Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная Саяногорская городская газета

655603, Республика Хакасия, Саяногорск, Заводской м-он, д. 31
телефон: +7 (39042) 6-09-10
e-mail: sayanskie@gmail.com

Край степей - мой отчий...

Край степей - мой отчий дом

Древний род Майнагашевых соблюдает традиции хакасской и русской культур, которые переплелись, словно корни мощного дерева, от чего духовный мир каждого члена семьи становится только богаче и мудрее

В Аскизском районе, панорама которого украшена уникальными археологическими памятниками, степными курганами, раздольными полями, причудливыми горами, наскальными рисунками, земляными пирамидами, бирюзовыми блюдцами целебных озёр, застывшими менгирами, древними каналами, есть маленький аал Отты, приютившийся на живописной реке Тёя. Именно в нём 27 мая 1960 года в семье учителей Нины и Николая Кичеевых родилась дочь Надя.

Родом из детства

В многодетной семье Кичеевых Надежда была вторым ребёнком. Её родители постоянно пропадали в единственном очаге образования аала - начальной школе, ездили на курсы повышения квалификации и вели активную общественную деятельность. Поэтому на хрупкие плечи девочки с раннего детства легла забота о родившихся после неё двух братьях и сёстре.

- Надежда Николаевна, кто-то из родителей учил вас в школе?

- Папа, Николай Аверьянович, который к тому же был директором. Он родом из близлежащего аала Лырсы. На момент его рождения в аале проживали 10-12 семей, а сегодня остался только клан Аганьи Бурнаковой - троюродной сестры отца.

- О, как интересно! Чем же они занимаются?

- Ведут натуральное хозяйство, воспитывают детей… В Лырсах разве что бытовая техника да микроавтобус, который получил сын тёти Аганьи, как многодетный отец, напоминают о ХХI веке.

После окончания четвёртого класса Надя вместе с другими ребятишками часто ходила пешком в среднюю школу села Усть-Чуль. Ребята преодолевали туда и обратно более 12-ти километров!

- На вас же могли напасть волки? - недоумеваю я.

- Могли, но Бог миловал.

- Куда поступили, получив аттестат зрелости?

- Осталась дома досматривать за младшими детьми и большим хозяйством. Надо сказать, что в пятом классе я уже вовсю доила коров, а в шестом косила сено. Помню, на сенокос готовили вёдрами наши национальные блюда "чарба" из пшеницы или ячменя и "талган".

- В вашей семье соблюдали хакасские обычаи?

- Родители были атеистами. Отец занимался просвещением жителей аала - собирал их по вечерам и читал газеты. Хакасское платье мама надевала исключительно по праздникам или на выступления в смотрах художественной самодеятельности.

Милый сердцу уголок

В обычаи хакасов маленькая Надя с головой окуналась, когда приезжала на каникулы в Лырсы к бабушке Тане по отцовской линии.

- В её домике у дороги не было света. Из-за этого мои братья и сестра убегали домой, а я оставалась. Всё было мило моему сердцу у бабушки, которая носила хакасские платья, голову повязывала красочным платком. Вместе с ней стригла овец, доила коров, сбивала масло. Мне больше нравилась квадратная маслобойка, похожая на шарманку, чем круглая со ступой. Я обожала крутить её ручку и слушать пение интереснейшего превращения сметаны в масло. А с каким старанием я молола зерно на ручной мельнице (теербене), изготовленной из берёзы! В правую сторону направляешь верхний барабан - из обжаренного ячменя сыплется, как мука, талган. В левую - ячменевая крупа (чарба).

- В Казановке на фестивале попробовала очень вкусный хакасский суп "чарба-угре"…

- Согласна, вкусно! Это повседневное блюдо хакасов, в котором используются зёрна ячменя крупного помола. Сначала варится бульон, а затем добавляются крупа и разные ингредиенты.

По словам Надежды Николаевны, баба Таня была глубоко верующим человеком. "Красный угол" её избы украшали иконы. К вере она обращала и внучку, учила молиться, креститься, соблюдать посты, перекрещивать еду, прежде чем её кушать. Но та, стоя с бабушкой перед иконами, бубнила что-то невнятное. Теперь же с тихой грустью вспоминает её уроки:

- К Богу шла очень долго - только два года назад покрестилась в Сизинской церкви Святой Евдокии. Рада, что православная вера объединяет хакасов и русских.

Любовь поселилась в душе

Надежда Кичеева стояла на пороге своего 19-летия. И кто бы мог подумать, что суженого Анатолия она впервые встретит на кладбище?! В Родительский день отец с матерью уехали к родственникам. Нина Егоровна, мама Нади, наказала ей встречать с блинами да крашеными яйцами у могил бабушек земляков, которые подойдут почтить их память.

- Толя (он уже был студентом второго курса Красноярского университета) вместе с ребятами тоже пришёл на могилки, - вспоминает Надеж-да Николаевна. - Увидев меня, спросил у парней: "Это чья девушка?". На что получил ответ: "Сестра твоего одноклассника Николая". Они вместе с моим старшим братом учились в Национальной гимназии Абакана.

Надежда влюбилась с первого взгляда, но вида не показала:

- У Анатолия были длинные волосы, на голове шляпа, одет он был в чёрное элегантное пальто. Для меня, деревенской девчонки, он стал принцем на белом коне. К тому же был очень начитанным, а историю знал, как свои пять пальцев.

- Откуда он родом?

- Из Казановки. Анатолий - представитель десятого поколения известного хакасского рода Майнагашевых. У его родителей было восемь дочерей и он - единственный сын.

- Интересно, как дальше развивались события?

- Второй раз мы встретились в Аскизе на Дне молодёжи и начали дистанционно дружить, - смеётся моя собеседница. - Осенью Толя бросил университет и устроился в Абакане на железную дорогу путейцем. Зимой 1980 года образовалась наша семья. Сначала мы жили во времянке, а потом переехали к свёкрам в Казановку.

- Хорошо приветили вас?

- Такую свекровь, как Ксения Архиповна, надо ещё поискать. Она чтила хакасские обычаи и меня научила всему, чему бабушка Таня не доучила. Правда, свёкор, Митрофан Егорович, обижался, что якобы из-за меня Толя бросил университет.

- Чему учила Ксения Архиповна?

- Всяким кулинарным премудростям. Например, как готовить традиционную хакасскую кашу "потхы" на основе сметаны, которая издревле входила в рацион кочевых народов. Очень сытная и калорийная каша не считается ежедневным, обычным блюдом, а готовится на праздники и важные даты. Хакасы называют её кашей богатырей. Лет шесть назад на народном празднике первого молока "Тун Пайрам" в Аскизе я завоевала первое место в республике по приготовлению "потхы". У свекрови же научилась изюминкам приготовления хакасского пресного сыра "пызылах", который не так давно хакасы употребляли наравне с хлебом. По вкусу он похож на адыгейский. До сих пор нет убедительных свидетельств, указывающих на родину сыра. Существует мнение, что полезный продукт является наследием кочевников.

- Замуж выходили по хакасским обычаям?

- Нет. До сих пор жалею, что отказалась. Благо мои сыновья исправили мою ошибку и женились, соблюдая традиции нашего народа.

- Расскажите подробнее о свадебных обрядах…

- Сначала у хакасов принято проводить обряд "састой" (помолвка) или праздник волос. Две женщины со стороны жениха под чтение молитв или мантры плетут невесте по косе, в каждую из которых вплетают волосы суженого. Причём, прядь волос у будущего мужа вырывают. Затем готовятся к мировой "чарас", а через несколько дней родители жениха с двумя-тремя бочонками айранного вина и национальными блюдами отправляются к сватам.

- Вы умеете готовить айран?

- Обязательно. Делаю его исключительно только сама, никогда не покупаю в магазине. С давних времён у нас существует обычай встречать любого гостя, предлагая ему айран в пиале.

- Является ли обязательным условием на свадьбе обряд кормления огня?

- Конечно. Перед тем как войти в праздничный зал, возле здания разводится костёр. В национальных костюмах мы обходим вокруг огня три раза, кормим его айраном и просим благополучия. В прежние годы свадьба проводилась сначала на стороне жениха, а потом - невесты. Но сейчас этот обычай утратил силу, потому как в наше время это экономически невыгодно. Хотя, в основном, хакасские свадьбы окупаются. Гости, которые не могут преподнести денежный подарок, дарят молодожёнам домашний скот - задел для личного хозяйства.

- Существует ли обычай при рождении малыша?

- Он называется "пала киргенi". Ребёнка после его рождения сначала показывают только самым близким людям. А уже спустя месяц счастливые родители объезжают всех родственников, хвалятся своим чадом, привозят с собой угощения и взамен тоже получают подарки.

Жизнь бежит

В июле 1982-го Майнагашевы приехали на строительство САЗа. С той поры профессиональный путь Анатолия был неразрывно связан с алюминиевым заводом. Но в 2012-м у Анатолия Митрофановича один за другим случились инфаркт и инсульт.

- Сначала бегала по больницам, чтобы добиться для него инвалидности, - сетует Надежда Николаевна. - Столкнулась с таким бюрократизмом и всё бросила. Вот уже несколько лет ухаживаю за ним и мамой. У хакасов большой грех - бросить человека в беде.

Скоро 40 лет, как Надеж-да и Анатолий вместе. Они вырастили замечательных сыновей Игоря и Евгения, которые являются горячими поклонниками хакасской культуры. Помогают растить четверых внуков.

Жизнь бежит, дарит радости и печали. Но сильная духом женщина, Надежда Майнагашева - активистка Саяногорского Центра хакасской культуры "Айланыс", гордо смотрит вперёд всем ветрам и чертям назло. Сегодня она работает вахтёром в политехническом техникуме и гордится тем, что её отчий край, Аскизский район, является родиной многих известных учёных таких, как Николай Катанов, Леонид Кызласов, Яков Сунчугашев, Степан Майнагашев, Михаил Боргояков, Степан Ултургашев. Ведь всё сказанное выше - это её вечная любовь - солнечная Хакасия!

Автор: Лариса ПРОХОРОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 962

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика