Музыкальная школа в Большом Игнатове
В руках номер газеты от 3 июня 1971 года. Взгляд останавливается на статье "Первый выпуск юных музыкантов". Вчитываюсь в строки корреспондента Лидии Абрамовой.
"Шумно и весело было в детской музыкальной школе. Здесь состоялся выпускной вечер первых выпускников баянного отделения. Их пять. Преподаватели довольны своей ученицей Антониной Бочкарёвой. Она отличница учёбы. Хорошие знания показали и юные музыканты Вячеслав Пьянзин, Николай Доронин, Алексей Сонаев и Алексей Бочкарёв. Первые выпускники детской музыкальной школы получили свидетельства об окончании школы.
Первый выпускной вечер был торжественным и для преподавателей детской музыкальной школы Ф.Ф. Колдаева, Н.С. Лещановой и М.В. Левщанова."
Детская музыкальная школа в Большом Игнатове всегда была центром культуры для любителей музыки. Из окон здания, которое раньше находилось в центре села, слышны были звуки фортепиано и баяна. Эти звуки манили детей. При поступлении преподаватели проверяли музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
В Мордовии детские музыкальные школы массово стали создаваться в 60-е годы прошлого столетия. В нашем районе такая школа открылась 1 октября 1966 года. Была проделана большая работа по укомплектованию специалистами и музыкальными инструментами. Первыми педагогами была семейная чета Онсовых. Николай Григорьевич был принят на должность директора, а его жена Ада Владимировна – педагогом.
Изучая историю создания школы, возникает чувство гордости, уважения к людям военных и послевоенных лет, которые прошли через голод, разруху, но находили силы и желание заниматься музыкой. Нельзя не учитывать и тот факт, что музыкальные инструменты стоили довольно дорого. Но, даже отказываясь от куска хлеба, родители покупали их для своих детей. Именно из этого поколения, влюблённых в музыку, и выходили преподаватели.
Первую группу по классу баяна в количестве 22 учеников набрал преподаватель Р. Силантьев.
Дети с большим удовольствием и с желанием садились за фортепиано, брали в руки баян, но не всем хватило усердия, - манила улица, друзья, которые в это время гоняли мяч и шайбу.
Не для всех приехавших преподавателей дальний район Мордовии, до которого в 60-е годы и доехать по бездорожью было сложно, стал родным.
Так, в начале нового учебного 1967 года учеников встречали новый директор – Фёдор Фёдорович Колдаев и преподавательница Нина Серафимовна Лещанова. Её уроки запомнили ученики нескольких выпусков. Она, сначала преподавателем, а затем директором, проработала более 15 лет.
Михаил Васильевич Левщанов обучал игре на баяне не только в стенах музыкальной школы, но и ходил в Андреевку, где был создан филиал, чтобы девочки и мальчики из этого села тоже могли освоить этот народный инструмент.
До своего выпускного, поглощая все знания, которые давали педагоги, часами занимаясь, чтобы добиться результатов, дошли самые увлечённые и самые дисциплинированные ученики. Их было пятеро. Те, о которых писала районная газета после торжественного выпускного.
Они учились в "музыкалке"
Вот как вспоминает свои годы учёбы Алексей Степанович Сонаев:
- Обучение мы начали с гармошки, потом перешли на баян. До 3 класса трудно было учиться – кроме игры на музыкальном инструменте, мы изучали музыкальную грамоту, сольфеджио, занимались хоровым пением.
Я очень любил играть в хоккей, а тут сидишь, учишь гаммы и аккорды, и я решил оставить учёбу. А отец мне как раз купил баян, приобрести который было не так просто. Ну, отец стукнул по столу, и я противиться его строгому слову не стал. Сейчас очень рад, что он настоял на своём, владение баяном по жизни мне очень пригодилось. Да и жить с музыкой интересней, она расширяет круг общения, помогает достучаться до сердца.
Для того, чтобы была возможность учиться в музыкальной школе, Николай Николаевич Доронин из родной Барахманской школы перешёл в Большеигнатовскую и жил на квартире. Своё упорство он проявил и во время учёбы в музыкальной школе, с хорошими результатами дошёл до выпускного, и получил важный документ - свидетельство об окончании музыкальной школы.
- С музыкальной школой связано много воспоминаний. Наши преподаватели уделяли нам много времени, прививая любовь и уважение к музыке. Моя профессия не связана с музыкой, но баян всегда со мной. Без баяна не обходится ни один праздник, ни одно торжество. На душе радость или грусть, беру баян, и начинаю перебирать кнопочки...
Продолжаем листать страницы газет минувших лет, и снова натыкаемся на материал о музыкальной школе.
"Довольна своими юными музыкантами преподаватель по классу баяна Надежда Николаевна Севастьянова. Дети с удовольствием посещают уроки, охотно занимаются. Многие ребятишки усваивают программу на "хорошо" и "отлично". Особенно хорошие музыкальные способности у Т. Тумаева, Н. Бочкарёвой, Г. Максимова, Ю. Еделькина, С. Федотова".
Педагоги
Музыкальная школа решила самую важную задачу в жизни Григория Ильича Максимова: выбор профессии. После окончания музыкальной школы он продолжил учёбу в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова. Получив диплом, уже сам стал преподавателем в родной музыкальной школе. Вместе с ним детей обучали играть на различных инструментах Алексей Яковлевич Салмин, Татьяна Павловна Кислякова. Александр Иванович Силантьев кроме баяна, учил играть на балалайке. Он хорошо помнит своих учеников – Виктора Звонцова и Сергея Левщанова.
В начале 80-х годов пришли новые дипломированные специалисты – сначала Вера Александровна Леонтьева, затем Валентина Дмитриевна Пьянзина.
Они выпустили много учеников, дав им знания и навыки, привив любовь к музыке, оставив в их душах тёплые воспоминания о годах учёбы. Во время их профессиональной деятельности, музыкальная школа перешла в новое помещение.
С приходом в музыкальную школу Ирины Николаевны Эрзяйкиной, активизировались занятия по хору. Она могла найти ко всем подход, увлечь творчеством.
Прекрасные звуки фортепиано уже не слышны
В 2017 году прошла реорганизация, объединив музыкальную школу с Домом детского творчества, и переведя в статус кружка. Этот росчерк пера многое перечеркнул, а с годами и поставил точку. Вера Александровна и Валентина Дмитриевна были последними педагогами, во время преподавания которых из музыкальных классов звучали прекрасные звуки баяна и фортепиано.
- "Музыкалка" - это особый мир, пропитанный добротой, терпением, дружбой и, конечно, музыкой, - говорят те, кто проходил учебу в стенах этой необычной школы.
Очень хочется надеяться, что детей вновь станут учить играть гаммы, сначала простые произведения, а потом более сложные этюды, пьесы и симфонии. И самое главное, чтобы у детей не пропала тяга к творчеству, стремление успеть как можно больше и постичь все новое.