Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Серышевского муниципального округа Амурской области

676355, Амурская область, п.г.т.Серышево, ул.Комсомольская,18а
телефон: +7 (41642) 2-13-64
e-mail: novosti35@inbox.ru

"Колесницы возмездия": подвиги

Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего. В.О. Ключевский. Уже 74-й год подряд мы вместе со всей страной отмечаем самый значимый в истории государства праздник – День великой Победы.

. бомбардировщики ИЛ-4Увеличить фото

Великой, потому что причастность к ней ощущается в каждой российской семье, чьи деды, отцы, братья и сёстры с оружием в руках защищали нашу Родину. Это те, кто пережил ужасы фашистских лагерей и оккупации, кто, не жалея сил, ковал эту победу в тылу. Благодаря их мужеству и героизму мы победили фашизм. Сегодня, славные боевые пути воинских частей, отдельных батальонов пропитаны кровавыми подвигами их однополчан. И мы, правнуки героев, обязаны помнить каждую битву, каждую фамилию, каждый день этой беспощадной войны. Авиационное соединение, дислоцирующееся на аэродроме "Украинка", охватывает историю и традиции боевого пути 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка Дальнего Действия, 326-й Тарнопольской авиационной Ордена Кутузова дивизии и 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного Ордена Красной Звезды полка. Такой героический путь – большая гордость и огромная ответственность перед теми, кто не дрогнул в бою. В год, когда наши войска одержали победу под Сталинградом, на Кавказе и под Воронежем, готовились к отражению наступательной операции "Цитадель", вели огневые бои с противником, в такой обстановке усиленной подготовки к новым решающим боям было принято решение о формировании 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка Дальнего Действия. Формирование полка началось 10 мая 1943 года на аэродроме Остафьево (Московская обл.). А уже 11 мая лётчики полка совершили первый боевой вылет для нанесения бомбового удара по железнодорожному узлу города Днепропетровска. К моменту окончания своего формирования, в боевом составе полка уже имелось 16 боевых экипажей и столько же дальних бомбардировщиков Ил-4, разработанных под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Ил-4 приняли участие во всех крупных кампаниях 1943 г. Бомбили аэродромы люфтваффе в Крыму, принимали участие в Курской битве, организовывали серию налётов накануне начала операции "Цитадель". В июле-сентябре 1943 г. дальние бомбардировщики содействовали снятию блокады Ленинграда. Самолётовылеты с аэродрома Остафьево на Ил-4 совершали уже опытные лётчики. Так, ещё в 1942 г. за три успешных полета на бомбардировку города Берлина гвардии капитан Тихомолов Борис Ермилович был представлен к геройскому званию с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" за номером 777. Костяк составили боевые экипажи Вавилова (командира полка), Назарова, Ткаченко, Тихомолова, Кондрина, Матасова, Сыроватко, Бердникова, Кузьминича, Грудакова, Шашлова и Кочнева, прибывшие из состава 3-го гвардейского авиаполка Дальнего Действия. Экипажи прошли хорошую школу, принимали участие в дальних рейдах на Берлин, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву.

. командир полка Вавилов (второй справа)Увеличить фото

С аэродрома Дракино (Серпуховский р-он) было выполнено 227 боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов Снежинская, Орел, Гомель, Брянск, Днепропетровск, Полоцк, Красный Бор, Карачев и Новозыбков. Полк также бомбил аэродромы Сеща и Брянск, наносил удары по скоплениям живой силы и техники противника в городах Могилёв, Кричев, Ельня, Жиздра. 19 июня 1943 г. полк в очередной раз совершил перебазирование на аэродром Малино (Ступинский р-он) для ликвидации немецкого наступления на Курск, Орёл и Белгород. Тактика и характер боевых операций к концу лета 1943 изменились. Если раньше бомбардировщики в тёмное время суток не встречали противодействия со стороны истребителей противника, то в конце июля, и особенно в августе, полк понёс тяжёлые потери от ночных истребителей. ... В ночь на 8-е августа 1943 года гвардии полковник Вавилов вылетел на бомбардировку железнодорожной станции Почеп. При подходе к цели его самолет атаковали с близкой дистанции одновременно два истребителя неустановленного типа. С первой же атаки Ил-4 вспыхнул и потерял управление. Штурман Антонов был убит. Израненные и обгорелые, полковник Вавилов и радист Перекрест выбросились на парашютах. После долгих голодовок и блужданий в стане врага, летчик Вавилов встретился со своим радистом Перекрест. На 20-е сутки они добрались до партизан и после прибытия в родную часть продолжили беспощадно громить врага. Удалось установить, что противник стал использовать для борьбы с нашими бомбардировщиками оснащенные радиолокаторами ночные истребители Мессершмитт БФ-110. В срочном порядке с лётным составом провели занятия, посвящённые азам радиолокации, её сильным и слабым сторонам. После проведения этих мероприятий потери снизились.

. бравые техники готовят самолетУвеличить фото

18 гвардейский авиационный полк, как и другие полки Авиации Дальнего Действия, не ограничивался одним районом нанесения ударов. Ежедневно выполнялись налёты на позиции тяжёлой артиллерии в районах посёлков Володарского и Беззаботино под Ленинградом, на Смоленщине. Подвиги личного состава не остались без награды. В ноябре 1943 года полку было вручено Гвардейское знамя. И вновь предстояло перебазирование вначале на аэродром Брянск, затем на аэродром подскока - Луги для действий по столице Финляндии – Хельсинки. В этой операции отличились экипажи Вавилова, Шашлова и Сычёва. Они в одну ночь производили по два боевых вылета. Такие нагрузки были опасны и для здоровья и для жизни каждого лётчика.

. штурман Касилов сверяет маршрут перед боевым заданиемУвеличить фото

В период наступательных операций по изгнанию немцев из Крыма, полк базировался на аэродроме Борисполь под Киевом. На цели в районе Севастополя полк произвёл более ста боевых вылетов. 10 мая 1944 г., за отличное выполнение задания по уничтожению немецких войск в районе Севастополя приказом Верховного Главнокомандующего, полку присвоено наименование “Севастопольский” и объявлена благодарность всему личному составу. Помимо Севастополя в этот период выполнялись полеты на Констанцу, Раву-Русскую, Минск, Львов, Брест. С аэродрома Бровары, недалеко от Киева, откуда совершались вылеты с мая по сентябрь 1944 года, полк выполнял задачи в интересах командования Белорусских и Украинских фронтов. К числу наиболее приоритетных целей в этот период относились военно-промышленные и железнодорожные узлы Восточной Пруссии. Только на железнодорожный узел Тильзит полк произвёл 80 боевых вылетов и сбросил 83 тонны бомб. Также в этот период полк производил напряженные боевые действия по уничтожению ж/д узлов и военно-промышленных объектов Венгрии: Сату-Маре, Дебрецен, Будапешт. В операции за овладение столицей Венгрии Будапешт Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза Сталиным всему личному составу полка была объявлена благодарность. 19 августа 1944 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение боевых заданий по разгрому немецко - фашистских войск 18 гвардейский авиационный полк Дальнего Действия был награждён орденом Красного Знамени. К почётному наименованию полка "Севастопольский" добавилось наименование "Краснознамённый". С конца 1944 и вначале 1945 годов полк базировался на аэродроме Воронковцы (г. Староконстантинов, Украина) и производил боевую работу в основном по военно-промышленным объектам и крупным железнодорожным узлам, расположенным в глубоком тылу врага. В целом войска Красной Армии освобождали территории, захваченные немецкими оккупантами, прорывали мощные обороны противника, продолжали продвижение на берлинском направлении. Для действий по военно-промышленным объектам Германии полк перебазировался на аэродром подскока – Шепетынь (Украина), откуда и производились бомбардировки по ж/д узлу и порту Данциг. С аэродрома Колония (Львовская обл.) вели боевую работу по военно-промышленным объектам в портах Пиллау, Хель и в столице Германии – Берлине. 2 мая 1945 г., за участие в Берлинской операции, приказом Верховного Главнокомандующего, полку присвоено наименование “Берлинский”. За время войны личному составу 18 гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольско-Берлинского Краснознамённого полка ВВС Красной Армии, кроме указанных выше благодарностей, Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным объявлены благодарности: за форсирование реки Проня, за овладение городами Минск, Котовице, Кёнигсберг, за разгром Восточно-Прусской группировки юго-западнее Кёнигсберга и две благодарности при взятии столицы Германии – Берлина. За время боевых действий в Великой Отечественной войне, 18 гвардейский авиационный полк уничтожил 57 ж/д эшелонов, 32 склада, разрушил – 4 ж/д моста; сбил 400 самолётов, сбросил – 3650 тонн бомб; произвёл – 3215 боевых вылетов, 5 боевых вылетов на спецзадание. Боевой налёт полка составил – 13608 часов. За мужество и героизм, проявленные в боях за свободу и независимость Отечества, 8 гвардейцев авиаторов были удостоены звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

. эскадрилью самолетов подарили сотрудники НКВД Дальнего ВостокаУвеличить фото

Боевой путь 326 Тарнопольской авиационной Ордена Кутузова дивизии начинается с её формирования как ночной бомбардировочной авиационной дивизии на основании приказа Наркома обороны от 10 октября 1943 года на аэродроме Егорьевск в Московской области. В состав дивизии вошли четыре авиаполка самолетов По-2 (У-2). Это одномоторные двухместные бипланы (самолет с двумя парами крыльев в параллельных плоскостях) с корпусом (фюзеляжем) из дерева. Небесные тихоходы, ставшие Колесницей Возмездия, наносили удары на порядки войск противника, артиллерийско-минометные батареи на огневых позициях, железнодорожные станции, эшелоны, аэродромы, занимались перевозками людей и грузов, в том числе и в тыл противника. В феврале 1944 года дивизия принимала участие в ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки немецких войск, наносила массированные удары по городу Тарнополь, ныне город Тернополь, Украина. В июне был получен приказ о переучивании личного состава на новейшие бомбардировщики Ту-2 с дальнейшим перебазированием на Шауляй, Литва. С этого гарнизона экипажи бомбардировщиков Ту-2 оказывали содействие войскам Прибалтийского фронта в прорыве линии обороны курляндской группировки войск противника, участвовали в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. Ту-2 наносили удары по Кенигсбергу, Розенбергу, Пиллау. За успешные действия в Кенигсбергской операции, дивизия была награждена орденом Кутузова второй степени. Последние боевые вылеты на бомбардировку города Берлина экипажи дивизии выполнили 2 мая 1945 г. Всего по столице Германии выполнено 70 самолетовылетов, сброшено 152 тонны бомб. За годы Великой Отечественной войны и войны с Японией 6 авиаторов дивизии стали ГЕРОЯМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. 6492 солдата и офицера были удостоены правительственных наград. Война с Германией закончилась, но Вторая мировая война еще не завершилась. 22 июня 1945 г. был получен приказ о перебазировании на Дальний Восток. И дивизия, в составе 12 воздушной армии Забайкальского фронта, включилась в боевую работу по разгрому Квантунской Армии императорской Японии. Полки дивизии базировались в Монголии на аэродроме Рудовка. За время войны с Японией совершено более 120 боевых вылетов. После завершения войны с Японией дивизия осталась на Дальнем Востоке. С 1988 по 1989 год личный состав 326-й дивизии принимал участие в боевых действиях в Афганистане. В 90-е годы полки дивизии принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе и в районе таджико-афганской границы. Боевой путь 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного Ордена Красной Звезды полка - одного из старейших полков Дальней Авиации, начинается ещё с 1938 года. В конце 30-х гг на советском Дальнем Востоке создалась напряженная обстановка. Правительство страны принимало меры по усилению группировки сил в этом регионе, в том числе - авиации. С августа по сентябрь 1945 года полк принимал активное участие в войне с Японией в составе Второго Дальневосточного фронта. За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке, при форсировании рек Амур и Уссури, при овладении городами Дзямусы, Бейаньчжань, Южной половиной Сахалина, островами Сюмусю и Парамушир (Курильская гряда) и проявленные при этом доблесть и мужество, Указом Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года, полк награжден орденом Красной Звезды. А в 1998 году, в Амурской области произошло объединение историй и традиций этих авиационных формирований. Личный состав гарнизона "Украинка" и в мирное время продолжает выполнять государственные задачи по защите воздушных рубежей нашей Родины. Народ гордится крылатыми сынами своей страны и верит, что их мастерство не потребует проверки войной.

Автор: статья: сержант Козулина Ю.С. Фото: капитан Ишенин Г.В.

По этой теме: Великая победа

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 947

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика