Ноябрь, короткие дни, уже долгие ночи и ранние вечера. Широкая Ангара без шума мотора парома, невидимая, только слышимая. Начался период межнавигационной паузы, связанный с установлением льда на реке. А жителям правого берега остается только ждать, когда весной, после ледохода, паром вновь возобновит свою работу.
Каждый день постепенно переваливал паром через Ангару, его палуба неизменно была уставлена автотранспортом. И пока он шел с правого берега на левый, а это три километра, в ожидании его на берегу выстраивались очередные колонны машин. В них КамАЗы с лесом, автофургоны, легковые автомобили… И люди, неутомимо спешащие по делам с берега на берег.
Навигация на судне начинается сразу после освобождения реки ото льда и продолжается осенью до тех пор, пока уровень воды и мороз не возьмут свое.
С одним из капитанов Алексеем Кочетовым мы разговаривали еще в начале октября, в разгар навигации. В выходной день, во второй половине дня я пришла на паром не в качестве пассажира, а корреспондента. Палуба "Ангары-30" была плотно и разумно заставлена транспортом.
– Велик ли экипаж?
– Очень, – смеется Алексей. – Со мной – три человека. Алексей уже 35 лет на судне, из них на пароме Гремучий-Богучаны – два года.
– Не надоело?
– Кому как. Привычка уже.
– А как пришла идея работать на флоте?
– Капитаном хотел стать еще в детстве, потому что бабушка, дедушка и отец флотские. Еще мальчишкой прибегал к ним, смотрел, как работают другие и в мыслях представлял, что стою за штурвалом.
За беседой незаметно подошли к правому берегу. Разгрузились. Закончив погрузку, идем обратно.
– Не сложно ходить по такой уже, к сожалению, мелкой реке?
– Сложно, конечно. Наша Ангара жутко обмелела. Но пока воды хватает. Чтобы не сесть на мель, у нас четко проложен маршрут и поставлены метки в тех местах, где совсем мелко. Особенно тяжело ходить в ветреную погоду. Не дай бог паром отнесет немного в сторону… И к берегу сложно подойти в такую погоду. Каждый день пассажиры спрашивают, до какого времени продлится навигация. Четкого ответа мы дать не можем, все зависит теперь от сброса воды Богучанской ГЭС.
– Многие считают вашу профессию одной из самых романтичных. Так ли это?
– Да, в чем-то романтика есть. Водные просторы всегда красивы. Особенно на закате солнца. Да и вообще, природа ангарская по-особенному завораживает. Ею нельзя не любоваться.
– Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать человек, выбравший такую работу?
– Самое важное, по моему мнению – это ответственность, ведь мы в ответе за жизнь и здоровье людей. Порой нужно быстро принимать правильные решения. Где-то построже с людьми быть, ведь некоторые не понимают элементарных правил: то мусор, например, на палубу кинут, то прыгают с аппарелей на берег раньше времени…
Вот подошли к левому берегу. Четко швартуемся у причала. На борту появился мужчина. Приветствуя весь экипаж, поднимается на катер.
– Это мой напарник – капитан Валерий Лемешко. Буду смену сдавать.
В этом году навигация окончилась четвертого ноября. А пассажирам так не хочется прощаться на долгую зиму с паромом… Но настанет весна, и он вновь начнет работать, держа курс "берег левый, берег правый".
Варвара БОГОМОЛОВА.
(АП)