На сайте книжного магазина Канады “Wayfarers bookshop”, специализирующегося на редких коллекционных изданиях, опубликованы уникальные рисунки с видами реки Ахтуба и села Болхуны 1917 года. Автор акварелей – военнопленный солдат Первой Мировой войны. Цена альбома на аукционе – 17,5 тыс долларов.
Бывают ли бомбы акварельные? Почему бы и нет? Ведь речь идёт не о войне. Хотя и о ней тоже. Сто лет назад Россия участвовала в Первой мировой. Воевала с солдатами Австро-Венгерской империи, союзником которой была Германия. В ходе военного конфликта около 8 млн человек стали военнопленными (в том числе со стороны Российской империи около 2,5 млн человек, со стороны Германской империи и Австро-Венгрии более 3 млн человек). Пленных немецких и австрийских солдат направляли подальше от центра России. Как правило — за Урал, в Казанский, Омский, Иркутский военные округа. Астраханская губерния входила в состав Казанского военного округа. Труд военнопленных широко использовался на промышленных предприятиях, в народном хозяйстве. Причем не безвозмездно. По официальным данным: спустя год, после начала войны, около трёх тысяч военнопленных занимались уборкой хлеба и сенокосом в Черноярском, Царевском и Енотаевском уездах Астраханской губернии. Затем эти цифры только увеличивались.
Существовала и еще одна категория пленных. В официальных документах их называли "военнозадержанными". В 1914 – 1916 гг. войска Германии, Австро-Венгрии и России, заняв территорию противника, захватывали заложников. Так, например, осенью 1914 г. русская армия, отступая из восточной Пруссии, вывезла оттуда в плен 11000 гражданских пленных, среди которых были не только молодые мужчины, но и женщины, дети. Этих пленных так же эвакуировали в глубь России, в Сибирь.
На кладбище в селе Болхуны и сегодня есть каменные надгробия, на которых выбиты слова: "Здесь покоится пленный унтер-офицер Вильгельм Гагеман. 22.08.1915. От пленных соотечественников", "Здесь покоится наша дочка Герда Пулькер. Декабрь 1915 — июль 1916".
Гражданское население к военнопленным относилось лояльно. Согласно воспоминаниям старожилов: "австрийцы в селе появились в 1914 году. Они работали, в основном, на состоятельных жителей. Работы выполняли разные, например, строили колодцы. Словом, людьми были мастеровыми, и сельчане относились к ним хорошо". Неизвестно, кем трудился в ту пору военнопленный Вальтер Райхард, но рисовал он довольно неплохо. Это стало понятно теперь, когда, спустя почти сто лет после Первой Мировой войны, рванула "акварельная бомба". Своими яркими, сочными и такими родными красками она ранила сердца астраханских исследователей-краеведов. Им на глаза попался каталог, опубликованный в сети Интернет одним из книжных магазинов Канады (“Wayfarers bookshop”), специализирующихся на редких коллекционных изданиях в области истории, географии, путешествий. На обложке — акварель "Октябрьский вечер на реке Ахтуба". Автор — немец (или австриец?) Вальтер Райхард. Тот самый военнопленный, который в 1914 -1918 гг. проживал в степных астраханских краях, в Енотаевке и в Болхунах (Енотаевского уезда). Внутри каталога — описание альбома из десятков акварелей того же автора: виды калмыцких степей и Волги, художественные портреты местных жителей — киргизов, калмыков, русских. Пейзажные акварели включают серии видов села Болхуны: общий вид с крутыми берегами Ахтубы, виды известных болхунских мельниц, пасторальные виды улиц с соломенными крышами домов, свиньями, копошащимися в лужах посреди улиц, вечернюю акварель в малиновых тонах с возвращающимся в село овечьим стадом, солнечную сцену езды на тройке в праздник Богоявления. Среди других пейзажей — темно-синяя ночная сцена в "Киргизской степи" и два зимних вида на Волгу: один — с домами Енотаевки на крутом берегу, другой — с верблюжьим караваном, пересекающим замерзшую реку.
Альбом акварелей дополнен двумя большими рисунками "Из хроник с. Болхуны, 1917 г.". Они рисуют слегка ироничную картину массовой встречи немецких интернированных и узников войны в Болхунах весной или летом 1917 года, когда у власти находилось Временное правительство. Композиция рисунков состоит из трех частей.
Центральная часть показывает встречу пленных у болхунского отделения полиции. Верхняя часть - сторонников царского режима, нижняя — революционеров.
Заведующая отделом электронных ресурсов и информационного обеспечения Астраханской областной научной библиотеки, а так же автор вики-справочника "Храмы и монастыри Ахтубинской епархии" Елена Долматова по крупицам собирает историю прошлого. Её внимание особенно привлекла работа "Воскресная ярмарка в Болхунах". Бойкая торговля развернулась в центре села, неподалёку от храма.
- Видимо, это и есть храм в честь Димитрия Солунского, - говорит Елена Долматова. Сохранился чертёж строения, если сравнивать его и акварельный рисунок — совпадения очевидны. Это и острый штырь колокольни, и колонны при входе, и количество окон. Храм был построен в 1835 году. Высота его составляла 33 аршина (23,5 м), длина - 48 аршин (34 м), колокольня была высотой 42 аршина (ок. 33 м). Храм был о трёх папертях, иконостас - четырёхъярусный.
Известно также, что в храме нес свое служение священномученик Михаил Кархалев. Он был перемещен к Димитриевской церкви села Болхуны Енотаевского уезда 25 января 1916 года. Здесь его застала и революция, и начавшаяся в 1918 году гражданская война.
В Болхунах на то время существовало два храма: памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, а так же в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К сожалению, изображения последнего у нас нет, только скупая информация из Волгоградского государственного архива, что в 30-е годы храм был закрыт.
На период Октябрьской революции 1917 года оба храма были, но их дальнейшая судьба неизвестна. Как и многих других, построенных в былые времена на территории современного Ахтубинского района. Были они и в селе Удачное, и в Золотухе, чудом уцелел храм только в Пироговке. На территории города храмы были в Петропавловке, во Владимировке, они не сохранились. В соседнем, Енотаевском районе храмов уцелело больше.
Аукцион в Канаде стартовал четыре года назад, в декабре 2013. Приоткрыв страницы истории, он засыпал краеведов вопросами. Куплены ли акварели, если да, то в чьей коллекции они теперь находятся: в личной собственности или в музее? И как эти работы попали из России в Канаду? Может быть, пленный солдат-художник получил свободу и уехал из России? Ведь известен, к примеру, тот факт, что в 1915 году некоторые пленные немцы, в основном инвалиды, получили возможность вернуться на родину, в результате обмена между Россией и Германией.
При подготовке статьи использованы материалы газеты "Епархиальные ведомости"