В Йошкар-Оле заканчивается XV международный фестиваль русских театров "Мост дружбы". На фестивале представлены работы театров из Германии, Беларуси, Армении, Луганской народной республики, Татарстана, Чувашии, Мордовии, Адыгеи и республики Марий Эл.
Наши корреспонденты побывали на ночном показе спектакля творческого объединения "ВСЁ!" по пьесе Александра Островского "Гроза".
Спектакль начинался в двенадцать часов ночи, и в зале собрались самые преданные поклонники театрального искусства. И они не были разочарованы: хрестоматийная, изученная до последней реплики "школьная" пьеса в оригинальной постановке Сергея Васина звучала свежо, ярко, вызывая у зрителей подлинные чувства восторга, негодования, сочувствия, горького прозрения...
Нашему зрителю, знакомому с актёрами творческого объединения "ВСЁ!" в основном по комедийным ролям, было особенно интересно посмотреть на игру Юрия Синьковского и Юлии Охотниковой, Тимофея Шумаева и Марины Сазоновой в столь непривычном для нас драматическом жанре. И наши ожидания оправдались вполне – в первую очередь благодаря образу зловещей Кабанихи, сживающей со свету свою безответную невестку Катерину, - образу, получившему совершенно неожиданную трактовку в исполнении Юлии Охотниковой.
Кажется, впервые в жизни мы начали понимать эту женщину и даже сочувствовать ей. Кабаниха у Охотниковой – не жестокая, безжалостная барыня, а истинная, не знающая компромиссов хранительница устоев старого мира – мира, который начинает рушиться у неё на глазах. Идущее ей и таким, как она, на смену поколение "детей" исподволь, но уже начинает восставать против "отцов", строить жизнь по своим правилам – и "отцам" совсем скоро придётся очень туго. Кабанова чувствует это – и в слепой покорности сына, и в показной послушности дочери, и в молчаливом сопротивлении невестки – и поэтому теряет покой, мечется, глубоко страдает – и заставляет страдать всех остальных.
О грядущем крушении привычного старого мира в своём страстном монологе, которым и открывается спектакль, говорит странница Феклуша (великолепная актёрская работа Натальи Ложкиной) – и это не тёмная, неграмотная кликуша, а фанатичная пророчица, русская Кассандра последних времён царской России: "В Москве-то всё бегут, спешат, а куда – и сами не знают! Придут на место – а там и нет ничего!" И даже наивный бред про "людей с пёсьими головами" в её устах представляется исполненным символического смысла предупреждением.
Полный текст статьи читайте на страницах свежего выпуска "ВКиД" от 30 ноября 2018 г. № 47.