- Елена Евгеньевна, что принципиально меняется в вашей работе?
- Объем функций и полномочий по большому счету остался прежним. А изменение статуса связано с президентским Указом № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Он определяет приоритеты, каждый из которых в свою очередь ляжет в основу одного из национальных проектов. Культура на федеральном уровне впервые выведена в национальный приоритет, что повышает статус и отрасли, и отраслевого ведомства.
- Какие вопросы сферы культуры сегодня в фокусе внимания губернатора?
- Главное сейчас – формирование региональной составляющей нацпроекта, до конца года он должен быть утвержден. Ряд направлений будет поддерживаться федеральными средствами, другие будут реализованы на средства регионов и муниципалитетов.
В составе нашего национального проекта – три федеральных: "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура". Еще каждый год имеет несколько основных тем. Так, 2019-й не только Год театра, но и 90-летия Василия Шукшина и 100-летия Михаила Калашникова.
Министерство сейчас является отраслевым координатором при строительстве, реконструкции, ремонте объектов культуры. И помимо театров в этом году должны возобновиться работы на здании Художественного музея. А в следующем начнется реконструкция концертного зала музыкального колледжа, основного здания краеведческого музея и его военно-исторического отдела. Работы идут и в краевой библиотеке им. Шишкова, где мы поставили задачу постепенно модернизировать пространство. После Нового года представим вам обновленный первый этаж. А на муниципальном уровне, например, в Белоярске и Шелаболихе, начнут строить новые Дома культуры. Все эти задачи находятся на особом контроле у губернатора Виктора Томенко.
- Какие процессы влияют на развитие муниципальной сети учреждений культуры?
- Наш край – один из регионов с наибольшей численностью муниципальных образований. Также в свое время была сформирована и сеть учреждений культуры, и мы до сих пор входим в первую пятерку субъектов Российской Федерации по их количеству. Хотя за последние десятилетия менялся состав населения, шли миграционные процессы, урбанизация.
После 131-го закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" большая часть учреждений была передана сельским советам, а крупные остались у муниципальных районов, потом происходили обратные процессы. Сейчас в большинстве районов существует многофункциональный культурный центр на базе клубного учреждения, а библиотека и музей, если они есть, являются его структурными подразделениями – такая схема рекомендована муниципалитетам с краевого уровня. Однако власть на местах может принимать и самостоятельные решения с учетом местной специфики. Конечно, если муниципалитет принимает какое-то социально острое решение (по ликвидации учреждений, сокращению работников) и министерство с ним не согласно, то мы доводим свою позицию до руководства муниципалитета, разъясняем нормы закона, участвуем в принятии решений.
- Нельзя не затронуть вопрос зарплат в отрасли, здесь есть к чему стремиться.
- Хотя в последние годы позитивные изменения есть, бюджетом следующего года, который утвержден на этой неделе, заложен рост фонда оплаты труда, в том числе и для работников краевых учреждений культуры. Объем дотаций муниципалитетам также увеличен, так что и там будет возможность увеличения заработных плат. Понятно, что в случае зарплаты всегда хочется более быстрого и существенного роста, но для нас важен сам факт того, что экономика края позволяет людям получить определенную прибавку.
- Через две недели торжественно откроется Год театра в России. Что будет считаться его хорошим итогом?
- Когда год проходит, мы, конечно, вспоминаем яркие акции, но со временем они теряют актуальность. Остается либо материальный след, либо новая традиция. Поэтому я напомню о строительстве нового здания театра кукол "Сказка", долгожданной реконструкции Рубцовского драмтеатра, которая завершится в следующем году, и сдаче уникального жилого дома в Барнауле для работников театрально-концертных учреждений и их семей. Это то, чего потом не отменить.
А в качестве новой традиции мы хотим раз в два года проводить фестиваль театров кукол, который задуман как всероссийский. И, конечно, ставим задачу оживить театральную среду яркими премьерами, гастрольными показами, театральными лабораториями.
Досье
Елена Безрукова родилась в Барнауле в 1976 году. В 1998 году окончила юридический факультет Алтайского государственного университета, в 2005-м – психологический факультет Томского государственного университета. С 2006 года работала юрисконсультом в краевом управлении по культуре. В 2009 году назначена заместителем начальника управления. С 2010 года стала и. о. начальника управления, а в ноябре 2012 года назначена начальником управления. Является членом Союза писателей России, автором нескольких поэтических книг.
Из основных полномочий
– реализация государственной политики в области культуры, искусства, кинематографии, художественного образования и архивного дела;
– содействие гражданам в реализации конституционных прав на свободу творчества, участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям;
– оказание организационной, методической, консультативной и правовой помощи органам местного самоуправления, подведомственным и муниципальным учреждениям культуры;
– содействие расширению гастрольной и выставочной деятельности на территории края, развитию межрегиональных связей и контактов творческих коллективов и учреждений культуры;
– право приобретать в собственность Алтайского края произведения изобразительного, прикладного, музыкального искусства, драматургии, киноискусства, изделия мастеров народных художественных промыслов и ремесел.
Специальный вопрос "АП"
- Продолжите, пожалуйста, предложение: "Алтайский край для меня – это..."
- Это мой родной дом!