Как известно, Богородск – город кожевенников и гончаров. Гончарный промысел существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет гончарного искусства приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали разнообразную глиняную посуду на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомойники, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисльницы и даже самовары.
В начале ХХ века в селе Богородском насчитывалось 150 мастеров-горшечников. Были среди них династии Стешовых, Жуковых, Зобниных. Их потомки не дали умереть промыслу. В 2000 году в городе Богородске открылся центр развития гончарного искусства "Досуг". Мастера центра, длительное время занимавшиеся возрождением технологии изготовления чернолощеной керамики, добились нужного эффекта в электрической печи (своей конструкции), практически в комнатных условиях. Они стали организаторами Всероссийских фестивалей гончарного искусства, которые проходят ежегодно в последнюю субботу и воскресенье июня на родине промысла. Фестиваль "Город гончаров" собирает профессионалов гончарного дела со всей России.
При центре создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии.
- Он просто волшебник! – уверяли богородчане, когда на крылечко центра развития гончарного искусства неожиданно вышел бородатый мужчина в заляпанной одежде, резиновых шлепанцах на босу ногу и вынес три металлические емкости. Вскоре мы убедились в этом сами. С помощью специальных щипцов мастер гончарного искусства Александр Чернышов моментально опускал светлые, горячие, только из печи, глиняные кринки, свистульки и вазочки в емкости с водой, опилками и мучной болтушкой, через несколько минут доставал обратно готовые изделия, получая на каждом совершенно неповторимые разнообразные рисунки. Зрелище завораживающее, почти волшебное. Оказалось, что это два вида обжига: традиционный русский – обварка мучной, и японский "раку".
А потом мастер провел нас по музею и рассказал о собранной здесь удивительной коллекции керамики. В экспозиции музея около 600 работ восьмидесяти мастеров из 22 регионов России. Изделия из глины, используемые в быту и для украшения жилища, притягивают своей красотой и эксклюзивностью, каждое впитало теплоту рук гончара, его фантазию, настроение, любовь к жизни и своему ремеслу. Все эти расписные тарелки, узкогорлые вазочки, диковинные фигурки хочется долго-долго рассматривать и прикасаться к ним, настолько они теплые и притягательные.
А рождается такая красота в гончарной мастерской. Прямо на наших глазах из бесформенного куска глины в руках молодого мастера за несколько минут вырастала изящная ваза, которая после обжига становится такой прочной, что выдерживает вес человека, мы проверяли.
Гончарный круг не электрический, а вращается с помощью ног, что позволяет изменять скорость вращения. Труд этот не легкий, заняты и руки и ноги, в постоянном напряжении спина. И как же радостно, что промыслом занимается молодежь. Значит, не угаснет он, будет жить дальше. Интересен он и для детей, они часто приходят сюда посмотреть и поучиться. Для всех любопытных посетителей здесь проводятся мастер-классы, каждый может слепить что-то свое и взять с собой. Мы не решились пачкаться, а вот попробовать изготовить кошелек из богородской кожи желающие нашлись – здесь проводятся и такие мастер-классы.
И конечно, все захотели приобрести какую-нибудь милую вещичку на память об этом замечательном месте, выбрав красивые кулоны, затейливые колокольчики, подсвечники, бокалы и забавные фигурки животных.
Елена Пискунова
Фото Бориса Климова