Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая еженедельная массовая газета Ключевского района Алтайского края

658980, Алтайский край, Ключевский район, с. Ключи, ул. Центральная, 20
телефон: +7 (38578) 2-22-65
e-mail: klc_mayk@mail.ru

Память, длиною в век

Паспортистка, выдававшая мне паспорт в мои 16 лет, была в растерянности. Инструкция обязывала ее написать в паспорте место рождения так, как это указано в свидетельстве. Но все в ней бунтовало против этого.

"Это же неправильно, безграмотно!" – тыкала она мое свидетельство о рождении, где в графе "Место рождения" яркими чернилами было аккуратно выведено: "п. Карло Маркс". Но я-то знала, что все правильно. Ибо именно так, даже еще проще – Карломарс, – и назывался поселок, где я родилась.

Поставьте

памятник деревне

Так называли его все в нашей семье, и имели на это полное право. Поскольку среди тех, кто основывал и называл поселок, был наш дед – Манторов Матвей Васильевич. Правильное название было – коммуна имени Карла Маркса, но с далекого 1921 года по семидесятые иначе, как Карломарс, мои земляки поселок не называли. В семидесятые, как и тысячи деревенек на просторах России, Карломарс исчез, не выдержав натиска сельскохозяйственных реформ и индустриализации.

Поэт Николай Мельников написал: "Поставьте памятник деревне, на Красной площади в Москве, там будут старые деревья, там будут яблоки в траве. И покосившаяся хата с крыльцом, рассыпавшимся в прах, и мать убитого солдата, с позорной пенсией в руках…". Так оно и было в деревне, в которой я родилась. И хатка бабушки в две комнатки, и ее "колхозная" пенсия в 12 рублей; и сын, не вернувшийся с фронта, по которому она плакала до конца своих дней.

Вместо яблонь под окнами росли тополя, а вместо яблок в степи росли "огурцы". Они были маленькие, но съедобные, тетя рассказывала, что в войну плоды этой, так и неведомой для меня травы, солили на зиму.

Коммуна имени Карла Маркса была организована осенью 1920 года в с. Васильчуково на бывшей Лебяженской улице партизанами Матвеем Манторовым, Матвеем Трусовым, Иваном Манторовым, А. Холодовым, Артемием Лавровым и другими. Весной 1921 года в нее входили 35 мужчин и 20 женщин.

В далеком пионерском детстве бабушка, не разделявшая моего романтизма по поводу Гражданской войны и первых лет советской власти, хмыкала в ответ на расспросы о том, как дед создавал коммуну: "Коммуна… Пришел с фронта, собрал всех вдов убитых товарищей, всю голыдьбу, и пошли в чистое поле. Вот и вся коммуна".

Сохранилось еще одно свидетельство очевидца создания коммуны. В 1966 году в "Степном маяке" появилась статья, подписанная "Д. Манторов, бывший коммунар коммуны имени Карла Маркса". В статье рассказывалось, как в Васильчуках местные коммунисты, возглавляемые Матвеем Трусовым, уговорили бедняков создать коммуну, чтобы поднять хозяйство, разрушенное Гражданской войной. Свезли осенью 20-го года семенное зерно в общий амбар и стали готовиться к посевной. А ранней весной, ночью, на Васильчуки налетела банда. Матвей Трусов, отстреливаясь, пробрался к коммунарам, поднял их по тревоге. Послали в Ключи за помощью и утром выбили бандитов из села. После этого и решили построить новый поселок и переехать в него всем коммунарам, чтобы легче было отразить любое бандитское нападение. Так первые годы и жили. На все полевые работы выезжали вооруженными. День и ночь в поселке дежурили специальные посты, бандиты появлялись вблизи, но напасть на бывших партизан не решались.

В статье историков Е.В. Демчик и А.Е. Савицкой, посвященной первым коммунам на Алтае, отмечается, что особенность создания коммун в Сибири в том, что создавались они партизанами. Прошедшие Гражданскую войну партизаны были сплоченными, дружными, могли защитить свое хозяйство, ибо причинами распада коммун в стране в это время были враждебная деятельность кулачества и "белогвардейско-кулацкий бандитизм".

А еще в книге "Ключевский район: история и современность" отмечается, что вновь созданная коммуна имела удобное и выгодное, по сравнению с другими, положение. Удобно было то, что рядом было озеро, пресная вода была меньше чем в двух метрах, легко копали колодцы. От Ключей коммуна находилась на расстоянии 12 км, рядом Васильчуки. Поэтому коммуна быстро заселилась, уже в 1922 году открыли школу, организовали свой сельсовет, а в 1926 году устроили библиотеку, вторую в районе. До 1930 года коммуной руководил М. Трусов, председателем совета коммуны был Михаил Яковлевич Полищуков. Трусов сам ездил в Казахстан, где, используя знание казахского языка, свой авторитет, изловчился, добыл и пригнал для развода общего стада верблюдов, лошадей, коров и овец.

Деньги на сады в новую деревню собирали всей коммуной, дед ездил, выбирал и покупал саженцы. И в степи появился сад. Неприхотливая, но урожайная вишня плодоносила еще долгие годы на брошенных усадьбах.

Большинство из созданных в двадцатые годы коммун распалось спустя несколько лет. Историки называют среди причин распада коммун природно-климатический фактор (выживали коммуны в районах с благоприятными для земледелия условиями), а также враждебные отношения внутри коммуны. Люди выходили из коммуны, не желая выполнять повседневные обязанности, желая побольше заработать вне коммуны, причиной также были постоянные ссоры и склоки, возникавшие в повседневной работе между женщинами.

Жили дружно,

работали с огоньком

А коммуна имени Карла Маркса жила дружно и сохранилась до 1932 года, когда была преобразована в колхоз, носящий то же название.

Дмитрий Манторов вспоминает, что в первые же годы построили школу, клуб, где хозяйничала молодежь во главе с комсомольцем Петром Куяновым. В 1927 году получили первый трактор, управлял которым Иван Дорофеевич Куянов, ставший шофером в Первую мировую. Он же подготовил своих механизаторов: Петра Куянова, Ефима Зубанева, Федора Задорожного, Петра Штырева. Встречать первый трактор вышли всей коммуной далеко за околицу. А к 1930 году в коммуне было уже три трактора. Каждый год коммунары торжественно отмечали день рождения Карла Маркса, был большой коллектив художественной самодеятельности. Заметив, что старший сын Ивана Манторова – Дмитрий – способный паренек, коммуна направила его на учебу на рабфак. Тут, видимо, нужно рассказать о коммунаре Дмитрии Манторове. По фамилии было понятно, что это родственник. Но мои родные, все много младше, такого не помнили. Помог Интернет. Не зря коммуна учила своего юного коммунара. Дмитрий Иванович Манторов, 1910 года рождения, закончил рабфак, затем военное училище в г. Новосибирске, с марта 1936 года был кадровым военным Хабаровского края, участвовал в военных событиях на реке Халхин-Гол. В войну строил и эксплуатировал военные аэродромы, с 1944 года – главный механик управления военного строительства во Владивостоке. Демобилизован в 1955 году в звании подполковника.

Нашему деду Матвею Васильевичу Манторову он приходился родным племянником. Старшего сына деда – Петра, родившегося на пять лет позже двоюродного брата Дмитрия, коммуна также направила на учебу. Закончив то же Новосибирское военное училище, старший политрук Манторов Петр Матвеевич вместе с братом сражался на реке Халхин-Гол, где погиб в 1939 году. Много лет спустя его родной племянник Манторов Александр Александрович тоже выбрал путь служения Родине и также ушел в запас в звании подполковника. Стал военным врачом и родной внук Петра Матвеевича Манторова – Петр Петрович Даниленко. На запрос "Манторов Петр Матвеевич" поисковая система выдает страничку солдата в Бессмертном полку, которую ведет внук в далеком Ростове-на-Дону.

История коммуны –

история моей семьи

История коммуны, колхоза, поселка неразрывно связана с историей моей семьи. Никто из нас, внуков, в Карломарсе уже не жил, либо жил совсем мало. Но старшие помнили родную деревню и очень ее любили. Их любовь, их память передалась нам.

"Поставьте памятник деревне, чтоб показать хотя бы раз, то как покорно, как безгневно деревня ждет свой смертный час. Ломали кости, рвали жилы, но ни протестов, ни борьбы, одно лишь "Господи помилуй!" и вера в праведность судьбы".

Заканчивая свою статью в 1966 году, Дмитрий Манторов писал: "Имена первых коммунаров… будут вечно жить в сердцах потомков".

Увы, мы мало что знаем о своих дедах и прадедах. Все мы, коренные жители этих мест, потомки переселенцев. Наши деды и прадеды бросали сады Полтавы, Курска, Пензы и ехали в Сибирь, чтобы получить землю, вырастить хлеб, дать жизнь детям, спасти их от голодной смерти. Новая родина встречала неласково. Столыпинскую реформу тормозили произвол чиновников, махровое мздоимство на местах, сопротивление местных народов, у которых отрезали землю. Это, не считая неурожаев, саранчи, птиц, склевывающих посевы. Не успели обжиться, а братья Манторовы: Тимофей, Иван и Матвей переселились из Пензенской губернии, по всей видимости, после Первой мировой войны, как грянула революция и Гражданская война.

В книге "Ключевский район: история и современность" имя деда упоминается трижды. Первый раз среди участников Славгородского восстания против белых. После подавления восстания каратели преследовали и расстреливали всех. М.В. Манторов вначале скрывался, затем ушел в партизаны. Второе упоминание – это создание коммуны. Третий раз дед попал в исторические сводки в войну. По возрасту на фронте он не был, женщины, старики и подростки сохраняли и развивали промышленность и сельское хозяйство в тылу. Так, в 1944 году соревнование за подъем животноводства в районе выиграла овцеводческая ферма колхоза им. Карла Маркса, где он был заведующим. По семейным воспоминаниям дед был хорошим человеком. Чего стоит история, которую рассказывала бабушка. Когда, придя на обед, сам голодный, дед забрал чугунок с картошкой и понес со двора. На бабушку, бросившуюся наперерез, дескать: "Ты куда? Дети не обедали!" – прицыкнул. "Наши не обедали, а у той-то, назвав имя солдатки, еще и не ужинали". Наша любимая тетя Оля, старшая дочь деда, уже пережившая его, умершего в 57 лет, однажды горестно вздохнула: "Таких мужиков, как отец, больше нет". Мы мало что знаем, мы точную дату смерти деда узнали только в прошлом году, но любовь и память старших транслируется через поколения, иначе откуда бы взялся в родне уже праправнук Матвей Манторов, твердо знающий, что его назвали не модным именем, а в честь прапрадеда.

В давние времена даже неграмотный крестьянин мог назвать по именам своих предков до седьмого колена. Их помнили, почитали, за них молились. В двадцатом веке бурный поток истории уничтожил эту традицию. Но мы не имеем право забывать своих предков, благодаря которым мы живем сегодня. Именно они обживали для нас эту землю, отдавали за нас жизни. И столетие со дня создания коммуны имени Карла Маркса – это повод еще раз благодарно их вспомнить.

В. КИРИЛЛОВА,

внучка Матвея Манторова.

P. S. 13 июня в бывшем поселке имени Карла Маркса на месте усадьбы первого коммунара Манторова Матвея Васильевича его внуки установят камень с памятной надписью. Они же обращаются к бывшим жителям поселка, потомкам коммунаров-карломарксовцев, поделиться своими воспоминаниями о жизни в коммуне и поселке. Телефон автора материала можно узнать в редакции газеты "Степной маяк".

Автор: В. Кириллова, внучка М. Манторова


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 797

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика