Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационное агентство города Заринска и Заринского района

г. Заринск
телефон: +7 (923) 007 42 48
e-mail: vsetinet16@mail.ru

Отрывок из новой книги

Отрывок из книги Любови Алексеевны Родионовой - профессионального библиотекаря, любящего свое дело.

Однако не менее увлеченно и заинтересовано занимается она и историографией, разрабатывая страницы прошедшей жизни приходов и церквей Заринского района, корни которой зиждутся на православной культуре народа. Свои исследования, исторические находки, документы о нашей малой родине Любовь Алексеевна опубликовала недавно в своей книге "Земли родной минувшая судьба", вышедшей в 2015 году в издательстве "Печатный дом". Сейчас она продолжает свои исследования и работает над новой книгой. Отрывок из нее, который она предоставила нашей редакции, мы публикуем сегодня.

Томские тайны

Время неумолимо. Оно стирает из памяти поколений события, факты. К сожалению, оно меняет и наш родной язык. Современный человек потерял ту красоту, стиль речи, которые были, например, сто лет назад.

Факты и события, неповторимый язык ушедшей эпохи хранятся в уцелевших документах архивов.

Наш край входил в состав Томской губернии. При составлении книги "Земли родной минувшая судьба" были использованы документы Алтайского краевого архива. Поэтому, чтобы восполнить пробелы, найти новые факты по истории церквей, о судьбах священнослужителей нашего района, я изучала документы Томского госархива.

В первую очередь, меня интересовали клировые ведомости церквей, которых в краевом архиве я не нашла. В нашем районе в с. Сосновка была церковь во имя святых бессеребряников Козмы и Дамиана. Это стало для меня открытием, так как ее нет в списке церквей района, учтенных в алтайском справочнике "Документы по истории церквей и вероисповедании в Алтайском крае(ХVП- начало ХХвв.). До революции с. Сосновка носило название "Протопопово". Протопопово- древнее село, обозначено в списке первых поселений края. Основано в 1796 году, в текущем году ему исполнилось 220 лет.

В клировой ведомости Козмодамиановской церкви за 1913 год скзано, что церковь построена в 1906 году "тщанием прихожан". Церковь деревянная, однопрестольная с колокольней. Тем же тщанием прихожан построены в 1910 году и дома для церковнослужителей. Прихожанами церкви были жители деревень Протопопово, Макаровка, Малиновка, Дубасова, в коих жителей было 1500 человек.

Для детей прихожан в д. Протопопово и Макаровка в 1912 году переселенческим управлением были построены две церковно-приходские школы. Настоятель церкви Вонифатий Васильевич Борцевич был родом из Белоруссии, где окончил монастырскую школу, был послушником Могилевского архиерейского дома, псаломщиком Гомельского собора. В период Столыпинских реформ переехал на Алтай. В 1911 году был священником Петуховской церкви Барнаульского уезда, с 1913 года – священник Козмодамиановской церкви. Священник Вонифатий Борцевич был молод, 32 лет, имел жену Веру Андреевну и четверых малолетних детей.

В каждой клировой ведомости священники давали сведения о земле для церкви и причта, ее количестве и качестве. Земля – кормилица. Землю тогда осваивали, за нее держались за нее боролись. Пахотной земли у Козмодамионовской церкви было 33 га. Качество земли хорошее. Но дохода от земли церковный причт не получал, так как отдал ее прихожанам. В графе "средний доход от земли" священник указал, что землей пользуется общество. Доход причта составлял 400 рублей от казны и 600 рублей от общества в год, также 198 руб. кружечного сбора. Рупой, т.е. натуральным хлебом, как в других приходах, района крестьяне священнику не платили. Эти факты говорят о том, что священник Вонифатий Борцевич был нестяжательным человеком, пользовался уважением у прихожан.

Клировые ведомости – отчетные документы, но они дают возможность узнать о семье священника, проливают свет и на личность самого священника. Например, во всех священнических семьях было много детей : пять и более. Непреложным законом в семьях священников было содержание и забота о престарелых и малолетних родственниках. А также о родственниках неустроенных по службе и не получающих жалование. Вот несколько примеров.

Клировая ведомость Никольской церкви с. Жуланиха за 1909 год. Настоятель церкви – Николай Григорьевич Прибытков( будущий священномученик Никита, епископ Бийский). В 1909 году священнику Николаю Прибыткову было 50 лет. В записи клировой ведомости о семейном положении указано, что " в семействе – жена Варвара Васильевна. В графе " Заштатные священно-церковнослужители" указан священник Григорий Трофимович Прибытков, 80 лет. " Проживает в семье у своего сына священника Николая Прибыткова".

Настоятель Казанской церкви с. Мироновка священник Павел Донорский, в гражданскую войн зверски замученный партизанами Рогова, имел семерых детей. Согласно клировой ведомости за 1913 год у него была жена Елена Андреевна. Двое старших детей уже имели свои семьи, остальные обучались.. Кроме своих детей священник Павел Донорский содержал родственницу и ее малолетнего сына.

Псаломщик Никольской церкви с. Жуланиха Василий Филаретович Куршин( будущий священник церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в с. Хмелевка в 1926-1927гг.) имел четверых малолетних детей от 7 лет и до года и содержал свою мать Ольгу Петровну Куршину, вдову священника. В 1913 году Василию Куршину было 33 года, его жене Александре Клавдиевна – 25 лет.

Мне побольше хотелось узнать о священнике Хмелевской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы Иоанне Амфилохиевиче Шукшине и его матушке, зверски убитых в 1920 году партизанами Рогова. Кроме того было желание установить родственную связь между священником Иоанном Шукшиным и писателем Василием Макаровичем Шукшиным. Уточнила их родословные до 1820 года и родственных связей не нашла.

В Томском архиве нашла только одну клировую ведомостьХмелевской Богородице- Рождественской церкви за 1892 год. Церковь во имя рождества Пресвятой Богородицы построена "иждивением" благотворителем, кузнецким мещанином Дмитрием Бекениным из "приготовленного прихожанами леса" в 1885 году. Начало строительства было положено в 1884 году сорокинским благочинным священником Иоанном Смирновым. Церковь была деревянная, с колокольней, "обшита тесом на деньги прихожан".

В 1892 году священнику Иоанну Шукшину было 26 лет, он имел жену Марию Гавриловну 21 года и дочь Агнию возрастом 2,5 года. Кроме того, молодой священник имел на содержании свою сестру девицу Анну Амфилохиевну Шукшину 23 лет, не имевшую жалования. В клировой ведомости записано "Отец ея псаломщик Амфилохий Петров Шукшин помер, стоя на службе в Семеново-Красилово Барнаульского округа благочиния №15. На службе находился 7 лет". Священник Иоанн Шукшин со своей семьей жил очень скромно. В Томских епархиальных ведомостях за 1909 год (№12) священник Шукшин указан в списке бедных лиц духовного звания, получал пособие из епархиального попечительства.

Еще об одном найденном в Томском архиве деле хочется сказать особо. В числе трех самых первых православных церквей нашего района –церковь во имя апостолов Петра и Павла в с. Озерном. В краевом архиве документов о ней сохранилось мало. Церковь была построена в 1858 – 60 годах. В Томском архиве хранится документ, указывающий на то, что через 50 лет жители села Озерного решили построить новое здание церкви. В 1915 году они начали сбор добровольных пожертвований на строительство Петропавловской церкви, испросив благословения у епархиального начальства. Барнаульское уездное полицейское управление и Томская консистория разрешили сбор пожертвований жителю села Озерного крестьянину Ивану Федоровичу Третьякову. Именно за него ходатайствовали крестьяне. Строительство началось в то время, когда первая мировая война шла уже год. В августе 1917 года, когда в России уже не было государя и происходили неуправляемые демократические процессы и события, епископ Гавриил по просьбе благочинниго священника Александра Мануйлова утвердил попечителем постройки церкви крестьянина с. Озерного Ивана Дмитриевича Пушкарева. Церковь построили за 4 года.

В период власти большевиков и разрушительной гражданской войны, когда шли гонения на церковь и священников, в январе 1919 года в Озерном прошло церковно-приходское собрание, на котором крестьяне обратились с письменной просьбой к епископу Гавриилу "разрешить освящение нового храма местному протоиерею Александру Мануйлову с приглашенными священниками". Обращение подписали более 30 жителей села. Поразительно! В разгар гражданской войны крестьяне строили церковь. В марте 1919 года епископ Гавриил короткой телеграммой благословил протоиерея Александра Мануйлова на освящение новой церкви. А через четыре месяца священник Александр Мануйлов был убит партизанами Рогова.

Автор: Л.А. Родионова, библиотекарь Вознесенской церкви

По этой теме: Заринский районцерковькнига

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1469

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика