Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Колпашевского муниципального района

636460, Томская область, г. Колпашево, ул. Победы, 5
телефон: +7 (38254) 5-22-66, 5-32-63, 5-36-31
e-mail: sovsev@kolpashevo.tomsknet.ru

От Бийска до Салехарда

Судьба подарила мне встречу с очень интересными людьми, патриотами нашей Родины, знакомством с которыми стоит гордиться.

Четверо смелых бийчан отважились на серьезное путешествие: они за месяц должны будут преодолеть около 4 000 километров по Оби от нулевого километра до нулевого.

– Как это возможно? От истока до устья? – подумала я, что ослышалась.

– Нет, у Оби есть два нулевых километра, – объяснил мне руководитель экспедиции Хамит Карагужин. – Это связано с двумя пароходствами: Обь-Иртышское в верхнем течении (в деревне Соснино около Нижневартовска начинается отсчет) и Западно-Сибирское в нижнем, на Алтае, где образуется Обь при слиянии Бии и Катуни.

В месте истока Оби на правом берегу расположен посёлок Сорокино, входящий в состав города Бийска, а на левом находится село Верх-Обское.

Исток реки Оби является природным феноменом. При встрече двух рек их воды не сливаются в один поток. Вода в Бии – темно-синего цвета, а вода в Катуни – бирюзового или мутно-серого, зависит от времени года. В русле Оби два разных по цвету потока текут, постепенно перемешиваясь, на протяжении нескольких километров.

Река характеризуется тремя разными течениями, благодаря этому условно Оби можно разделить на три отрезка – верхний, совсем неглубокий, средний, где глубина реки может составлять до шести метров, и нижний, где глубина может достигать двадцати метров, а ширина, в зависимости от местности, колеблется от трех до семи километров.

– Почему решили провести путешествие по Оби?

– Наше предприятие связано с внедорожным движением. С запада на восток проехали несколько раз, а вот с юга на север только по зимнику можно пробраться. Вот и решили проверить водный путь по самой многоводной реке. Обь – самая большая река на территории России и находится на шестом месте по величине среди всех рек мира, длина реки составляет 5 410 километров, а площадь всего водного бассейна насчитывает 2 990 квадратных километров. Бассейн нашей самой крупной реки поражает своей величиной – он примерно в пять раз превышает площадь Франции.

– Как давно вы путешествуете?

– Мы путешествуем уже 20 лет, и только по России. Часто с нами бывают семьи. И каждый раз экипаж надежный, проверенный. Сегодня нас четверо: Хамит Карагужин – мой родной брат, всю жизнь вместе, Петр Мазуров – друг и соратник с двадцатилетним стажем, Олег Елясов с нами уже 15 лет и я. Важно, что никто не курит, не матерится, не пьет.

– Но когда-то была отправная точка…

– Около 18 лет назад мы в команде из 11 человек сплавлялись по Телецкому озеру на большом плоту. Получили просто невообразимые, ни с чем несравнимые эмоции. Водные путешествия хочется повторять, оставаться один на один с природой, без гаджетов и прочих достижений цифровых технологий, где многое зависит от тебя. Можно понять, чего ты стоишь.

Вообще-то все началось со Станции технического обслуживания "СТО22-Бийск", которая была создана 23 декабря 1996 года. Сфера деятельности – ремонт и тюнинг внедорожников производства Ульяновского Автомобильного Завода (УАЗ). Приоритетным направлением деятельности является адаптация внедорожников с военным прошлым к условиям гражданской жизни. Большинство выпускаемой продукции служит для повышения комфортности управления автомобилем, увеличения ресурса наиболее важных узлов (не менее 100 000 километров пробега) и снижения трудозатрат при обслуживании.

Со временем в Интернете создали группу любителей советского автопрома, в частности это УАЗ "Патриот", стали его популяризировать. Например, в путешествие по Байкалу набралась колонна из 20 машин из разных уголков страны, Монголию в прошлом году исследовали, экспедиция носила название "По следам Чингизхана". А вот следов пребывания его войск мы не нашли. К удивлению или к сожалению, не знаю. Может быть, это сказка… Монголия – земля без конца и без края, рождает легенды под стать себе. Ни дорог, ни строений, только бездонное небо над головой, волны сухой травы да гуляющий ветер.

– Дима и Владимир, колпашевцы, вас сопровождающие в нашем городе, ваши знакомые с Алтая?

– Это знакомство по Интернету. Раньше еще не встречались. Но ребята замечательные.

– Хасан, почему выбрали Колпашево для остановки?

– Ваш город знаковый. Наш духовный вдохновитель этого путешествия, Александр Максимович Фирсов, профессор Алтайского университета, родом из Колпашева. Он настоящий патриот Сибири, ваших мест, буквально песни поет о красоте природы, о чудесных людях, о необычайной чистоте воздуха. К сожалению, по важным обстоятельствам, не смог поехать с нами.

– Как долго вы готовились к такому отважному шагу?

– Целый год. Старый советский катер "Амур" 1993 года выпуска несколько месяцев модернизировали, чтобы учесть все трудности, ждущие на долгом пути. Собственными руками обустроили на судне каюту, которая не была предусмотрена заводом. Условия проживания вполне комфортные: 4 спальных места, туалет и камбуз, сделали отопление – ночи холодные на воде. Вдобавок к бензиновому двигателю установили дополнительный дизель, т. к. выяснили, что после Ханты-Мансийска бензина можем не найти. Грузоподъемность нашего "Амура" невелика, поэтому четко выверяли допустимый вес. Я даже похудел на двадцать килограммов. Разговаривали с теми, кто прошел наш путь на баржах. Созванивались с администрациями населенных пунктов. Все до единого были заинтересованы нашим путешествием, рассказывали о своих достопримечательностях – никто не фальшивил, чувствовалась искренняя любовь к своей малой родине.

Наш катер оборудован системой спутникового слежения. И любой желающий может посмотреть в Интернете, где мы сейчас находимся и с какой скоростью плывем. В общем, подготовились серьезно.

– Когда вы отчалили из Бийска?

– В одиннадцать утра 25 июля. Первый заместитель главы администрации Бийска Ирина Ломоносова передала приветственный адрес от бийчан жителям Салехарда. Руководитель Бийского инспекторского участка госинспекции маломерных судов Игорь Ускорников отметил, что наш экипаж хорошо подготовлен к путешествию, по традиции пожелал семь футов под килем на всё время рейса и поблагодарил за вклад в возрождение водно-моторного спорта на Алтае. Мы, конечно, благодарны всем, кто пришел нас проводить, особенно родным и близким, постараемся вернуться здоровыми, бодрыми, с массой впечатлений.

– Что-то уже отметили?

– Мы ожидали увидеть грязную Обь. Ничего подобного! Очистных сооружений по берегам нет. Хотя уже миновали Барнаул, миллионник Новосибирск, Томск.

В нашем городе экипаж сделал серьезную запланированную остановку почти на сутки. Прибыли в 24 часа 30 июля, отбыли в 15:00 следующего дня. Им провели обзорную экскурсию по городу, они побывали в Тогуре у церкви, послушали историю её создания, проехали через Новоселово, Мараксу, первое Светлое озеро и в 12:30 прибыли в музей, где Ольга Михайловна Титова провела великолепную экскурсию. Наши гости готовы были провести в музее любое количество времени, т. к. путешествия, туризм, по их мнению, должны занять более достойное место.

А у нас, к сожалению, (в августе!) пароход с туристами не смог причалить. Хотя, вспоминая предыдущие посещения иностранными туристами нашего города, было видно, с каким восторгом они смотрят на старые деревянные здания, на его спокойное течение жизни, где чистый незагазованный воздух, где зеленые трава и листва, приветливые жители. У нас есть, что показать и приобрести новые впечатления. Но…

Попрощались с нами необычно – прокатили на своем "Амуре". Мы убедились, что путешественникам не нужен рекорд по скорости, им нужно наслаждение от увиденного – скорость движения небольшая. На катере все по-серьезному, даже вахтенный журнал ведется.

Катер назад в Бийск не повезут. Его продадут в финальной точке за 150 тысяч рублей. На эти деньги мужчины вернутся домой на самолёте.

В путешествие вместе с командой отправился их неизменный талисман – смайлик, желтое улыбчивое солнышко.

Получается, "не нужен им берег турецкий и Африка им не нужна"!

Места, по которым пройдет катер, для России имеют большое значение. Например, это город Березово, куда был сослан князь Меньшиков с дочерьми и женой. Салехард, который раньше назывался Обдорском, какое-то время был домом для Льва Троцкого. Да и вообще, история покорения российского Севера прописана по берегам Оби. И бийчане побывают во всех знаковых для огромной страны местах.

– Здесь еще и серьезная этнографическая насыщенность, продолжает Карагужин, – аборигены, проживающие рядом с рекой: ханты, манси, ненцы – мы хотим их увидеть своими глазами. Эта область богата и техногенными наработками. Здесь добывают нефть и газ. Это же очень интересно. Для обзора мы взяли с собой квадрокоптер, и хотим запечатлеть все это не только с уровня воды, но и с высоты. В народе недаром говорят: плохо видишь – лезь на гору. Гор там нет, поэтому будем взлетать.

Команда не боится пути. Ведь на каждой из остановок ждут друзья, готовые прийти на помощь и поддержать. Прибытия этого экипажа ожидают во многих точках Оби, в каждом городе по пути у них запланированы встречи.

Особенно рады рыбаки. У села Кожевниково три лодки специально развернулись, чтобы сказать этим мужественным героям, что они молодцы: "Респект вам и уважуха!".

Присоединяемся к ним и говорим: "Счастливой дороги вам, смельчаки".

О. КОВАЛЁВА.

Автор: Марина Николенко

По этой теме: интервьюпутешествияОбьКолпашевский районгазета Советский северСалехардБийск

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 555

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика