Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сокольского района Нижегородской области

606670, Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Достоевского, 14
телефон: гл.редактор +7 (83137) 2-12-73, отдел рекламы, бухгалтерия 2-14-62, корреспонденты 2-14-02
e-mail: sn-gazeta@yandex.ru

Край родной, моя сторонка

С этого времени в память о победе в той войне начинают создаваться часовни и церкви, что было принято в подобных случаях в России. Примеров можно привести множество.

Память народная, отношение местных жителей к Вознесенской церкви, как к святыне, не только церковной, но и исторической, служили ей незримой охранной грамотой. От того "не была разграблена" во время, когда "с 1938 по 1944 год она была закрыта для богослужения", о чем говорится в "обрывках" сказаний. Наши прародители, низкий им поклон, знали и помнили об этом. Наверное, и НКВДшники (они же тоже наши) знали, от того и открыт был храм для богослужений одним из первых, сразу как это стало возможным.

Место строительства Вознесенского храма также выбрано не случайно. Изначально оно выбиралось по практическим соображениям, и к строительству никакого отношения не имело. Здесь сходились Валовская и Сокольская волости. Село Цыкино было одной из крупных деревень на краю вотчины Шереметевых и граничило с поместьями Ушаковых, Палицыных, Семеновых, Верховских. Если кто еще помнит об Азанчевских, так Екатерина Николаевна Азанчевская - в девичестве Ушакова. Других крупных помещиков у нас не было. Здесь в 1812 году был сборный пункт, где крепостных крестьян Макарьевского уезда в ратники ополчения "сдатчики" под расписку сдавали "приемщикам". Отсюда, из Цыкино, ополченцы с нашей стороны, через Покров, после молебна в церкви Покрова Богородицы уходили на Юрьевец. Соединившись с юрьевчанами, они шли на Кинешму, где формировался 4-й пеший полк ополчения под командованием флота капитана 2-го ранга А.И. Маковеева. Сюда же вернулись оставшиеся после завершения похода, где также под расписку их возвращали помещикам, после чего они в одночасье, не взирая на их ратные подвиги, вновь становились крепостными. Выбора места под строительство храма как такового и не было. После сбора и ухода ополчения это место стало знаковым, и после принятия решения о строительстве оно также устраивало всех соседей-помещиков.

Скажете, мало оснований для подобных утверждений. Соглашусь, мало. Замечу только, что других мы с вами еще даже не искали. Пока мы собираем то, что долгие годы лежало на поверхности, на что за житейской суетой не обращали внимания. Но их уже достаточно, чтобы начать работу с архивами.

Добавлю от себя: невозможно представить, что в 1812-1814 годах при патриотизме, охватившем все сословия, могли найтись еще какие-либо другие основания для закладки нового храма на помещичьих землях в военный год после пожертвований на ополчение и набора в оное, крепостными крестьянами… На какие средства? Колокольня в 1899 году построена на средства прихожан, но не церковь. Прихожан в 1814 еще не было, а средства нашлись? От каких щедрот? Что-то мы пропустили.

Вернемся к тексту из книги "Сокольский край", приведенному вначале о месте строительства, в котором задолго до меня сказано: "По поводу выбора для нее места существует несколько версий. Но все они сводятся к одному, что сделан он не случайно".

Мне незнаком автор этих строк, но известно, что материал, вошедший в книгу, собирался задолго до ее выхода, а, следовательно, на то время об этом помнили. Тогда еще нам пытались сказать, а мы не услышали.

Еще фрагмент из той же книги: "Среди церковных реликвий есть икона Долинской Божией Матери, которая заслуживает особого внимания".

Появление этой иконы в Вознесенском храме не случайно. Это редкая икона и о ней мало что известно. Божия Матерь на ней изображается с младенцем Иисусом, сидящим у нее на левой руке. Лик Богомладенца обращен не к лику Богоматери, а в противоположную сторону.

Одно из первых ее описаний находим в журнале "Кормчий" от 1897 года. Затем Е. Поселянин описывает в издании "Богоматерь. Описание ее земной жизни и чудотворных икон", где говорится: "Как время, так и место явления Долисской иконы Богоматери неизвестны... На французской земле, на месте, называемом "Долис", находится сделанное из камня изображение Пречистой Девы Богородицы…." (от Долис икону называют Долисской). Далее следует легенда о ней, на которой нет смысла останавливаться. Главное состоит в том, что все сведения об иконе говорят, что пришла она к нам не из "пелеговских лесов, от Бодунова колодчика", как следует из "Сокольского края" и даже не из Польши или Греции. Она пришла из Франции.

Нам пока неизвестно имя дарителя храму этой иконы. Возможно, это были ополченцы, вернувшиеся из похода. Возможно, дарителем был кто-то из дворян уезда, владельцев поместий, состоявший в ополчении. Но очевидным становится то, что икона Долисской Божией Матери появилась в храме раньше, чем получила известность в России. Архимандрит Сергий (Спасский) включил икону Долисской Божией Матери как Долинскую в списки икон "святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и книгах Греческой и Русской церквей" в 1876 году. Им же была установлена дата ее почитания - 13 февраля.

Костромское ополчение прибыло в Кострому 1 февраля 1815 года, где "при великом стечении народа (…) на главной площади в Успенском соборе приносимо было благодарственное молебствие, после которого преосвященный Сергий говорил проповедь (…), кропил ряды воинов святой водой, а затем чиновников ополчения угощали завтраком, а воинов на площади вином. (…)На другой день городское общество давало воинам обед в гостином дворе. На четвертый день их угощали за свой  счет дворяне, где каждый воин получил по рублю".

Не настаиваю, но считаю: весьма интересным будет к указанным выше пяти-шести дням празднования в Костроме добавить дней шесть пути по замерзшей Волге от Костромы до Юрьевца. Возможно, 13 февраля окажется днем, когда реликвия из Франции оказалась в наших краях.

Откуда, скажете вы, составителю "Полного месяцеслова Востока" могли быть известны такие подробности? Этот вопрос отпадет, если, даже кратко, ознакомиться с его биографией. Архимандрит Сергий (Спасский), в миру Иван Александрович Спасский, родился в 1830 году в Костромской губернии, учился в Макарьевском духовном училище, закончил Костромскую духовную семинарию… С детьми и внуками участников ополчения он общался с детства, с ними же получал образование. Добавим еще одну интересную деталь: во Франции, в городе Шатору, с этой иконой связан крестный ход, который до XIX века совершался в период между 30 мая и 15 августа, а день ее почитания в России определен.

Найденная на полях сражений Долисская икона не была принесена как военный трофей. К ней относились с почитанием и уважением: она, хоть и француженка, но все же Богоматерь. Не пришла к нам как пленница, а пришла как свидетельница поражения Наполеоновской армии, как свидетельница отваги и храбрости русских воинов.

До сего времени икона Долисской Божией Матери является одной из главных достопримечательностей собора св. Стефана во французском городе Шатору. А знаменит этот город еще и тем, что в 1773 году в нем родился, жил и в 1844 году умер Анри Гасьен Бертран, французский генерал войны 1812-1814 года, служивший адъютантом Наполеона, разделивший с ним участь поражения и ссылки. Случайное совпадение? Думаю, что нет. Здесь больше усматривается символичность, чем случайность. Случайным было бы ее нахождение в Никольском, Воскресенском и любом другом нашем храме, но не в этом. Дворяне уезда, многие из которых имели офицерский чин, считали за честь вступить в ополчение и до последних дней своих гордились служению Отечеству в то лихое время. Это они были инициаторами строительства храма. Дворяне, воспитанные в большинстве своем французскими гувернерами, имевшие прекрасное образование, таких случайных совпадений допустить не могли.

Нахождение этой иконы в Вознесенском храме носило глубокий смысл и подчеркивало выраженную символику. Икона Долисской Божией Матери явилась венцом Вознесенского храма как памятника, воздвигнутого в память победы над Наполеоном, в память ополченцам Макарьевского уезда в составе Костромского ополчения. Сколько ополченцев из 447, ушедших в заграничный поход, вернулись в Цыкино, сегодня неизвестно. Нам никогда уже не узнать их имена, как и имена павших. Они известны лишь иконе Долинской Божией Матери. Без малого две сотни лет под сводами Вознесенской церкви она хранит память о них.

Это не придуманная легенда. Здесь нет вымысла. Это то, что у нас с вами получилось после сложения обрывков, когда-то давно известной, но забытой истории.

Возможно, кто–то посчитает сказанное мной мифом. Промолчу. У скептиков есть возможность этот "миф" разрушить до основания. У меня, если найдутся сторонники-оптимисты, не остается другого пути, как искать и найти сказанному более веские подтверждения. Тем и другим предстоит интересная работа.

Она необходима еще и потому, что за 80 лет существования Сокольского района событиям 1812 года не уделялось внимания. Эта тема еще никогда не изучалась, не обсуждалась и не освещалась. За всеми этими "не" скрыт целый пласт истории нашей малой родины. Она так и остается недосказанной.

Войне 1812 года в России посвящено самое большое число исследований. Немало из них посвящено Костромскому ополчению. Среди них есть очень интересные работы. Их стоит почитать не только "скептикам" и "оптимистам", с ними надо знакомиться всем, кто хочет познать свое прошлое. Поэтому, пока о Костромском ополчении ограничился сухой статистикой, что привел выше. Всему свой срок. Время до 200-летия Вознесенской церкви еще есть. Надеюсь, что среди "оптимистов" найдутся способные литераторы, которые помогут раскрыть эту тему, сделать ее читаемой, не скучной и обязательно правдивой. Не прощаюсь. Мне еще будет, о чем вам рассказать.

Автор: Ирина Масарова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 415

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика