Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Газета Кетовского района Курганской области

641310, Курганская область, с. Кетово, ул. Советская, д. 55,
телефон: (35231) 2-34-70
e-mail: gsob@mail.ru

Вместо слов — мелодия души

В шесть лет она расставила по голосам своих сверстников, показала, как петь в такт музыке, по-детски серьезно руководила. Словом, организовала хор.

В школьные годы рыжеволосая Оксана выступала, не пропуская ни один концерт, устраиваемый в родном целинном селе Косолапово, ей знакомы были сцены в районе, в области. Народные песни, славянские мотивы были особенно близки душевному складу юной певицы, а их исполнение заставляли волновать самые тонкие струны души зрителей.

Не найдется, пожалуй, человека в сельхозакадемии, в Лесниково, который бы не знал Оксану Бетехтину. Сегодняшний рассказ о ней, о её таланте, который вовремя заметили знаменитые учителя.

Думали ли Валентина Петровна Аракчеева и Николай Григорьевич Слюсарь - родители Оксаны, когда создавали свою семью, что их дочь свяжет жизнь с музыкой. Но не удивились, когда она поступила в 1988 году в Курганское музыкальное училище по приглашению известного фольклориста, этнографа, композитора, педагога Г.И. Иванова-Балина. Именно в те годы набирал Григорий Иванович группу самых-самых поющих девчат для дальнейшего их творчества в составе Уральского народного хора.

У Оксаны от природы редкий музыкальный слух, точное и необычно красивое интонирование, множество созвучно ладных обертонов голоса, придающих своеобразную окраску контральто.

Отец Николай Григорьевич не отказывал своей любимице-дочке подыгрывать на баяне. Мама и бабушка пели старинные русские, казачьи, украинские песни: в родном доме не обходились без них долгие семейные чаепития у пыхтящего самовара. По части пения и отменного музыкального слуха был и дед Оксаны: в царские времена он служил регентом в церкви (подбирал певчих, обучал, руководил церковным хором при богослужении).

Годы учебы в музыкальном училище Оксана Николаевна вспоминает с теплотой. Каждое занятие Григория Ивановича Иванова-Балина — это не только профессиональные знания, но и художественное восприятие окружающего, жизненные уроки. Каждое его слово было искренним и добрым. Он — это целая эпоха. Талант музыканта, любовь к народным напевам у Григория Ивановича проявился ещё в детстве: в шесть лет он уже лихо перебирал по струнам балалайки - исконно русского музыкального инструмента. Закончить Ярославское музыкальное училище по классу баяна не дала Отечественная война. Судьба будто специально бросала испытания. После тяжелого ранения под Ржевом, когда сильно покалечило пальцы, он не изменил своей мечте и возможно сделал для культуры Зауралья даже больше, чем музыкант. Спустя некоторое время после окончания в 1951 году дирижерско-хорового отделения Григорий Иванович приехал в Курган, возглавил Зауральский хор русской песни, обучал студентов вокально-хоровому искусству. Занимался самообразованием, совершенствовался. Его давно привлекали работы известного этнографа, писателя В.П. Бирюкова. Велико было желание сохранить многогранность мелодичных переливов и красоту русских народных песен. Многие годы он посвятил сбору и изучению песенного фольклора Зауралья. Бескрайними казались наши просторы, традиции и уникальность устного народного творчества, передаваемых знатоками припевок, страданий, песен из многих сел и деревень. Обработанный материал с партитурами и нотами лег в основу сборника "Русские народные песни Зауралья". В таких этнографических поездках участвовала Оксана Бетехтина и её одногруппницы — ученицы Иванова-Балина.

Неисчерпаемый кладезь народной мудрости, художественного и эстетического наслаждения широко использовался в педагогической, концертной практике. Создавались фольклорные концерты, постановки, интересные программы, о которых напоминают моей собеседнице сохранившиеся афиши. Игровые, обрядовые песни, инсценировки, хороводы, а-капеллы группой (из 13 девчат, воспитанниц Иванова-Балина,) они объездили многие города и села Курганской области. Это был коллектив, завораживающий своим многоголосьем, исполняющий старинные песни. Немногие из девушек продолжили заниматься народным искусством, и никто из них не уехал петь в Уральский хор, хотя приглашения были, в том числе и О.Н. Бетехтиной. Их выпуск пришелся на 92 год – начинались лихие девяностые. Несмотря на трудности и противостояния Оксана Николаевна осталась в культуре. Вышла замуж, и в молодой семье появился сын Григорий. Сейчас Оксана Бетехтина более 20 лет работает и живет в Лесниках, занимается со студентами сельхозакадемии, ведет вокальную группу "Росинка" Кетовского РДК. Выискивает интересные решения русских, казачьих песен, раскладывает на партии.

Природный талант художественного руководителя творческого коллектива не развивался бы без тех знаний, которые были получены от корифеев нашего края — отличника Министерства культуры СССР и Всесоюзного хорового общества Г.И. Иванова-Балина, а также музыканта, экспериментатора, заслуженного деятеля культуры ХМАО - Югры А.А. Галушко. Александр Александрович, владея всеми секретами музыкального творчества, учил своих студентов, среди которых была и Оксана, упорству, в сочетании с творческой фантазией, делился секретами, как быстро научиться правильно интонировать, понимать законы гармонии, музыкальной формы.

Как мне кажется, Оксане Николаевне удалось "поймать" тонкое понимание законов голосоведения‚ удобства вокальной техники, красоты гармонии, которые культивировал А.А. Галушко. Этими умениями с радостью делится Оксана Бетехтина со своими подопечными, оттачивает чистоту партий. На репетициях нередко можно услышать: "Вот здесь усиль атаку звука, а после второй фразы сделай глиссандочку (глисса?ндо — музыкальный штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект, – прим. авт.), а вот тут на слове мама спой ласково, словно погладила", – с воодушевлением советует руководитель-педагог.

Творческих встреч, совместных проектов и концертов с артистами области у О.Н. Бетехтиной было не счесть. Яркие концерты Дворца культуры КГСХА всегда удивляли зрелищностью. Многие годы Оксана Николаевна работала бок о бок с директором ДК Людмилой Дроздовой, человеком неординарным, а также с мастерами своего дела Лесниковской музыкальной школы - Николаем Елькиным, музыкальной семьей Шмидт, Верой Филипповой и др.

Говорят, где не хватает слов, говорит музыка, а я бы ещё добавила: "И исполнение". Своей песней, композицией Оксана будто рассказывает историю. Так бывает, когда вместо слов льется мелодия души.

Автор: Ирина Потапова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 773

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика