Музею принадлежит одна из лучших в России коллекций работ этого художника, творившего в разных видах искусства: живописи, графике, гравюре, скульптуре, книжной иллюстрации. Основу коллекции составляют поступившие в конце 1930-х годов живописные полотна, находившиеся ранее в собрании А.М. Горького: "Русская Венера", "Купчиха, пьющая чай", "Купец-сундучник", "Вербный торг у Спасских ворот", "На приеме". Остальные произведения поступили в музей в разные годы из различных источников.
Впервые за несколько последних лет все живописные работы Бориса Кустодиева из собрания НГХМ представлены в постоянной экспозиции.
"Наш музей по праву гордится коллекцией работ Кустодиева, которая вместе с графическими листами насчитывает больше 30 экспонатов. В этой экспозиции мы сейчас собрали все живописные полотна художника, имеющиеся в нашем собрании. Особенно любопытны его портреты. Кустодиев является создателем нового жанра – портрета-картины, где модель связана с интерьером или пейзажем. И, конечно, широко известна и узнаваема так называемая "Кустодиевская Русь" – купцы и купчихи, ярмарки, народные гуляния, хороводы, веселые балаганы. И такие полотна тоже представлены в нашей экспозиции", – рассказала искусствовед, учёный секретарь НГХМ Ирина Миронова.
Особый интерес представляет двусторонняя работа Кустодиева "На террасе" (1906) и "Русская Венера" (1925–1926). Эти картины, созданные на одном холсте, разделяет 20 лет. Первая из них, отмеченная ориентацией на живопись французских импрессионистов, представляет собой групповой портрет семьи Кустодиевых. Вторая – знаменитая "Русская Венера" – стала завершением кустодиевских поисков народного идеала женской красоты, воплотившегося для художника в образе золотоволосой пышущей здоровьем русской купчихи.
Для показа этого уникального полотна сделана новая специальная установка, позволяющая рассмотреть обе картины художника.
Наряду с монографическим залом Кустодиева, сотрудники НГХМ подготовили новую сменную экспозицию искусства "серебряного века", в которую вошли произведения, ранее находившиеся в фондах или вернувшиеся после экспонирования на временных выставках вне музея. Среди них - такие шедевры собрания НГХМ, как "Портрет Е.А. Балиной" В.А. Серова, "Портрет С.И. Тютчевой" М. В. Нестерова, редко выставляемые картины А.В. Маковского, Ф.М. Вахрушева, В.И. Зарубина, недавно поступившие в музей пейзажи И.О. Михайловского и многие другие живописные произведения.