Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная газета Мари-Турекского муниципального района

425500, Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, п. Мари-Турек, ул. Парковая 5
телефон: +7 (83634) 9-34-63
e-mail: znamyamt@mail.ru

Советский сокол - Заровняев

В год празднования 75-ой годовщины Великой Победы в рубрике "Равнение на Героев!" мы чтим имена и вспоминаем подвиги земляков – сынов мари-турекской земли, Героев Советского Союза.

За годы войны командир звена 76-го Гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта Анатолий Заровняев совершил 120 боевых вылетов, уничтожил 40 фашистских танков, восемь самолетов противника на земле и два в воздухе, два морских транспорта, не считая автомашин, арторудий и живой силы врага. Его боевые заслуги оценены высочайшей наградой – званием "Герой Советского Союза".

Анатолий Заровняев родился 11 января 1922 года в небольшой деревне Сюдумарь, которая располагалась неподалеку от села Косолапово, ныне ее не существует. Когда крестьянскому мальчику исполнилось восемь лет, и он только что окончил первый класс сельской школы, родители надумали переехать в город Ижевск. У отца была хорошая строительная профессия - каменщик. В крупном городе Ижевске Толя продолжал учиться до 8-го класса.

В шестнадцать лет мальчик стал учеником токаря на машиностроительном заводе, потом стал работать самостоятельно. Паренек отличался своей пытливостью и исполнительностью в труде. Через пару лет, в предвоенном декабре 1940 года, Анатолий Заровняев решил сменить токарный станок на штурвал самолета. Он подал заявление начальнику Ижевского аэроклуба с просьбой зачислить его курсантом.

Сбылась заветная юношеская мечта. Учился всего одну зиму. В апреле 1941 года ему торжественно на курсантском сборе вручили путевку в небо. А уже в мае этого же года его призвали на срочную службу в армию, направили в Балашовскую военную школу пилотов. Ее Заровняев окончил успешно в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта. Как все его безусые однокашники, жаждавшие настоящего боя, настоящей бомбежки, он ясно представлял, каким он должен быть при встрече лицом к лицу с немецко-фашистским оккупантом.

После окончания авиашколы младшему лейтенанту предстояло одолеть еще одну ступень обучения - в запасном тренировочном авиаполку. Полгода Анатолий Заровняев овладевал искусством боя и штурмовки на "летающем танке" - самолете Ил-2 по программе переучивания. В личном деле Заровняева есть довольно интересный документ, уже немного пожелтевший от времени. Это - итог его пребывания в запасном полку, его романтического увлечения авиацией. Называется документ летной характеристикой. В нем, по всем пятнадцати предметам, только отличные оценки.

С таким аттестатом боевой зрелости 23-летний Анатолий Заровняев и появился в конце апреля 1944 года на 4-м Украинском фронте. Красная Армия в это время, развивая наступление, освобождала Крым. Штурмовики Ил-2 враги прозвали "черной смертью", они приводили фашистов в ужас и смятение неожиданными налетами и точными ударами. Первый вылет за линию фронта Заровняев совершил 25 апреля 1944 года, вначале знакомился с обстановкой, приглядывался и запоминал цели.

Вот она - Сапун-гора. Впервые он видит своими глазами сильнейший оборонительный рубеж на подступах к Севастополю. К его штурму войска Красной Армии приступили 7 мая. Ранним утром Заровняев вылетел на первую штурмовку переднего края противника. Его Ил-2 молнией носился над траншеями, обрушивая на головы фашистов ливень огня и металла. С каждым полетом совершенствовалось мастерство летчика, росла уверенность, закалялось мужество. В сражении за Севастополь он совершил шесть боевых вылетов, результатом которых стало уничтоженный танк противника и несколько автомашин с боеприпасами.

После освобождения Севастополя 1-я гвардейская штурмовая авиадивизия была перебазирована на 3-й Белорусский фронт под Витебск и включена в состав 1-й воздушной армии. Здесь Заровняев участвовал в освобождении Белоруссии и Литвы в ходе стратегической наступательной операции "Багратион". Здесь Красной Армии противостояла мощнейшая группа армий "Центр", их поддерживало большое количество самолетов люфтваффе.

По отзывам и оценкам старших командиров, молодой летчик воевал умением, помноженным на отвагу. В наградных листах он характеризуется следующим образом: "На задания летает смело и с большим желанием. В бою храбр и решителен. В воздухе ориентируется хорошо, техника пилотирования отличная. Материальную часть самолета знает отлично и эксплуатирует грамотно. Умеет принимать правильное решение, как на земле, так и в воздухе. Грамотный и культурный офицер".

В операции "Багратион" Заровняев понял, что мастерство летчика не имеет ни границ, ни каких-либо пределов, необходимо постоянное совершенствование. За проявленную доблесть и мужество под Витебском и в Крыму он получает первый орден - Отечественной войны 2-й степени.

В ходе Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Восточно-Прусской и Кенигсбергской наступательных операций Заровняев совершил 120 успешных боевых вылетов. К концу войны счет его победных рейдов на территорию противника увеличился до 140, и при этом ни одной неудачи. Ежедневно он производил по 3-4 вылета на штурмовку вражеских колонн и узлов сопротивления противника.

13 марта 1945 года Заровняеву объявили приказ о назначении его командиром звена. 2 апреля ему присвоили звание старшего лейтенанта. Одновременно он получил 4-ю награду - орден Красного Знамени.

Фронтовая жизнь Заровняева до краев была наполнена различными эпизодами, многие из них незабываемы. Один из таких эпизодов произошел в конце апреля 1945 года. О нем в своих воспоминаниях рассказывает сам Анатолий Заровняев.

- Было 3 часа ночи. Подняли летный состав по тревоге. Северо-западнее Фишхаузена обнаружен замаскированный аэродром противника. Там базируются истребители и мешают работать нашей авиации. Приказано ликвидировать базу.

В воздух поднялись 6 групп по 4 штурмовика в каждой. Столько же истребителей прикрытия. Немецкие посты наблюдения обнаружили советские самолеты и передали на аэродром сигнал тревоги.

- Когда мы подошли к цели, - вспоминает Анатолий Иванович, - фашистские истребители начали взлетать. Но тут на них посыпались наши бомбы и пушечно-пулеметные угощения. С аэродрома можно было взлетать либо на запад в сторону Балтийского моря, либо на восток. С юга и севера лежали овраги. Так что оставалась только одна полоса. Аэродром горел. Нескольким истребителям удалось подняться в воздух и навязать нам бой. При выходе из очередной атаки я заметил, что капитан Виктор Протчев, Герой Советского Союза, ведет огонь по "Мессеру", который утикает в море, а другой "Мессер" пристраивается для атаки на Виктора. Предупредив его об этом, я открыл огонь по атакующему фрицу. И оба они были упрятаны в морскую пучину, ни одному летчику не удалось выброситься на парашюте. Еще два истребителя подожгли дважды Герой Советского Союза Муса Гареев и его стрелок. Одним словом, на базе мы сожгли 22 самолета, не считая сбитых в воздухе. Этот бой был скоротечным, мы сделали всего три захода. Аэродрома как не бывало.

Чем меньше оставалось времени до полного разгрома фашистской армии, тем короче был отдых у штурмовиков, они находились больше в небе. Несколькими боевыми вылетами 4 мая 1945 года Заровняев подвел черту под годовым итогом своей войны: 40 подбитых танков, 8 сожженных самолетов на аэродромах и 2 сбитых в воздушных боях, 2 транспортера на дне Балтийского моря, большое количество автомашин, артиллерийских орудий, боезапасов и живой силы - таков баланс гвардейца А.И.Заровняева. И все на одном и том же "Иле" под номером "21".

Москва готовилась к великому торжеству. Анатолия вызвал командир части. В короткой задушевной беседе он сообщил ему, что 24 июня на Красной площади состоится парад войск в честь победы над фашистской Германией, в четком строю шести штурмовиков, которые пронесутся над Москвой, над Красной площадью, планируется участие Анатолия Заровняева с боевыми товарищами - Героями Советского Союза Мусой Гореевым, Иваном Воробьевым, Виктором Протчевым. Но полет над Красной площадью не состоялся, в этот день в Москве шел сильный дождь, переходящий в ливень, из-за этого воздушную часть парада отменили.

А 29 июня 1945 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении А.И.Заровняеву звания Героя Советского Союза. Спустя восемь месяцев по 76-му Гвардейскому штурмовому авиационному Мелитопольскому Краснознаменному ордена Кутузова полку издается приказ:

"Исключить из списка полка и снять со всех видов довольствия заместителя командира авиаэскадрильи, Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта Заровняева Анатолия Ивановича, убывающего по демобилизации в запас".

За спиной остались годы незаметно промелькнувшего детства и годы яркой, точно кусок пламени, стремительной, как горный поток, молодости, опаленной и закаленной войной.

После войны на мирную ниву труда Заровняев вернулся в Ижевск не сразу. Поработал на авиазаводе командиром летного отряда, глянул внимательно на Камчатку, а уж потом - в родной город.

Первоклассный шофер, опытный моторист, кавалер Золотой Звезды и пяти орденов, Анатолий Иванович трудился на автобазе горздравотдела водителем рефрижератора. Скромное и какое это благородное дело - служить человеку и знать, что ты нужен ему каждый день, а то и каждый час. О шофере Заровняеве так говорят в коллективе: "Человек большого сердца, большой души, живущей любовью к людям".

- Я не забываю Марийскую республику, - часто говорил Анатолий Иванович. - Помню деревню Сюдумарь, мальчишек, с которыми бегал по улице, помню школу, в которой учился. Многое помню, потому что считаю себя сыном этой республики.

Скончался Анатолий Иванович 13 сентября 1977 года. Похоронен в Ижевске на Хохряковском кладбище. Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске. На здании Ижевского машиностроительного завода установлена памятная доска в честь Героев Советского Союза – работников завода, в том числе Анатолия Заровняева. Память земляка-Героя увековечена на мемориальной доске на здании Косолаповской средней школы.

Подготовлено с использованием материала сайта

"Красные соколы. Советские летчики 1936-1953 годов". (http://airaces.narod.ru)

Автор: Лариса Меркушева

По этой теме: #Новости_Мари-Турек

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 332

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика