Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Серышевского муниципального округа Амурской области

676355, Амурская область, п.г.т.Серышево, ул.Комсомольская,18а
телефон: +7 (41642) 2-13-64
e-mail: novosti35@inbox.ru

А вы знали об этом?

Предлагаем вниманию читателей беседу с Ю.Г. Максимовым - руководителем территориального ФОМС по Амурской области, доктором медицинских наук, профессором. Уверены, многие моменты, связанные со страховой медициной, станут более понятны нашим читателям.

. .

-Юрий Георгиевич, мы беседуем после вашей встречи с коллективом серышевской больницы. Разговор состоялся непростой и он, как я понимаю, еще не окончен. Обычные люди, слыша о сокращениях и различных переустройствах в больнице, видят ситуацию исключительно в черном цвете, плотно ассоциируя страховую медицину с ущемлением своих прав на получение медицинской помощи. Насколько это верно?

- В условиях медицинского страхования наше здравоохранение работает с 1994 г.Отличие системы страхования от прежней государственной системы охраны здоровья граждан заключается в том, что в советский период в больницах оказывали медицинскую помощь, и финансировались они из бюджета государства. Сегодня учреждения здравоохранения оказывают медицинские услуги застрахованным гражданам, т.е. каждый, имеющий полис ФОМС, должен получить гарантированный объем качества и количества мед.услуги.

Эта гарантия означает, что его примут квалифицированные врачи, обследуют на современном оборудовании, человек получит лекарственные препараты и в конечном итоге его здоровье улучшится.

-Медицинское страхование позволяет получать застрахованному лицу бесплатные медицинские услуги, в рамках, оговоренных полисом страхования. В России обязательное медицинское страхование гарантирует базовые медицинские услуги населению. Но – если на районном уровне определенных услуг нет, а большинству сельских жителей проблематично добраться до города (и транспортно и финансово), означает ли это ущемление прав больного?

-Вы задали очень важный вопрос.

Каждому жителю Серышевского (в нашем случае) района полис медицинского страхования гарантирует определенный объем медицинских услуг.

Вот об этом идет речь. Надо четко понимать, что "помощь" и "услуга" - отличаются друг от друга, отличаются тем, что при оказании услуги к ней предъявляются требования со стороны застрахованного лица. Человек должен иметь гарантию, что ему окажут всю помощь, которую он должен получить.

Для этого в больнице должны быть и оборудование, и лекарства, и специалисты.

Если человек проживает (или находится) в селе, заболел, вызвал скорую помощь - она должна к нему приехать. Фельдшер, проживающий в этом селе, тоже должен прийти на помощь, с тем, чтобы от начала болезни или времени вызова скорой, но начала периода лечения должно проходить: в условиях города - не более 20 минут, а лишь немного больше - в условиях села.

Если объем помощи, в которой нуждается человек, выходит за пределы возможностей для серышевской больницы, тогда помощь должна быть оказана в Белогорске - на 2-м уровне оказания помощи, или в областной больнице - это, соответственно, 3-й уровень.

-В свете инаугурационной речи Президента, его слов о народосбережении: можно надеяться, что врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов не коснется сокращение (и числа ФАП, и кадровое)? Люди прямо говорят о расхождении задач, которые ставит Президент в своих Посланиях относительно здравоохранения (в частности, в отдаленных населенных пунктах) и действий на местах, как самоуправства местной мед. власти.

--Наши действия направлены на то, чтобы медицинских работников ФАП не сокращать. Напротив - каждыйфельдшерско-акушерский пункт должен быть укомплектован медицинским персоналом, иметь соответствующее оснащение, и притом, если в селепроживает более 100 человек, и до ближайшего населенного пункта более 5 км, то фельдшерско-акушерский пункт там должен быть непременно.

Если проживает менее 100 человек, тогда этот пункт должен обслуживаться выездной бригадой фельдшеров. Соответственно,необходимо создать условия, чтобы бригада медработников среднего звена могла приехать в этот намеленный пункт, принимать - увозить больных и т.д.

В целом, речь идет о приближении медицинских услуг к их потребителям, непосредственно к месту их жительства.

Более того, мы считаем, что в удаленных селах к ФАПамдолжны быть прикреплены автомобили, для того, чтобы в экстренных случаях больных можно было увозить оттуда.

Не "скорая помощь", а просто автомобиль.

- Сделать это - задача муниципалитетов?

-Нет, и автомобиль, и водитель будут относиться к учреждению здравоохранения.

А вот в каком именно селе требуется закрепить автомобиль –вот это должно решаться на уровне района, чтобы автомашина реально была нужна, а не просто - дать для "галочки".

-Оценка качества услуг медучреждения через сайт министерства здравоохранения, о чем так много говорили, принесла реальную пользу? Нет сомнений в ее объективности?

- Мнение населения о качестве услуг имеет очень важное значение, поверьте: ведь на результат лечения больного влияют не только лекарственные препараты, но и отношение врача к пациенту.

Если с первого же момента общения он проникнется доверием к врачу, то и процесс выздоровления пойдет намного лучше, под влиянием положительных эмоций.

Известны два способа организации медицинских услуг: восточный - когда лечат больного, и западный - когда лечат болезнь, назначая лекарства.

Российские медики, так уж сложилось, являются приверженцами восточного способа, поэтому доверие к лечащему врачу - очень важное условие успешного лечения, а мнение больного о враче имеет важнейшее значение.

Но при оценке деятельности врача мы не полагаемся целиком на субъективные мнения. Есть эксперты, которые изучают медицинскую документацию, заполненную на пациента - это первый уровень проверки. Выясняется, все ли обследования проведены, из тех, что требуются по стандарту, все ли лекарственные препараты назначены.

Второй уровень контроля качества лечения - это непосредственно осмотр больного в отделении: выясняется, доволен он - или недоволен, все ли назначения ему сделаны, имеются ли претензии к врачам, какие.

Третий этап контроля, завершающий, - это итог лечения. Существуют стандарты конечного результата: какой должен быть исход лечения конкретной болезни на уровне районной больницы.

Для примера. Если имел место аппендицит (простой, катаральный), то операция должна пройти без каких-либо осложнений, рана должна заживать первичным натяжением, ничего лишнего случиться не может. Если у раны есть уплотнения, нагноения, значит - налицо дефект, некачественно оказанная услуга.

В этом случае, обязан вмешаться ФОМС, выяснить, где допущена ошибка в лечении.

-Продолжая эту тему - как вы относитесь к идее страхования ответственности врача?

-Мы придем к этому непременно, потому что сегодня по стране сотни, если не тысячи, судебных исков к врачам от застрахованных граждан.

А проблема в том, что врач сегодня выполняет стандарты диагностики и качества. А результат лечебный зависит не только от врача, но и от больного - от того, насколько аккуратно он выполняет врачебные назначения, рекомендации.

Возьмем, для наглядности, больных туберкулезом: назначенные, в рамках амбулаторного лечения, лекарства они не принимают, то есть лечения не происходит. Врач виноват, в этом случае? Нет. Больной виноват.

Лечение - процесс взаимообусловленный, и его исход зависит от взаимодействия врача и пациента.

Или еще: сплошь и рядом видим, что люди употребляют спиртное, во время лечения, курят. Какого результата можно ждать?

В случае, если результат лечения не совсем благоприятный - врач заблуждался, упустил что-то неумышленно, - в этом случае пациент должен иметь возможность компенсировать ущерб своему здоровью. В настоящее время эта компенсация происходит за счет лечебного учреждения, а в будущем должно быть отнесено непосредственно к врачам.

Государство должно принять решение о страховании лечебной деятельности в целом, поскольку итог лечения зависит не только от "лекаря", но и от множества других причин и обстоятельств.

-"Койки" сокращают, ставки сокращают, поликлиники "сливают" в одну; это ведет с одной стороны, к увеличенным нагрузкам на медика, а с другой - повышает вероятность ошибок. Здесь урезали, тут подсократили, а потом, как в мультике: " а семь шапок из одной шкуры можешь?" – "не вопрос", но куда их потом натягивать, т.е. какого качества будут такие услуги?

-Что вы имеете в виду, говоря об увеличении нагрузок? Как раз сейчас они недостаточны. В течение одного трудового дня врач-терапевт должен принять примерно 30 больных. Это - небольшая нагрузка; я, работая отоларингологом, принимал по 50 человек (другая норма была).

-Но посколько минут придется на каждого их этих 30 человек?

-Норма рабочего времени в 1 день - 6,5 часа. Каждый час терапевт должен принимать 5-6 пациентов. Считайте.

-"В медицину больше не идут энтузиасты и врачи по призванию, во всяком случае в медицину государственную" – Вы согласны с этим утверждением, популярным в народе?

-Когда я поступал учиться, конкурс был - 18 человек на место. Выдержишь экзамен - поступишь. На первом семестре уходили те, кто не справлялся, не выносил вида крови. К завершению учебы у нас был конкурс на то, чтобы стать акушером-гинекологом или хирургом.

Зарплаты тогда были мизерные, никакой материальной заинтересованности; да об этом никто и не думал. Но - врач был очень уважаемым человеком, а это очень дорого стоит - уважение людей. Сегодня же половина выпускников профильных вузов вообще не работают в здравоохранении. Видя нагрузки, требования, предъявляемые к медикам, - просто не хотят. Только тот, кто действительно хочет работать, работает.

И в продолжение: если медработник не выполняет свои функциональные обязанности, не зарабатывает деньги, а просто сидит на зарплате... Нужен ли он?

А сегодня у нас ситуация именно такая - все получают, а зарабатывают деньги для медучреждения единицы!

-Иной раз и обязанности выполнены, а толку нет. Вот случай: врач затрудняется поставить диагноз пациенту. Старые фильмы нам показывают консилиумы, совещания врачей разных специальностей. В нынешних реалиях ответ, зачастую, ищут в интернете. Но там больной и сам посмотрит, за что его еще и отругают...

-Выступая перед серышевскими медиками, я сказал об этом, если помните: нужно вернуться к тому из старой советской практики, что давало реальный лечебный результат: возобновить совещания-"пятиминутки", обходы заведующими отделениями, и всех сложных больных должны "вести" заведующие. Плюс ежемесячные врачебные конференции.

Врач, работая в коллективе, должен иметь возможности для повышения своей квалификации. Если больница скатится на уровень обыденности, хорошие врачи, "думающие", как вы говорите, работать в ней не будут, найдут, где поинтереснее в профессиональном плане.

-Немного конкретики именно по нашему району. Серышевцы жалуются на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами детей до 3 лет – нерешаемая в нашем районе проблема: на всех малышей бесплатного добра не хватает. Можно увеличить лимит?

В обеспечении лекарствами диабетиков – перебои, и в обеспечении льготными лекарствами в целом – назначенных нет, в аптеке предлагают замену, а насколько она адекватна? Людям приходится покупать нужное за свои деньги.

Также жалуются, что часто не бывает нужных лекарств на дневном стационаре – приходится или покупать самостоятельно, кто может, или отказываться от лечения.

- По информации руководства серышевской больницы, лекарственное обеспечение в вашем районе осуществляется согласно поданным заявкам – и на лекарственные препараты, и на изделия мед. назначения, и на специализированное питание для отдельных категорий граждан право на получение государственной социальной помощи: по федеральной льготе раз в полугодие, по региональной – раз в год. При необходимости, подается дополнительная заявка.

Но я знаю эту проблему.Действительно, был период, когда отдел закупок в министерстве здравоохранения не обеспечивал, в полной мере, потребность в ряде лекарственных препаратов. Были приняты меры к исправлению такой ситуации, и в настоящее время отсроченных рецептов о области, фактически, нет: их остались единицы, там, где не сработали оперативно главные врачи больниц.

Как известно, более половины (а именно – 62%) льготников выбрали монетизацию своих льгот, и получают деньги вместо лекарственных препаратов. А остальные остались на натуральном потреблении; как правило, это те люди, кому действительно требуется много лекарств.

Принцип лекарственного страхования – в общественной солидарности: когда все финансы в одной "куче", то гораздо легче обеспечить всех нуждающихся лекарственными препаратами. Положение дел складывается так, что отказ от монетизации – это вопрос времени.

Что касается обеспечения инсулином. Насколько я знаю, лоты на закупку этих препаратов разыграны, лекарство будет. Но тут ведь вопрос еще в том, что инсулин бывает датского и американского производства. Больные привыкают к препаратам конкретного производителя, и не хотят замены на другого, продукция которого имеется в наличии. Отсюда и жалобы на то, что аптеки предлагают замену: предлагают тот инсулин, который закуплен. Едва ли есть ли разница в самочувствии после приема датского или американского препарата, но привычка – великое дело. Как бы то ни было, сейчас принимаются меры к тому, чтобы удовлетворить всех, кому назначен инсулин.

Об отсутствии лекарств на дневном стационаре. Опять-таки, по информации серышевской больницы, лекарственные препараты для оказания медицинской помощи в его условиях, имеются.

Бывают перебои – я не сомневаюсь, ведь это работа. И, возвращаясь к штатным изменениям, нельзя не отметить, что финансовые средства, зарабатываемые больницей, которые будут высвобождены в результате сокращения непродуктивных ставок, могут быть направлены на обеспечение потребностей дневного стационара.

-Юрий Георгиевич, не могу не спросить о таком непопулярном решении, принятом в серышевской больнице, как перенос отделения хирургии в здание родильного отделения. На встрече с медиками вы достаточно ясно высказались по этому поводу; аргументы, приведенные как главным врачом В.М. Яньковым, так и вашими коллегами из области, понятны. И все-таки, с этим трудно смириться…

-Несмотря на все аргументы, как вы сказали, этот шаг – все еще на уровне планов, не более. Еще не раз все будет просчитываться, взвешиваться, будут подбираться варианты решений.

В одном могу заверить как жителей района, так и области в целом: мы никоим образом не хотим сокращать врачей. Цель в том, чтобы дать им нагрузку, соответствующую принятым стандартам, а для этого нужно создать врачам условия для работы – в виде оборудования, лекарственных препаратов. Все действия министерства здравоохранения направлены именно на это.

-Благодарю Вас за беседу.

Автор: Анжела Кламбоцкая

По этой теме: страховая медицина

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 492

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика