Версия для слабовидящих |

427580, Удмуртская Республика, пос. Кез, ул. Осипенко, дом 2а
телефон: +7 (34158) 3 21 83, 3 15 00
e-mail: zvezda@udmnet.ru

Николай Пашкин: "Такого друга мне больше не найти"

Два ровесника, два Николая, долгие годы считали друг друга друзьями. Дружба закончилась неожиданно. Причиной тому стала смерть Николая Николаевича в апреле этого года. Для Николая Александровича эта утрата стала невосполнимой.

Николая Сунцова и Николая Пашкина объединяла любовь к бегу. Они ездили вдвоем на всевозможные соревнования, поддерживали друг друга, вдохновляли. Николай Александрович продолжает заниматься любимым видом спорта, но уже без друга. Впереди новые соревнования, на которые ему теперь придется ездить одному. В октябре состоится первый в истории чемпионат России по легкой атлетике среди ветеранов, на который Николаю Александровичу очень хочется попасть. Но он пока с трудом представляет эту первую поездку без своего друга.

- Мы были вместе с Колей Сунцовым на пяти международных соревнованиях. Каждый выезд на соревнования чем-нибудь да запомнился. Первый раз поехали в Питер на марафон "Татьянин день", который проходит в Шуваловском парке. Ночевали у Колиной сестры. Ни один из нас не имел представления, где находится Шуваловский парк. Сестра объяснила нам, что можно доехать на автобусе. Решили выехать спозаранку, чтобы не опоздать на старт. Сели на автобус, поехали. Доехали, в конце концов. Но выяснилось, что не тот Шуваловский парк, который нужен нам. Как оказалось, точно так же называются садоогороды, куда нас привез автобус. Как долго, с какими приключениями мы искали настоящий парк. Потом оказалось, что мы уже давно в нужном нам месте – искали Шуваловский парк в Шуваловском же парке. Спросить в такой ранний час было не у кого. Наконец, нашелся человек, который смог нам помочь. А потом мы уже сами вышли на место старта. Успели сходить еще и в церковь. А потом уж – на старт.

А затем мы поехали с Николаем на марафон "Белые ночи" - опять в Санкт-Петербург. Искали хостел под дождем на набережной реки Мойки. Едва нашли свой хостел в одном из дворов, дождь закончился. Вымокли, устали, но были полны желания выйти завтра на старт. На следующее утро пошли к месту старта – на Дворцовую площадь. Смотрим, идет китаец с большой спортивной сумкой. Кто будет с такой сумкой? только наш брат – марафонец. Мы окликнули его, кое-как, больше с помощью жестов и мимики спросили, не на соревнования ли он? И когда поняли друг друга, все втроем обнялись, обрадовались. Спорт объединяет народы!

Я почему рассказываю о случаях, которые были с нами на соревнованиях? Выезд на соревнования в другие города – это всегда непредвиденные ситуации, с которыми справиться можно только в том случае, когда рядом спокойный, рассудительный товарищ. Николай был таким. С ним было легко и просто. В третий раз мы поехали с Колей Сунцовым на соревнования "Европа – Азия" в Екатеринбург. Сунцов взял с собой калегу. С нами остановились спортсмены из Омска. Вначале они не поняли, что за "фрукт" такой, калега. Николай им объяснил: "По-нашему - это калега. а так – брюква". Так Колина калега омчанам понравилась, что они ели ее и нахваливали. Всю съели. А Николаю не жалко. Щедрый он был, - вспоминает Николай Александрович.

Очень памятной, сопряженной с большими приключениями, оказалась для наших спортсменов-ветеранов поездка на полумарафон в Казань. Николай Александрович признается, что был уверен в своем знании и умении ориентироваться в этом городе. Но поезд прибыл не в Казань-1, а в Казань-2, на что знаток города Николай Александрович сперва и внимания не обратил. Лишь спустя время, когда они уже вышли в город, он начал понимать, что все вокруг не так, как было когда-то. Пришлось ловить такси. Таксисту они сразу сказали: "Везите нас на полумарафон!" Думали, что старт будет дан с территории Казанского Кремля. Но там выяснилось, что никаких соревнований в Кремле не ожидается. Долго выясняли они, где будут соревнования, на которые прибыли. Оказалось, именно в той части города, откуда они с таким трудом на такси выбирались. Поехали обратно через весь город на автобусе. Нашли стадион. Зарегистрировались. Но они уже успели устроиться в хостеле в центре города. Пришлось возвращаться. Вернулись в центр Казани на трамвае. Идея завтра утром ехать на трамвае же к месту старта им обоим очень понравилась: быстро и удобно. Но когда они, переночевав в хостеле, пришли на трамвайную остановку, их ждало разочарование. Трамвай не шел, а время неумолимо приближало старт. Пришлось им и двоим другим спортсменам срочно искать автобус. Сели на автобус. Часы тикают. Спортсмены нервничают, понимая, что опаздывают. А автобус вместо того, чтобы привезти их кратчайшим путем на стадион, пошел своим длинным маршрутом. А два Николая, конечно же, не подозревали, что автобус будет делать такой крюк. В последние минуты своей долгой поездки они сидели уже как на иголках. Они буквально вылетели из автобуса, когда он, наконец, прибыл на остановку "Стадион".

- Мы побежали, кто как мог, в раздевалку. Выхожу на старт. Людей уже, конечно, нет – все убежали. Я побежал в гордом одиночестве. Смотрю, Коля бежит. Он самый хитрый оказался, самый предусмотрительный: стартовые номера свои зацепил на футболку заранее, еще в хостеле. И ему не пришлось бежать в раздевалку - сразу побежал на старт.

Николай Александрович знал, что друг бегает очень больной. Но в Николае Николаевиче всегда сидела какая-то пружинка, благодаря которой он находил в себе силы ездить на соревнования, побеждать в них. Он всегда был готов поддержать идеи Николая Александровича.

- Звонил Коле и говорил: "Поехали!" А тот в ответ: "Я готов! Едем!" Такого друга и единомышленника у меня больше не будет, - считает Николай Александрович. Он жалеет о том, что тогда в Казани не поехал вместе с другом в храм Казанской иконы Божьей Матери. А тому так хотелось.

- Сказал: "Давай в следующий раз, Николай". А следующего раза, оказывается, уже не было. Но мы не знали тогда об этом.

Мы часто рассказываем об успехах наших спортсменов. Успехи двух друзей – двух Николаев – не были исключением: мы о них не раз с удовольствием и гордостью рассказывали вам, уважаемые наши читатели. В этот раз нам очень хотелось, чтобы вы заглянули вместе с нами туда, куда мы обычно не заглядываем. Спорт, особенно любительский, как в случае с Николаем Сунцовым и Николаем Пашкиным, - это очень непросто. Ведь все организационные вопросы, связанные с поездками на соревнования, решает сам спортсмен. Все финансовые вопросы – тоже. Как важно в такой ситуации, чтобы рядом был истинный единомышленник, настоящий друг. Николай Николаевич и Николай Александрович знали цену такой дружбе. Жаль, что она закончилась так нежданно. Очень жаль…