По итогам года число обращений, рассмотренных региональным омбудсменом, впервые превысило 5 тысяч. Из 5199 обращений 2401 содержали жалобы на нарушения прав граждан, остальные носили справочный характер.
Информацию о проделанной работе довела до членов экспертного совета при региональном уполномоченном заместитель омбудсмена Елена Барышникова в ходе планового заседания. Она напомнила, что институт уполномоченного выполняет четыре основные функции: восстановление нарушенных прав и свобод граждан, мониторинг законодательства и участие в его актуализации, социальная медиация и правовое просвещение населения.
По мнению заместителя уполномоченного, посредническая и просветительская деятельность омбудсмена в минувшем году находилась на виду - сотрудники аппарата принимали участие в реализации пяти правозащитных проектов, финансируемых за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, и двух проектов, получивших поддержку Правительства Нижегородской области. Уполномоченным организованы два масштабных региональных мероприятия - "Правовой марафон для пожилых" и "Урок Права" - в которых приняли участие свыше 100 тысяч нижегородцев.
Такая активность уполномоченного привела к росту числа обращений граждан. В 2019 году к омбудсмену поступило 5199 обращений – письменных, на личном приеме, из других ведомств и инициативно выявленных на основе мониторинга СМИ и сети Интернет, в том числе около 1,5 тысяч обращений, полученных в рамках реализации проектов правозащитного характера.
Около половины обращений - 2401 - содержали жалобы на нарушения прав граждан. Чаще всего в 2019 году жители региона жаловались уполномоченному на нарушения прав при расследовании уголовных и административных дел (325 обращения), в местах принудительного содержания (319), в жилищной (304 обращение) и социальной (215 обращений) сферах, при жилищно-коммунальном (178 обращение) и медицинском (118 обращений) обслуживании.
Елена Барышникова подчеркнула эффективность деятельности уполномоченного.
"С 2016 года в адрес регионального уполномоченного поступило почти 16 тысяч обращений, причем число их ежегодно росло. Несмотря на серьезное увеличение нагрузки на сотрудников аппарата, уровень удовлетворенности граждан стабильно находится на высоком уровне -ежегодно в 65-70% случаев удается восстановить права обратившихся. Не стал исключением минувший год: в 793 случаях - 33% - права нижегородцев восстановлены в полном объеме, а еще в 697 - 29% - частично", - отметила Елена Барышникова.
В ходе работы по обращениям граждан в адрес взаимодействующих организаций, органов местного самоуправления и иные инстанции в 2019 году Уполномоченным направлено почти тысяча (917) обращений, запросов и ходатайств по восстановлению прав граждан, осуществлено 60 выездов на места.
В результате в ходе проверок по 2401 жалобе в 673 случаях (28%) нарушений прав граждан не выявлено. В 240 случаях (10%) препятствия в реализации прав граждан в настоящий период по объективным причинам не могут быть устранены.