Наверняка вы когда-нибудь видели этот уникальный снимок, отражающий жизнь Владимировки начала 20 столетия и сохранивший облик настоящего памятника архитектуры - храма Владимирской иконы Божией Матери, того самого, который дал название слободе. Однако доподлинно восстановить прежний вид этого места мешает одна маленькая деталь, из-за которой ахтубинцы спорят уже долгие годы. Что же стало причиной разногласий и кто прав, давайте разбираться вместе.
Рассматривая этот снимок обычный обыватель, вроде меня, вряд ли заметит какое-то несоответствие. Запряженные лошади, телеги с мешками, множество людей, застывших перед фотографом, и несколько интересных зданий, которые уж точно сложно вообразить в районе нынешнего парка во Владимировке, где они располагались. Но это фото — история и всё, присутствующее на снимке, сомнению не подлежит, вполне соответствуя эпохе и историческим справкам. Вопрос в том, не что здесь расположено, а как? В Интернете в большинстве случаев вы вообще не найдёте подписи к этому снимку, но авторитетная версия заключается в том, что перед нами крупным планом изображена мануфактурная лавка купца Чистякова, а за ней, соответственно, храм. И что тут такого, спросите вы? Всё дело в расположении строений относительно своеобразной точки отсчёта - мануфактуры.
На сегодняшний день существует две версии трактовки этого снимка. По одной из них, если верить подписи к фотографии, чтобы представить себе парк столетней давности в таком ракурсе, вы должны смотреть с улицы Пролетарской. Ведь известно, что мануфактура купца Чистякова находилась в здании с нынешним адресом Чкалова, 9, где впоследствии располагался кинотеатр "Мир". А по другой версии, чтобы увидеть картину, запечатлённую на снимке, нужно стоять с противоположной стороны, в самом начале улицы Чкалова, у сегодняшнего "Водоканала". Сторонников как первой, так и второй версии достаточно, и между ними до сих пор не затихают споры. При этом официальной, в связи с подписью, до сих пор можно считать первую версию, которая, не являясь правильной, вводит людей в заблуждение. С идеей исправить историческое несоответствие выступил друг редакции Пётр Николенко, предложивший несколько фактов для нашего мини-расследования.
Каменная кладка не такая
Первая, казалось бы, очевидная, но уходящая от внимания смотрящих, деталь – каменная кладка, а вернее архитектурные украшения ворот. Они, к нашему счастью, на мануфактуре Чистякова остались оригинальные, несмотря на преобразования, которые постигли здание за прошедшие годы. Если сопоставить фотографии из прошлого и настоящего, то мы и вправду увидим очертания похожих арок, на что делают упор сторонники ложной версии. Кстати, арки в то время в принципе не были редкостью, и лишь при детальном рассмотрении мы можем увидеть, что "рисунки" на арках с двух этих фотографий разные. Назвать какой-либо из них более красивым или сложным нельзя, они просто разные и точка, а точнее неоспоримый факт.
А где же дом?
Сегодня нам известно, если верить руководству детской художественной школы им. Котова, что их здание — бывший дом купца Чистякова. Кстати, получается, что это второй дом Чистякова, ведь первый - нынешнее здание почты по улице Фрунзе (ред.: был ещё и третий, который находился по левую сторону от кинотеатра “МИР”). Поскольку можно встретить упоминание двух имен по фамилии Чистяков, Илья и Иван, можно предположить, что людей было несколько и у каждого - свой дом, но сейчас о другом. Даже если мы и заблуждаемся в том, что этот дом принадлежал купцу с такой фамилией, точно известно, что в начале 20 века здание, в котором сегодня находится художественная школа, уже было построено, но на нашем старом снимке, датированным приблизительно тем же временем, его нет.
Не сдвигайте храм
Третье доказательство исторического несоответствия — расположение храма. По воспоминаниям старожилов нам известно, что храм Владимирской иконы Божией Матери находился в парке, рядом с нынешней канцелярией Ахтубинской епархии (ред.: перед которой находится памятник Петру и Февронии). Но если верить, что на переднем плане исторического снимка - всё же мануфактура Чистякова, то храм автоматически удаляется от парка как минимум к улице Фрунзе, а то и, учитывая его размеры, дальше, прямо на берег реки, что уже не соответствует действительности.
Зодчие не нарушают законов
Ещё одним интересным доказательством, подтверждающим, что лавка купца Чистякова не может находиться на переднем плане, является сам храм, запечатлённый на снимке. Здесь мы видим вход в церковь, о чем говорят прямо обращенные на смотрящего кресты на куполах и колокольня, которая обычно находится впереди. Как известно, по законам градострои-тельства православных религиозных сооружений, вход делается с западной стороны. Таким образом, главной своею частью храм обращен на восток, в знак того, что христиане идут от тьмы нечестия к свету истины, туда, где поднимается солнце. Принимая во внимание расположение частей света, в таком случае, бывший храм должен был "смотреть" на реку, что опять не совпадает с первой версией трактовки снимка, по которой он "смотрит" в противоположную сторону. Кстати, такие правила градостроительства при возведении храма редко нарушаются, обратите внимание, что вход в новый храм Владимирской иконы Божией матери, как и церковь Михаила Архангела, также располагается с западной стороны.
А магазин и ныне там
Что ещё бросается в глаза на снимке - так это небольшое здание справа. Это не что иное, как магазин, который стоит через дорогу от "Водоканала". Свою нынешнюю функцию он выполняет ещё с тех далёких времён, будучи тогда лавкой купца Решетникова. Сегодня его левая сторона глухая, однако, через очертания заложенных окон и линии сохранившихся пилястр (ред.: условных изображений колонн), прослеживается схожесть с теми, что на снимке. Пристройка современного здания, конечно, появилась гораздо позже, и её мы не берём во внимание. И, кстати, если предположить, что на старом снимке действительно магазин, по крайней мере храм находится на том месте, где и должен.
Не Чистякова, а Решетникова
Осталось понять, что же это за строение на переднем плане нашего многострадального снимка. Инициатор этой публикации Пётр Николенко предполагает, что это могло бы быть само здание нынешнего "Водоканала", которое в то время являлось мануфактурной лавкой купца Решетникова, его ещё называют бывшими торговыми лавками купца Лопатина. Расследование по этому поводу достойно отдельной статьи, поэтому подробно на судьбе здания останавливаться не будем. Стоит только сказать, что купцу Решетникову, одному из богатейших людей слободы того времени, который имел солидный двухэтажный жилой дом. (ред.: он находится на пересечении улиц Пролетарской и Пушкина), не мог принадлежать лишь один маленький магазин, о котором мы уже говорили ранее. Так вот, возвращаясь к теме, по мнению Петра Николенко, подобная арка со входом могла быть именно у здания нынешнего "Водоканала". Вопрос, почему она, как в случае с мануфактурой Чистякова, не сохранилась до наших дней. Дело в том, предполагает инициатор публикации, что в 1935-1936 году к зданию мануфактуры пристроили второй этаж и установили там электростанцию "Рустон", которая обеспечивала слободу Владимировку электричеством. В начале 50-х годов, после войны, из Астрахани доставили трофейный вагон электростанции “Нобель”, который бы позволил увеличить количество вырабатываемой электроэнергии для возросших запросов районного центра. Большой вагон каким-то образом нужно было закатить во двор. А так как ворота были для этой цели малы, то, скорее всего, работники снесли ворота с аркой. Позже такой проход стал не нужен и его заложили. Эта разница, если вы будете рассматривать нынешнее здание вплотную, очень заметна, там даже кирпич другой.
Единственное, что не даёт поставить точку в этом подтверждении - то, что, судя по снимку, здание мануфактуры Решетникова должно располагаться несколько ближе к магазину. Найти для сравнения правильный ракурс вживую не предоставляется возможным из-за обилия ветвистых деревьев у "Водоканала". Однако такое небольшое несоответствие вполне имеет место быть из-за неправильной фотопередачи, ведь мы имеем дело с фотоаппаратами начала 20 века, которые могли не совсем корректно отражать реальность.
Получается, что именно подпись стала камнем преткновения, заставившим ахтубинцев посмотреть на это место совсем под другим углом, с разницей в 180 градусов от того, что было в действительности. Получается, что автор просто перепутал имена купцов. Мануфактура Решетникова ошибочно было прозвана мануфактурой Чистякова. Если это понять, то всё встаёт на свои места.