29 октября 2018 года исполняется 100 лет со дня образования ВЛКСМ. Можно по-разному относиться к идеалам прошлого: ностальгировать по ним или считать пережитком минувшей эпохи… Но тот факт, что дела комсомольцев сохранились в истории России, отрицать нельзя. История комсомола – история людей. Увы, многие ее страницы уже утеряны вместе с ушедшими поколениями. Я постараюсь вспомнить ту часть моей истории, которую храню до сих пор в памяти.
Родилась в 1949 году в п. Манзя. Росла в простой огромной крестьянской семье. У меня было 5 братьев и две сестры. В 1941 году, когда началась война, отца забрали на фронт. Вернулся с фронта тяжело раненым. Когда мне исполнилось 5 лет, отец ушел из жизни. Мама одна продолжала воспитывать нас четверых. Старшие братья и сестры уже определились в жизни.
Мои детские воспоминания связаны со школой в маленьком поселке лесозаготовителей Каулец, которая располагалась на берегу Ангары.
В советские времена организация работы с детьми была четкой. В первом классе нас принимали в октябрята, вручали значки – звездочки. У нас появлялись первые обязанности, ответственность. Поручали выполнять пусть простые, но очень важные, на наш взгляд, задания. Класс делился на "звездочки" по пять человек в каждой (по числу лучей октябрятского значка), избирался командир. Появлялся первый коллектив, который мог повлиять на каждого ребенка. Это объединяло ребят. Главная задача октябрят хорошо учиться и вступить в пионеры.
В третьем классе торжественно, под звуки горнов и барабанов меня приняли в пионеры. Дав торжественную клятву, мне повязали алый галстук, выдали пионерский значок. Появились новые обязанности и новый уровень ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей. Все пионерские дела проводились под девизом: "Пионер – всем ребятам пример!"
В 1960 году мы переехали в п. Манзя, где я пошла в 5 класс. А в 1966 году окончила 10 классов Манзенской школы.
В школе, на протяжении всей учебы, была ярким активистом. В 5 классе избрана председателем Совета отряда, затем председателем Совета дружины им. В. Дубинина.
Принимала участие во всех общественных мероприятиях как отряда, так и школы.
Сбор макулатуры, металлолома, тимуровское движение. Причем все дела проводились с воспитательной целью. Пионерская организация приучала нас к великим делам страны. Вырабатывался патриотизм, любовь к Родине. Была насыщенная тимуровская жизнь: помощь пожилым людям, инвалидам. Этим воспитывалось уважение к старшим. Занять отрядом первое место в проводимой в школе акции было делом чести. И мотивацией выступала не материальная награда, а стремление быть лучшим, быть впереди…
В комсомол вступила в 1963 году, но не как в пионеры, всем отрядом, а на индивидуальной основе. Для подачи заявления нужна была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой. Быть принятым в комсомольскую организацию было почетно. Для этого нужно было хорошо учиться, быть активным в общественной жизни класса и школы, быть с активной жизненной позицией, нужно было интересоваться всем, что происходит в стране и во всем мире.
Тем, чье заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед собеседованием тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Подготовка включала в себя заучивание устава ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей комсомола и партии, важных дат, а также (самое главное) придумывание ответа на вопрос "почему ты хочешь стать комсомольцем?". Любой из членов комитета мог задать каверзный вопрос в попытке "завалить". Если кандидат проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет. "Если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими".
Именно вот такой девиз носила наша организация им. А. Матросова. Вступление в ряды ВЛКСМ, вся комсомольская жизнь и сегодня одно из самых ярких моих воспоминаний.
Началась бурная, интересная комсомольская жизнь. Мы провели комсомольское собрание с распределением поручений. Меня, как самую активную (я была председателем Совета пионерской дружины имени В. Дубинина), выбрали комсоргом класса, затем комсомольским секретарем школьной организации.
После окончания педагогического училища, возвращаюсь в родную Манзенскую школу, начинаю свою трудовую деятельность старшей пионервожатой. Затем назначена заместителем директора по воспитательной работе. Опыт, накопленный во время учебы, опыт, который передали педагоги-наставники, плюс организаторские способности, творческий талант помогли мне в работе. Как пословица говорит "Где родился, там и пригодился" – относится ко мне. Ведь я родилась в Манзе, начала учиться в этой школе и была первой выпускницей в 1966 году. Без всякого сомнения с таким коллективом энтузиастов, заводил, неиссякаемой творческой энергией можно было и, как говорится, "горы свернуть". Конечно же, при большом желании.
Избрана секретарем учительской комсомольской организации. Это была большая честь для меня. Какими же были будни комсомольца?
Такими же, как и сегодня. Просто все зависит от человека, а потом уже от времени. Можно жить полно и интересно, а можно просто жить, прозябая и ничем не интересуясь.
В задачи комитетов комсомола входила организация досуга молодежи. Для того, чтобы молодежи было интересно, устраивались различные тематические вечера отдыха, конкурсы, викторины, диспуты, проводились творческие отчеты, в которых принимали участие педагоги, ученики, представители поселковых организаций.
В те годы молодежь активно посещала дискотеки, которые устраивались в сельском Доме культуры. Приходили парни и девушки со всего поселка. Знакомились, общались, здесь завязывались отношения.
Не оставались без внимания комсомола добрые дела. Комсомольские субботники, помощь престарелым одиноким пенсионерам, участникам войны, вдовам. Устраивали с ними встречи, записывали их воспоминания. Выезжали на работу в леспромхоз, лесхоз (чистили площадки от мусора на нижнем складе ЛПХ, заготавливали шишки для будущего посева в лесосеках), занимались благоустройством пришкольного участка, ухаживали за памятником участников ВОВ, которые ушли на фронт из поселка и погибли на фронте.
Ежегодно принимали участие в неделе Памяти, в митинге на 9 Мая. Кажется, наша комсомольская юность была вчера, об этом помнит и сможет рассказать любой комсомолец. Только вот передать атмосферу всех этих мероприятий не очень легко. Считаю, что комсомол был тогда настоящей школой, он воспитывал будущие молодые кадры народного хозяйства. Комсомольское слово не расходилось с делом.
Сейчас я понимаю, что многое в коммунистической идеологии, являвшейся стержнем ВЛКСМ, было взято из тех фундаментальных ценностей, которые были выработаны человеческой цивилизацией и были закреплены в памятнике мировых религий – Библии. Но идеология-то была правильная. В нас воспитывали хорошие качества. С детства прививали умение дружить, взаимопомощь, ответственность, милосердие.
Сегодня на государственном уровне признали, что молодежная организация нужна. Ведь молодость – это время общения, время завязывания дружбы. Комсомол познакомил и накрепко сдружил нас. Я до сих поддерживаю связь с теми, кто был комсомольцем, с кем пришлось жить и работать в 70-е годы. Мы общаемся, всегда находим друг для друга какие-то теплые слова, как и в прошлом, поддерживаем друг друга. Конечно, товарищи уходят. Но эти годы – очень яркий период нашей жизни!
На мой взгляд, сегодняшняя воспитательная система очень проигрывает перед тогдашней. Сегодня молодежь менее организована, менее активна. Хотелось бы, чтобы лучшие традиции комсомольской организации нашли место в новой жизни, хотя сделать в наше время это нелегко.
Мне скоро 70, но "единственный друг, дорогой комсомол, ты можешь на нас положиться" и сейчас. Продолжаю работать учителем в школе, воспитываю в детях чувство гордости за нашу страну, чувство милосердия, дружбы, ответственности, стараюсь заряжать учеников своей активностью.
Хочу закончить свои воспоминания словами:
"Не расстанусь с комсомолом,
Буду вечно молодым!"
Александра Зарубина,
учитель Манзенской
средней школы.