Свои подвиги в небе он совершал на самолете, подаренном ему саратовцами.
Василий Шишкин родом из села Белое Курганской области. Он окончил Пермскую военную школу авиационных техников, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В его биографии есть саратовский след. В годы Великой Отечественной войны наши земляки собрали деньги для строительства истребителя, на котором Василий Шишкин успешно сражался на фронтах. Но – обо всем по порядку.
В Саратовском областном музее краеведения по сей день хранится необычный экспонат: фрагмент хвостового оперения - киль первого в стране именного самолета ЯК-1, подаренного фронту в годы Великой Отечественной войны. Можно смело утверждать, что история этого экспоната уникальна.
Осенью 1942 года, в период тяжелых боев под Сталинградом, в стране в целом и в Саратовской области, в частности, развернулось массовое движение по сбору личных средства граждан на строительство боевых самолетов в подарок фронту.
Первым именным самолетом стал самолет ЯК-1 (№ 34104), подаренный колхозниками села Усть-Курдюм Ворошиловского (ныне Саратовского) района Саратовской области. На одном из собраний в октябре 1942 года колхозники обсуждали вопрос о том, какой подарок лучше всего подготовить для фронта. После долгих обсуждений и горячих споров сельчане решили на свои личные сбережения заказать на авиационном заводе боевой самолет. Уже на следующий день в Государственный банк колхозниками было сдано 170 тысяч рублей. А вскоре делегация из восьми представителей во главе с председателем колхоза П. Лиханиным прибыла в Саратов на авиационный завод. Гости ходили по цехам, беседовали с рабочими, сами выбирали самолет.
Построенный на деньги простых тружеников истребитель подарили Герою Советского Союза летчику Василию Шишкину. Это был опытнейший пилот, совершивший к 1942 году уже около 130 боевых вылетов, 65 раз штурмовавший войска противника.
В своих воспоминаниях Василий Шишкин писал, что, получив телеграмму с предложением принять в подарок самолет ЯК-1, он 1 ноября 1942 года прибыл на завод. Самолет опробовал в воздухе сам, после чего устранили некоторые дефекты. Боевая машина на тот момент была еще не окрашена, но надпись на фюзеляже уже сделана: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Перед отправкой на фронт самолет выкрасили в серебристый цвет, на носовой части нарисовали стрелу, а надпись немного изменили: "Герою Советского Союза майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области".
Летчик совершил полет над колхозом "Сигнал революции", сбросил с неба вымпел с запиской, а затем улетел на фронт. В записке, которая потом долгие годы хранилась в семье председателя колхоза, говорилось: "До свидания, дорогие товарищи-колхозники! Я улетаю сейчас на фронт. Большое вам спасибо за самолет … Ваш летчик Герой Советского Союза Василий Шишкин".
С ноября 1942 года под Сталинградом летчик произвел 55 боевых вылетов на самолете-подарке, сбил три самолета противника, уничтожил штурмовкой на земле пять вражеских самолетов, 31 автомашину. С мая 1943 года пилот Шишкин сражался на Орловско-Курском направлении, где провел 15 боевых вылетов, сбил еще два самолета противника и пять самолетов в группе.
Интересно, что в военной части, где служил Василий Шишкин, летчики сложили песню, в одном из куплетов которой упоминается о самолете-подарке: "Лети, наш храбрый Шишкин,/ смелее всех и выше,/ отвагою и мщением горя./ Дареным самолетом/ рази врага с налета,/ храни завоеванья Октября".
После Орловской операции Шишкин получил приказ сдать самолет, поскольку полк переходил на летные машины другой системы. 31 декабря 1944 года по просьбе колхозников района и работников Саратовского областного музея самолет прибыл в Саратов из Бреста, где закончил "по старости" свой боевой путь. Его сопровождали младший техник - лейтенант Шевчук и механик - старшина Ваховский. Митинг по поводу встречи самолета во дворе музея запечатлел художник Е.Тимофеев, изобразив его с пятью звездами на фюзеляже.
Самолет предполагалось установить в специально выстроенном павильоне во дворе музея, но, к сожалению, работы по строительству так и не были начаты: сказались тяжелые послевоенные годы. В 1955 году истребитель был списан и снят с учета фондов музея. А летом 2004 года при разборке запасников музея обнаружили необычный предмет: фрагмент хвостового оперения самолета - все, что осталось после разрушительного влияния времени.
Фрагмент самолета - киль (неподвижная вертикальная часть хвостового оперения) серебристого цвета с изображением пятиконечных звезд - чудом уцелел и в настоящее время вместе с материалами о колхозе "Сигнал революции" пополнил раздел экспозиции музея "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годов".
Справка "СП"
Василий Иванович Шишкин родился 13 февраля 1914 года в деревне Белое, ныне Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, работал в колхозе.
С 1931 года - в рядах Красной Армии, окончил Пермскую военную школу авиационных техников, Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
С сентября 1940 года служил в ВВС Киевского Особого военного округа, был командиром 3-й эскадрильи, вооруженной И-153.
С 22 июня 1941 года капитан В. И. Шишкин в действующей армии.
К февралю 1942 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (16-я авиационная дивизия 21-й армии, Юго-Западный фронт) капитан В. И. Шишкин совершил 126 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника.
27 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил более 540 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сбил около 30 вражеских самолетов лично и в составе группы.
Награжден орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять раз), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
При подготовке материала использована информация ежемесячного справочного издания информационного агентства ИТАР-ТАСС "Календарь дат и событий" и портала "Красные соколы".