Дорогие читатели, уж извините за столь лаконичное название материала, но в нем содержится вся суть решения вопроса, поднятого не так давно в нашей газете в связи с проведением капитального ремонта в некоторых домах райцентра, который производится по федеральной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов".
Вкратце. Уже несколько лет жильцы многоэтажек сдают деньги на капитальный ремонт и ждут, когда подойдет их очередь. Для тех, кто оказался в числе счастливчиков, собрав необходимую сумму, региональный оператор "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края" с помощью аукционных процедур определяет подрядчика проведения работ. Так было в прошлом году, и подрядчик прекрасно справился с поставленной перед ним задачей, так в 2017 году в райцентр пришла и красноярская компания ООО "Техно". Вот только из всех сроков она смогла лишь вовремя зайти на объекты и демонтировать кровли у нескольких домов. Увы, на этом активная фаза деятельности прекратилась, и рабочие однажды вовсе исчезли с объекта, оставив некоторых жильцов домов в прямом смысле без крыши.
В результате дома со вскрытыми кровлями в период обильных августовских дождей пролило насквозь. У людей в квартирах вспучились полы, стены, отсырела мебель и т.д. В общем, для каждого собственника – "счастливчика", до кого дошел "капитальный ремонт", радость обновления кровли обернулась большой бедой. Наиболее сильно от халатности подрядчика пострадали жители дома номер 21 по улице Маяковского. В квартире 76-летнего пенсионера потоп привел к тому, что провалился потолок, и в нем образовалась внушительных размеров дыра.
Хоть представители подрядчика вины в случившемся и не отрицали, но исправить замечания не спешили. Дома без крыш простояли почти два месяца, в квартирах поселились сырость и холод. Но самое страшное, что как ни старались люди найти защитников в своем горе, так им это и не удалось сделать.
Мы решили вмешаться в ситуацию и помочь людям хоть как-то повлиять на продолжение работ или хотя бы ответить на извечный вопрос "Кто виноват?". Но тоже уперлись в стену! Как оказалось, практических механизмов влияния на подрядчика, пока не истек срок контракта, нет (в доме на Маяковского он закончился только 2 октября). Виной тому несовершенное законодательство, которое не позволяет вмешиваться в дела подрядчика не только органам местного самоуправления, но и даже самому региональному оператору – заказчику проведения ремонта.
Мы не останавливались и пытались "бить во все колокола". На нашу удачу в начале сентября в районе побывала депутат Государственной Думы от "Единой России" Раиса Васильевна Кармазина. Мы рассказали ей о проблеме, о бездействии подрядчика, показали фотографии из квартиры пенсионера, где провалился потолок. Жители дома написали обращение на имя депутата. И вот, наконец-то, пришел ответ от Раисы Васильевны. Основан он на ответе регионального оператора, который был дан по ее запросу о ситуации с многоквартирным домом в Богучанах. Хотим, чтобы и вы, уважаемые читатели, ознакомились с тем, как ситуация выглядит со слов Заказчика – генерального директора "Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края" Н.И. Авдеева:
"Уважаемая Раиса Васильевна! "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края" (далее – Региональный фонд), рассмотрев коллективное обращение граждан по вопросам капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, с. Богучаны, пер. Маяковского, д. 21, сообщает следующее.
Региональным фондом заключен договор на выполнение капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома от 24.05.2017 № 35-КР (далее – Договор) с подрядной организацией ООО "Техно" (далее – Подрядчик). При осуществлении строительного контроля Региональным фондом произведено пять выездных проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о проведении мероприятий по предотвращению повторных подтоплений жилых помещений. Согласно условиям договора, срок окончания работ – 02.10.2017 г., при нарушении договорных обязательств предусмотрено применение штрафных санкций".
Подрядчик обязан возместить ущерб, нанесенный при выполнении работ по настоящему договору. Требование о возмещении ущерба с приложением документов, подтверждающих причинение ущерба и его размер, должно быть рассмотрено и удовлетворено Подрядчиком. В случае отказа Подрядчика в удовлетворении требования о возмещении ущерба спор передается заинтересованной стороной на рассмотрение в суд".
Ситуация, произошедшая в этом году с домами, попавшими под реализацию программы капитального ремонта, наглядно показала слабые стороны законодательства в этой сфере. Получается, никто из жителей домов, где запланирован капремонт, не застрахован от того, что им попадется нерадивый подрядчик и произойдет вышеописанное безобразие, и что, увы, в процессе срока исполнения работ практически никто не в силах повлиять на него. Нам, прямо скажем, очень сильно повезло, что Р.В. Кармазина побывала у нас и занялась проблемой – это дало эффект. Но каждый день к нам депутаты Госдумы не наведываются, увы. Поэтому приходим к выводу, что до сих пор ситуация с капитальным ремонтом неоднозначная.
А что стало с ремонтируемыми домами? На 10 октября, как мы выяснили, новая кровля у них, наконец-то, появилась. В квартиру, где обрушился потолок, были завезены стройматериалы для устранения последствий капремонта. Вроде как получается, что подрядчик реабилитировался, все встало на свои места, людям вернулись тепло, защита от осадков и вера в то, что они небезразличны власти. А вот кто им вернет нервы? Кто возместит два месяца некомфорта и испорченное имущество? Это уже другой вопрос. Каждый собственник будет решать его самостоятельно…
Степан МЕТЛЯЕВ.
Фото автора.