов)

Пишет тебе Ваня из села Агинского Саянского района Красноярского края. Ты меня не знаешь. Зато Тебя знают во всем мире. Ведь ты одна из самых длинных и полноводных рек мира и России. Недаром эвенки называли тебя раньше Ионесси, что значит "большая вода". Ты несёшь свои воды в Карское море. А к тебе стремится около пятисот рек. Назову лишь некоторые: Абакан, Ангара, Бахта, Мана, Кан. Не забывай: все они делают тебя полноводной рекой. Старается каждый ручеёк, каждая речушка.

Знаешь, воды нашей маленькой Агушки тоже наполняют тебя. Ведь она впадает в Анжу, а Анжа, пробежав по нашему району, впадает в Кан. Это место так и называется Усть-Анжа.

Много лет назад Агушка была большой рекой, на её берегах жили тюркские племена, и они называли её Аг, что значит "поток". А кеты называли её сестрой, потому что река, как родная сестра, помогала им выжить.

Анжа кормила людей вдоволь хариусом, налимом, щукой. На реку прилетало много диких птиц. Анжа была поилицей и кормилицей племён и первых поселенцев. Вот и назвали они её матерью: "Ан" - это мать, "зас" - река.

Мать-река впадает в Кан. Тунгусы так его назвали, потому что он большой и бурный ("Кан" - большая река). А татары дали реке такое название после кровопролитной битвы сына Чингисхана Джучи с лесными людьми (камасинцами). Река тогда (по легенде) окрасилась кровью на много вёрст. По-татарски "кровь" - "кан".

Все эти реки берут начало в Саянах, так же, как и Бий-Хем ("Большой Енисей" и Каа-Хем "Малый Енисей", которые у города Кызыла сливаются вместе, чтобы дальше нести свои воды в одной большой реке, Енисее.

Люди всегда понимали, как важны реки, поэтому строили города и сёла на их берегах. Наше село тоже стоит на берегу рек Ага и Анжа. Ага (мы называем её ласково Агушкой) дала название нашему селу в 1829 году.

Енисей-батюшка, низко кланяюсь тебе и всем нашим рекам. Вы дали людям жизнь много лет назад и сейчас даёте нам электричество, помогаете выращивать растения, животных, добираться в разные места, всего не перечислишь. Вы наши отцы и матери! А мы – ваши дети!

Живите всегда. Постараюсь беречь ваши воды от мусора и грязи.

-Утренняя звезда умерла…

(Софья Гребнева)

Так моя матушка оповестила всю семью о наступлении утра. После плотного завтрака, который завершился чаем с оленьим молоком, я отправилась заниматься своими делами. Я никогда не любила обычные занятия девушек моего народа: вышивку бисером или шелком, аппликацию мехом или тканью, тиснение по бересте. Больше меня привлекало изготовление луков и стрел, несмотря на то что обычно этим занимались мужчины. Многие не понимали моего увлечения, но я на это не обращала внимание, так как для меня было главным, что мои родители меня поддерживают и разрешают заниматься любимым делом...

Лук у меня всегда получался прочным, а стрелы “поющими”, поэтому они являлись предметом обмена у эвенков. Любимым моим местом был берег реки Енисей, недалеко от которого расположился наш народ. Там всегда было тихо и спокойно, никто не мешал процессу изготовления. Но не в этот раз...

В очередной раз придя на свое излюбленное местечко, я обнаружила там незнакомого молодого человека. Я решила завести с ним разговор.

-Доброе утро, не мог бы ты освободить мое место? Я очень давно хожу сюда и не хотела бы менять привычную для себя обстановку...

-Привет... Ты присаживайся, не стесняйся. Я не кусаюсь, только гуляю и любуюсь природой. Меня зову Хэнэн, а тебя?

-Я - Нёлтек. Не удивительно, что тебе по душе прогулки - твое имя означает “любящий свободу”, не так ли?

Мой собеседник улыбнулся и с насмешкой в голосе протянул:

- Да... Интересно, сколько знаний помещается в этой светлой головке?

Так мы проболтали очень долго, разговаривая о разном: от того, что мы пьем чай с солью, до того, что они почитают птиц. Мой собеседник оказался из народа кетов, которые недавно поселились недалеко от нас.

На следующий день я узнала от своего отца, вождя народа Эвенки, что кеты, поселившиеся чуть выше по реке Енисей, претендуют на нашу территорию и что дружбы между нашими народами не получится. Но меня это особо не расстроило, потому что даже после объявления вражды кетам я продолжала тайно общаться с Хэнэном. И уже через пару месяцев мы делились самым сокровенным, не могли обходиться друг без друга. Встречи и разговоры на берегу Енисея стали необходимостью для нас обоих. Мы полюбили друг друга...

Возвратившись в очередной раз домой, я, переполненная чувств, поспешила поделиться с мамой, на что получила неодобрительный ответ:

“Отцу я про тебя и твоего кета, конечно же, сейчас не расскажу, но вам придется расстаться”. Встревоженная такими словами, я долго не могла уснуть, мысли о будущем, вмиг разрушенном, меня переполняли. "Волю родителей я нарушать не хочу. Чтобы не произошло кары небес, мне придется рассказать все Хэнэну о запрете моих родителей на наши отношения, " - решила я.

На следующий день, дождавшись вечера, я отправилась уже на наше любимое место, чтобы сообщить моему возлюбленному плохую весть, но не смогла этого сделать: на берегу я обнаружила не только Хэнэна, но и мужчину, который лежал у него на коленях весь израненный.

-Нёлтек! Нёлтек! Мой отец умирает, а наш шаман не в силах ему помочь! Твой народ - моя последняя надежда! Поможете?

Борясь с внутренними противоречиями: родители или любимый, спокойная жизнь или кара небес, - я не знала, что делать. На миг я потеряла осознание действительности. Громкий крик Хэнэна вернул меня в действительность:

-Нёлтек! Помоги, он умирает!

Я не смогла смотреть на то, как у дорогого мне человека разрывается сердце от боли. Мы подняли отца Хэнэна и понесли ко мне в поселение.

Сбежались все, кто только могли, включая моего отца и шамана. Я начала рыдать от безысходности:

-Отец, почему вы стоите и не помогаете человеку? Он же сильно ранен и может умереть в любую секунду!

В ответ я услышала сухо:

-Это вождь народа Кетов, с которыми у нас война, я не собираюсь ему помогать.

Отвернувшись от всего происходящего и собираясь уйти, он показывал, что ему безразлична судьба этих двух людей. Неожиданно для самой себя я закричала:

-Это все твой эгоизм! Я знаю, что при знакомстве с народом кетов ты даже не стал их слушать - сразу выдвинул свои условия, где сказал, чтоб они даже думать не могли о наших землях, а когда тебе попытались что-то сказать, ты объявил им войну. Может быть, они хотели сказать тебе совершенно не то, о чем ты подумал. Нельзя так поступать! Это люди точно такие же, как и мы! Их так же надо уважать и слушать!

После моих слов отец минуту стоял неподвижно, потом повернувшись, махнул шаману рукой, чтобы тот, видимо, приступал к обряду исцеления. Наутро отец Хэнэна пришел в себя. Эта новость дошла и до моего отца, который тут же решил навестить раненого. Мы с Хэнэном поспешили оставить двух вождей соседних народов.

-Представляешь, в этом чуме сейчас решается наша судьба: либо наши народы продолжат воевать и по принципу выживания останется только один, либо наши отцы придут к единому мнению, - обращаясь ко мне, сказал Хэнэн, и смотрел он куда-то вдаль, как будто смирившись с тем, что нам не быть вместе.

После произошедшего накануне я уже ничего не боялась. Взяв парня за руку, я зашла к нашим отцам, к вождям нашего племени, и не знаю, к кому больше относились эти слова, я выпалила на одном дыхании:

-Мы с Хэнэном любим друг друга и хотим провести брачный обряд!

Месяц спустя, на берегу реки Енисей в костюмах, прославляющих величие птиц, состоялся наша с Хэнэном брачный обряд, который и положил начало присоединения народа эвенки к кетам.

Автор: Марина Никитина, муниципальный координатор РДШ в Саянском районе

По этой теме: Саянский районДети одной рекиконкурспобедители конкурса

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1205

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика